Проекты / «ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ» /

Часть 13. Как греки хотели упразднить армянский патриарший престол

 

На всем протяжении своей более чем тысячелетней истории Византийская империя являлась оплотом христианства. Если на начальном этапе Константинополь соглашался разделять власть над христианским миром наравне с папским Римом, то в дальнейшем ориентация сместилась в направлении востока.

 

Константинопольский патриархат прилагал немало усилий для объединения под своим началом всех восточных церквей, к числу которых относилась  и армянская церковь. Надо особо отметить, что занявшее непримиримую позицию по отношению к ортодоксии (православию) армянское духовенство периодически, в силу различных обстоятельств, то без колебаний соглашалось на унию с православием, то отказывалось от своих решений в дальнейшем.

 

В предыдущей статье  ( см. Часть 11) мы на основе византийских и армянских источников дали анализ военно-политических аспектов правления василевса Константина Х Дуки. В настоящем материале будет освещена религиозная политика этого императора, которая, подчеркиваем,  практически не нашла отражения в византийских источниках.

 

Реконструкция межконфессиональных отношений возможна лишь по информации, имеющейся в сирийских, армянских и мусульманских источниках. Отношения с мусульманскими владетелями были, в основном, мирными. Империя если и не смирилась с потерей некоторых территорий, то и не желала воевать с соседями. Имевшие место эксцессы не оказывали серьезного влияния на дальнейшие отношения.

 

Дука сосредоточил свое внимание, помимо реформы судейской системы, на соединении константинопольского патриархата с  другими восточными христианскими церквями. В 1044г. армянский анийский царь Гагик II Багратуни в обмен на византийские титулы, земельные наделы и звонкую монету отдал Византии Анийское царство. В 1064 он же отдал и Карс, а  взамен в управление получил от Константина Х Дуки города Цамндав, Ларису, Амасию, Коман. 

 

Но планы Константинополя заключались в полной интеграции армянского населения империи в состав византийского общества. После ликвидации призрачной, политической, независимости эфемерных армянских "государств  византийский престол взялся за армянскую церковь.

 

В 1065 году умер каталикос Тер-Хачик II Анеци, «который занимал эту должность на чужбине в течение шести лет» (5, 37), находясь в византийском плену. После этого византийский престол решил подчинить себе армянское духовенство.  Тем более, что после восторжествования иконопочитания в Византии в IXXI вв. было создано большое количество полемических сочинений против восточных схизматических ( прим. – раскольничьих) церквей, в частности, против армянской церкви. К их числу принадлежат бичующие нравы и обычаи армянского духовенства Послания патриарха Фотия и его современника Никиты Византийского, а также труд монаха Никона «О нечестивой вере армянской», целью которых было воссоединить армянскую церковь с православием (1,206 – 207). Эти труды отражали отношение константинопольского патриархата и престола к армянским схизматикам  (прим. – раскольникам).

 

Как пишет автор «Летописи» Смбат Спарапет, «греки хотели совершенно упразднить патриарший престол армянского народа» (5, 36). В 1065г.  в столицу отправился вардапет (архимандрит – З.М) Акоп Карабнеци для ведения полемики с греческими богословами. Не сумев победить их в споре, вардапет перешел на сторону православия и подписал документ о соединении армянской и византийской церквей. Документ был экпонирован в св. Софии "как признак (религиозного) единства между армянами и греками" (2, 38).

 

Узнав об итогах спора Карабнеци с православным духовенством,  в столицу прибыл Гагик II и порвал соглашение, заверенное Акопом Карабнеци.  Смбат Спарапет, приводя апокрифический рассказ о защите экс-царем армянского вероисповедания, подчеркивает, что «более в армянскую среду архимандрит Карабнеци не вернулся» и умер в Эдессе. Бывший царь Ани, очевидно, дал знать Константину Х, что подписание документа со стороны Карабнеци не означает,  что это примут все армянские иерархи, и своевольного вардапета ждут большие неприятности от козней бывших единоверцев.

 

Василевс внял  Гагику и оставил все как есть. Но при этом из слов армянского экс-царя, что "таких людей ( прим. – как Карабнеци) в Армении много" (5, 38) император сделал вывод, что в среде армянского духовенства есть тенденция к соединению с греческой церковью (там же).

 

Стремление Константинополя объединить все христианские силы перед лицом внешней угрозы потерпели крах из-за инсинуаций армянской аристократии и духовенства, как правило, состоявших между собой в родстве. В дальнейшем это приведет Византийскую империю на грань катастрофы.

 

 

Литература:

 

  1. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX,X и XI вв. М, 1902
  2. Михаил Пселл. Хронография, пер. Я.Н. Любарского, М, 1978
  3. Мохов А.С. Военная политика Константина X Дуки. Научные ведомости БелГУ, серия История. Политология. Экономика. Информатика, 1(96), Белгород, 2011
  4. Скабаланович  Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке. Книга I, из-во Олега Абышко, СПб, 2004.
  5. Смбат Спарапет. Летопись, пер. с древнеарм., прим. и комм. А.Г. Галстяна, Ереван, 1972
  6. Степаненко В.П., Мохов А.С. Балканский этап карьеры Васила, сына Апухапа.

 

 

Заур Мехдиев

Библиотека

Армянские учёные и вопиющие камни

Подробнее

Социальные сети