«Геноцид армян» Правда ли? /

Правда и вымысел об армянском геноциде

Никому не секрет, что к возникновению "вопроса о геноциде армян" причастны как западные державы в лице Англии и Франции, так и царская Россия, стремившиеся под предлогом защиты христиан от жестоких и коварных мусульман разрушить Османскую империю и тем самым не только усилить свои позиции на принадлежавших ей территориях, но и аннексировать многие из них. Так, Российская империя, ради того, чтобы установить контроль над Средиземноморьем поддерживала националистические настроения подданных Османской империи из числа христианских народов, в частности тех, с кем она разделяла общую православную религиозную веру - греков и славян на Балканах, а также армян.


Начало Русско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.) стало поводом для создания в среде националистических кругов далеко идущих планов по созданию независимого армянского государства. 1880 год ознаменовался образованием в Восточной Анатолии нескольких революционных армянских групп. Однако они не добились большого признания, поскольку армяне жили в мире и согласии, не имея никаких серьезных претензий к османской системе правления. Именно это обстоятельство заставило армянские националистические центры несколько лет спустя передислоцироваться в другие европейские страны. Так комитет "Хунчак" был учрежден в Женеве в 1887 году, а комитет "Дашнак" - в Тифлисе в 1890 году. Обе организации во главу угла поставили политику террора и воинственного шовинизма в отношении нехристианских народов империи и были носителями радикальных националистических взглядов и убеждений. Как отмечал армянский историк К.С. Папазян, "целью общества "Дашнак" было достижение политической и экономической свободы Турецкой Армении посредством восстания: терроризм был впервые принят Дашнакским комитетом Кавказа в качестве метода достижения своих целей" А один из дашнакских учредителей и идеологов признавал: "Правда состоит в том, что партия "Дашнакский комитет" управлялась олигархией, для которой частные интересы партии были важнее, чем интересы народа и нации. Они (дашнаки) проводили сборы пожертвований среди буржуазии и крупных торговцев. Наконец, когда эти средства закончились, они обратились к терроризму..."

В конце XIX - начале XX вв. "Хунчак" и "Дашнак" совершили множество терактов в Османской империи, несколько мятежей и бунтов, попытку покушения на султана Абдул-Хамида XI. В ответ на бунты Османское государство реагировало в точности так же, как и остальные государства в подобных случаях, посылая вооруженные силы против мятежников для восстановления порядка. Однако европейская публика и пресса, взбудораженные столь изощренными и красочно преподнесенными измышлениями самих революционеров, каждую естественную ответную реакцию властей по восстановлению порядка воспринимали как "резню" христиан, игнорируя тысячи убитых в противостоянии с ними турок мусульман, и автоматически принимались в расчет только армянские претензии к туркам.

Несмотря на множество заявлений, сделанных в пользу армянской стороны, имеется немало аргументов, подтверждающих, что действия националистов носили отнюдь не мирный и благородный характер. Так, британский посол в Стамбуле Карри, которого трудно заподозрить в симпатии и предрасположенности к туркам-мусульманам, сообщал в Лондон: "Целью армянских революционеров является возбуждение беспорядков, чтобы османы отреагировали на насилие, и тем самым заставить великие державы вмешаться".

Аналогичного мнения придерживался и британский консул в Эрзуруме Грейвс: "Цель революционных комитетов - возбудить общее недовольство и заставить турецкое правительство ответить насилием, привлекая тем самым внимание иностранных держав к мнимым страданиям армянского народа, и заставить их действовать для исправления ситуации". Отвечая на вопрос корреспондента "Нью-Йорк Геральд": "Произошли бы эти столкновения, если бы армянские революционеры не прибыли в страну из заграницы?", Грейвс искренне ответил: "Конечно, нет. Я сомневаюсь, что хоть один армянин был бы убит".

Начало первой мировой войны и вступление в нее Турции на стороне Тройственного союза против сил Антанты, послужило еще одним поводом для осуществления армянскими националистами поставленных перед собой целей и задач. Историк Л. Налбандян, замечает, что "армянские революционные комитеты посчитали наиболее благоприятным моментом для начала общего восстания и достижения своих целей в то время, когда Османская империя находилась в состоянии войны", что ослабляло ее способность по поддержанию порядка и стабильности внутри страны в столь суровые для нее времена.
Еще до вступления Турции в войну прошла встреча османских лидеров с дашнаками, в надежде заручиться их поддержкой. Примечательно, что дашнаки заявили им, что, будучи законопослушными гражданами своей страны, готовы исполнить воинский долг. Но как только Россия объявила войну Османской империи, в официальном печатном органе дашнакского общества "Горизонт" появилось утверждение следующего характера: "Армяне выступили на стороне государств Антанты без малейшего колебания; они предоставили все свои военные силы в распоряжение России и начали создавать батальоны добровольцев".
В одной из инструкций армянских националистов говорилось: "Нам следует использовать все возможные средства для оказания помощи государствам Антанты, мобилизовать все силы в борьбе за победу в Армении, Киликии, на Кавказе и в Азербайджане в качестве союзника стран Антанты и, в частности, России".

