Украденные храмы /

Гандзасар - памятник Кавказской Албании

 

Одним из важнейших событий, происшедших в духовной жизни средневекового Азербайджана (Кавказская Албания), явилось признание христианства с первой четверти IV века государственной религией страны. Составляя отдельный этап в истории азербайджанского народа, христианство играло весьма значительную роль не только в духовной, но и в политической, экономической и культурной жизни народа. Однако христианство не могло играть той роли в Азербайджане, какую оно играло в Армении и Грузии. После завоевания страны арабами и насаждения исламской религии среди масс, а также в результате борьбы с различными течениями внутри самого христианства, идеологическая и экономическая мощь албанского католикосата была сильно ослаблена.

 

Начиная с VIII века, в политической и религиозной судьбе народа Албании произошел ряд событий, способствовавших отчуждению народных масс друг от друга. Характеризуя этот период, академик

Н.Я. Марр писал: "В Албании развернулась борьба халкедонитов с антихалкедонитами, причем ни те, ни другие не спасли албанскую национальность. Халкедонство подготовило путь к господству грузин, а антихалкедонство - армян. Западная часть ее, так сказать, Грузинская Албания, действительно огрузинилась. Это - древняя область Эретия, позднее вошедшая в пределы Кахетии... Восточная часть юго-восточной Албании, судя по армянским источникам, значительно раньше стала достоянием антихалкендонитской церкви Армении". Начиная с IX в., идет процесс отчуждения между горными и низменными районами Азербайджана. В народных массах вырабатывается обособленное мировоззрение; в нагорных частях под влиянием армянского духовенства продолжает существовать и усиливаться христианское миропонимание. На остальной же территории и по направлению торговых путей усиливается влияние Ислама. Таким образом, большая часть населения Азербайджана мало-помалу отчуждается от другой части населения - христиан.

 

Одним из районов Албании, где продолжало бытовать христианство до XIX в., была, расположенная на юго-восточном склоне Малого Кавказа область, которая в источниках названа Гаргар, Арсаг, Хачын, Карабах и т.д. "Центром этого княжества, составлявшего, очевидно, часть древней Албании, был бассейн реки Хачынчай и отчасти река Тертер" (И.О.Орбели). В XII в. здесь возникает Хаченское феодальное княжество, игравшее важную роль в истории народов Закавказья. Во главе Хаченского княжества стоял род Джалалидов, Представители этой династии носили титул князей "Сюника и Албании", "Царь Албании", "Окраинодержатель Албании" и пр. Одним из видных представителей этого рода являлся Гасан Джалал Довле, игравший важную роль в политической жизни. Гасан Джалал в источниках характеризуется как набожный, благородный и могущественный князь. По Киракосу Ганзакеци, он был сын сестры знаменитых Захари и Иванэ, муж благочестивый, набожный, скромный и тихий, милостивый и любящий нищих. Он очень почитал священников, любил науку и занимался чтением священного писания.

 

Авторитет Гасана Джалала, имевшего прозвище "Джалал Довле", базировался на том, что его дочери заключили очень выгодные политические браки: одна вышла замуж за князя Орбеляна Тазаика, другая - за князя Умеке из Тифлиса, третья - за монгольского князя Пара Ноина, сына Чармагана. Несмотря на то, что Гасан Джалал был убит в 1261 году монгольским полководцем Аргуном в Казвине, с согласия Хулагу Джаладиды остались владетелями Хачена и сохраняли некоторую автономию до XV в. В ХV веке Каракоюнлу Джаханшах закрепил за Джалалидами титул Мелика. Меликство их сохранилось до XIX в., а последний Мелик из Джалалидов Аллахверди II (1775 -1813 гг.) был свергнут в результате присоединения Карабаха к России. Был ликвидирован также албанский католикосат.

 

Гасан Джалал в своей деятельности придавал большое значение роли церкви в экономической, политической и духовной жизни своих владений. Период правления Гасана Джалала характеризуется восстановлением былого авторитета албанского католикосата. Именно он пожертвовал огромную сумму на строительство различных монастырских комплексов. В период его правления были не только построены многочисленные церковные сооружения, но и заново восстановлены почти все старые албанские строения, расположенные в пределах Хачена. Строительство Гасана Джалала, как отметил И.О. Орбели, простиралось далеко за пределы Хачена.

 

По данным эпиграфических памятников и других источников И.О.Орбели составил полную картину титулования Гасана Джалала, который носил титул "владыка", "князь", "Великий князь", "царь" Хачена, Арцаха, Арана, Албании и т.д. Важно отметить, что все католикосы Албании также назначались из рода Джалалидов.,В источниках Гасану Джалалу приписывается строительство Гандзасарского монастыря. Но, как правильно отмечает Т.И. Тер-Григорянц, монастырь Гандзасар существовал задолго до Гасана Джалала, который построил здесь только храм прекрасной архитектуры, о котором пишет Киракос Гандзакеци.,Надо отметить, что Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X в. Он назвал в числе албанских сановников, которые отказывались от опеки патриарха, и владетеля Гандзасара. Монастырь позднее был описан Мхитаром Гошем как Пантеон князей Хачена в XII веке.

 

По данным эпиграфики, сохранившейся в самом монастыре, строительство ныне существующего храма начато в 1216 г. в соответствии с завещанием отца Гасана - Вахтанга. На могильной плите Гасана Джалала сохранилась надпись, которая гласит: "Великий князь Джалал, исполнив завещание родителя своего, построил эту великолепную и каменную (капитальную) церковь в 665 г. х. (1216 г.) и, опоясав ее всевозможными рисунками (украшениями), закончил по воле своей, Джалал Довле, и супруги его Мамкан в 687 году" (1238 г.).

 

Жена Гасана Джалала Мамкан построила великолепный гавит у ворот этой церкви. Церковь торжественно была освящена в 689 г.х. (1240) при патриархе Тер-Нерсесе, католикосе Албании. Об этом сохранилась надпись, которая гласит: "Сия церковь освящена в 689 (1240) году в патриаршество Тер-Нерсеса, католикоса Албанского".

 

Первоначально Гандзасар был местом погребения Джалалидских князей, а также албанских католикосов и важных лиц Хачена. В дальнейшем Гандзасар становится главным центром албанской культуры. Там находились резиденции албанских католикосов, школа учителей, хранилище рукописей и т. д.
Приведем некоторые надписи на надгробных камнях:
"Сия есть могила Григория, католикоса Албанского в 1102 (1653) году".
"Сия могила Еремин католикоса Албанского из рода Джалал Долы в 1149 (1700) году".
"Сия есть могила Есайи католикоса Албанского... 1177 (1728)".
Даже в конце XVII в. местное население называло Гандзасар албанским.
Священник из села Талыш Апав, восстановив крыши монастыря, оставил там надпись, которая гласит: "...на наши праведные средства построили в святом престоле Албанского Гандзасара крыши и разрушенные стены церквей".

 

Гандзасар и ее жематун представляет собой очень важный документ для изучения истории поздней Албанской церкви XIII в. Памятник содержит многие диофизитские элементы (в отличие от армянских - монофизитских), что еще раз свидетельствует о стремлении в XIII в. Албанского католикосата к самостоятельности.

 

Рашид Геушев, доктор археологии, профессор
http://myazerbaijan.org

Библиотека

İstiqlal yürüşü -1918

Подробнее

Социальные сети