Широко и почти повсеместно происходили акты массового дезертирства армян из османской армии и перехода к русским. Несколько месяцев спустя после начала войны армянские партизанские отряды стали совершать нападения на турецкие города и другие населенные пункты на востоке страны, безжалостно истребляя мирное население. Одновременно они саботировали военные действия османской армии, разрушая дороги и мосты, нападая на караваны с грузами. Все это в сумме и стало истинной причиной гражданского противостояния турок против армян.
В марте 1915 г. русские войска начали продвигаться к городу Ван (на востоке современной Турции). Сразу же 11 апреля 1915 г. чтобы обеспечить быстрый и легкий захват города русскими, вооруженные армяне подняли восстание, уничтожив всех турок на близлежащих территориях. Неудивительно поэтому, что царь Николай II послал телеграмму армянскому революционному комитету Вана 12 апреля 1915 г., в которой "благодарил их за службу России".
В сложившихся обстоятельствах, когда армия противника вела широкое наступление на востоке, а армянские партизаны атаковали османские армии с тыла, властям Османской империи ничего не оставалось, как принять решение о депортации армян из районов военных действий. Очевидно, что оно было вполне обоснованным и полностью оправданным средством самозащиты.
Депортации подверглось около 700 тысяч человек. К тому же, нужно принять во внимание, что депортация и расселение армян происходили в условиях, когда Османская империя страдала от острого недостатка, продовольствия, медикаментов и других ресурсов, а также от массовых эпидемий чумы и холеры. Не нужно забывать и о том, что в те дни, целая османская армия, насчитывавшая 90 тысяч солдат и офицеров, погибла на востоке из-за болезней, а в течение войны умерли почти четыре миллиона турецких подданных, принадлежавших к различным вероисповеданиям.
Несомненно, что на плечи того большого числа депортированных армян легло много бед и страданий, в результате чего многие из них умерли в пути из-за болезней и тягот переезда. Никто не исключает того факта, что, возможно, имели место эксцессы и стычки на национальной и религиозной почвах, в результате которых пострадали невинные люди. Но все же, говорить о 1,5 миллионе погибших, а также о происшедшем как о "первом геноциде двадцатого века", якобы совершенном турками против армян, по меньшей мере, неверно и несправедливо, ибо это является откровенным искажением исторических фактов.
В мировой истории имеется огромное множество доказательств того, что на протяжении веков турецкий и армянский народы проживали бок о бок в мире и согласии, развивая и укрепляя взаимные узы доверия и братства. В Османской империи армянской общине были предоставлены полноправные возможности для развития и роста. Благодаря благоприятным условиям, созданным для представителей армянской национальности, миру стали известны такие имена деятелей искусств, как, архитектор К. Балян, спроектировавший дворцы Чраган и Долмабахче в Стамбуле; музыкант Т. Чухаджян, написавший первую турецкую оперетту "Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1875); режиссер, актер А. Вардовян, основавший турецкий театр, и организовавший в Константинополе труппу "Вардовян татерахумб" ("Труппа Вардовяна") и др.
Из числа армян, назначенных на высшие государственные и правительственные посты в системе правления Османской империи, можно отметить: Акопа Газазян-паша, маршала Карапет-Артина Давуд-паша, Антона Тинкир Явера, Воскана Мартикяна, Петроса Аладжяна, Григора Синопяна, Григора Агатона, Габриэла Норатункяна, Микаэла Португалян-паша, Саркиса Ованнес-паша. Среди представителей этой национальности имелись послы и консулы, такие как Тигран Алексанян, Эдвард Зограб, Овсеп Мисакян, маршал Ованес Гуюмджян-паша, Мигран Кафафян, Овсеп Азарян, Саркис Палян, Грант Тюз, Тигран Хюнкарбейендян, Минас Гером, Ованес Нафилян, Грант Норатункян, Арсен Анян, Манук Азарян, Бюзанд Манас, ПуЙен Панос, Мкртыч Еремян. Были также депутаты османского парламента в Константинополе: Ованнес Аллаверди, Сепух Максутян, Рубен Язычян, Тамуэл Караджян, Саак Яврумян, Григор Зограб, Акоп Шагинян, Микаэл Алтынтоп, Петрос Галаджян, Акоп Папикян, Артин Бозкеренян, доктор Назарет Тагаворян, Степан Спарталеян, Амбарцум Бояджян, Гарегин Пастармаджян, Ваан Папазян, Степан Чраджян, Акоп Солакян, Карапет Таманян.
Вышеуказанное неоспоримо свидетельствует о том, что положение армянского меньшинства в Османском государстве было отнюдь не плачевное, как это выставляют западные историки и публицисты, а наоборот оно пользовалось доверием у турецких правителей, заслужив высокого призвания, как "верная община".

 

Библиотека

1918-ci il Şamaxı soyqırımı

Подробнее

Социальные сети