11.01.2013 17:00
Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «AZER-GLOBE» продолжает проект «Тюркский след в Древнем Мире: Разрушение ложной исторической матрицы».
Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана - 12 часть
290 Птичке звонкой подобный, в горах обитающей; имя
Ей средь блаженных богов - халкида, средь смертных - киминда.
Гера ж стремительно вверх поднялась до Гаргарской вершины
Иды высокой. Увидел ее молневержец Кронион;
Только увидел, и страсть ему вмиг затуманила разум
295 С силой, с какою впервые они насладились любовью,
Вместе взойдя на постель, от милых родителей тайно.
Встал он навстречу, ее называл и слово сказал ей:
"Гера, куда собралась ты? Зачем приходишь с Олимпа?
Я у тебя для дороги коней с колесницей не вижу".
350 Там они улеглись и покрылись густым, золотистым
Облаком; капли росы с него падали наземь, сверкая.
Так на Гаргарской вершине, в объятья жену заключивши,
Спал беззаботно отец, любовью и сном побежденный.
Сладостный Сон же поспешно к ахейским судам устремился,
Гомер, ИЛИАДА, кн. XIV
На первый взгляд совпадение названия вершины Гаргар на горе Ида находящегося в Троаде с именем албанского племени гаргар может выглядеть просто случайным. Даже для историков, или албанологов отношение гаргарских племен с Троей, или восточным побережьем Эгейского моря может выглядеть абсурдным. Можно сказать, что сегодня именно так обстоят дела. И мало кто может себе представить, что гаргары могли иметь очень древнею историю, где они были известны под различными именами.
Вообще поверхностный подход в изучении истории Кавказской Албании породил несколько антиисторических концепций, которые порой опираются на весьма примитивные околонаучные воззрения. Например, кто-то может думать, что «стабильный» этнический состав того, или иного края на протяжении веков, или даже всей истории мог оставаться неизменным, или претерпеть незначительные изменения. Но населения регионов часто мигрировали семьями, или целым племенами и вообще древние люди во многом были больше подвержены динамизму перемещения, нежели как сегодня кажется историкам. И считать гаргарские племена Албании кавказоязычными, или осевших вокруг Кавказского Хребта народностей коренными народами как незыблемая константа является просто следствием примитивного подхода к предмету историографии.
Даже беглый просмотр античности позволяет говорить, что гаргарские племена в свое время были распространены на обширной территории и слова армянского хрониста V века Моисея Хоренского о них и вообще обо всех племенах Си Сака (Трех Стрел) как имевшую некогда «славную историю» находят свое подтверждение. И при анализе данная «славная история» ни кому не позволяет «армянизировать», или «лезгинизировать» историю Кавказской Албании. История Кавказской Албании по большей части является продолжением истории державы кочевых сако-киммерийских племен Ишгуз, то есть древних огузов, о чем мы в предыдущих частях уже приводили исторические факты. И естественно это относится также и к гаргарским племенам, тем более, что на барельефах древних храмов остались их изображения внешности. Эти изображения как зафиксированные исторические свидетельства мы, конечно же, приведем в следующих частях. Они очень интересны и являются документированными фактами, где их неповторимая внешность ярко выделяется, и идентифицировать их кроме как с туранцами никак не получится. И вообще следует всегда помнить, что для ранних античных авторов Кавказ являлся скифским краем, а гора Кавказ находилась в дальнем для ранних греков скифском краю.
В предыдущей части я отмечал, что на территории Хеттской Конфедерации имелись топонимы, связанные с названием скифского племени гаргар. Они отмечены в ассирийских и древнегреческих хрониках. Одним из этих названий является вышеприведенная название вершины на горе Ида на границе Троады с Мусией. Гомер в своей Илиаде очень часто упоминает об этой горе, откуда Зевс и другие небожители античности следили за Троянской войной. Дополнение к этому античный историк Страбон отмечает, что уже в его время в том регионе также существовал одноименный город:
... В то время как он называет самые крайние отроги по обеим сторонам Лектом и Зелией, он также соответственно отличает от них вершину горы Гаргара, называя ее «пиком». Действительно, еще и теперь показывают место в самых высоких частях Иды под названием Гаргар, от которого получили имя теперешние Гаргары, эолийский город... (1)
Город получил название от вершины, но вот от чего, или от кого получила название сама вершина? Не от киммерийцев ли, которые по Страбону, еще до того как жил Гомер, вторглись «вплоть до Эолиды и Ионии» (2), и частично заселили эти края. А это уже эпоха среднехеттского периода. Судья по всему сами «конеборные троянцы» как их именует, Гомер (3) являлись родственными племенами киммерийцам и амазонкам. Во всяком случае, киммерийцы и амазонки в Илионской войне (XIII-XII вв. до н. э.) выступают на стороне троянцев против ахейцев, данайцев и аргивян. А образ прекрасной амазонки Пентесилеи убитой Ахиллом позже использовался во многих рассказах и мифах античности.
Действительно названия этих топонимов по всему периметру Хеттской Конфедерации являются не простыми совпадениями с этнонимом «гаргар». Тем более, что о гаргарейцы в анналах еще проходят как «мужья амазонок». Но начнем изложение с простых фактов. То есть с более, или менее известных сведений, и продолжим менее известными фактами. В первую очередь нужно отметить, что в «Истории Албан» Моисея Каланкатукского, гаргары являются плененными Александром Македонским племенами, «который привел и поселил их близ великой Кавказской горы, - гаргаров и камичиков-ефталитов» (4).
Эфталиты это известные истории белые гунны, которых византийские источники, а также сирийские, армянские и грузинские летописцы именуют турками. Правда, современные индо-ирано-арийски ориентированные «историки» в упор не желают видеть в них тюрков. Эта тема для отдельного разговора конечно и сегодня особенно заострять внимание на ней пока не будем. В данном случае важным сведением является факт переселения гаргарейцев к подножию Кавказской горы, о чем упоминает Моисей Каланкатукский. Хотя он не отмечает именно откуда. И в этом плане сложно однозначно ответить на вопрос пленил ли когда-то А. Македонский гаргарейцев? Или явился ли поход Александра главной причиной переселения гаргарейцев к подножию Кавказа? Ведь так много выдумок связано с этой исторической личностью. Но факт миграций гаргарских племен остается и об этом отмечает также историк Страбон и даже указывает место их первичного местожительства:
Река Мермода, с шумом низвергающаяся с гор, протекает через страну амазонок, Сиракену и через всю лежащую между ними пустыню и впадает в Меотиду. Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры; затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок вместе с какими-то фракийцами и евбейцами (которые в своих кочевьях доходили до этих мест); впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно. (5)
Страбон фиксирует гаргарейцев вместе с амазонками на Кубани и туда же перемешает тракийцев, эвбейцев некогда проживавших на западе от р. Галис (Кызыл Ирмак). И их трения с амазонками, которые могли иметь место только в Анатолии, автоматически перемешаются на Северный Кавказ. Это обусловлено тем, что мифы об амазонках долго сохранялись, летописцы, и географы о них упоминали, хотя при этом никаких материальных доказательств существования отдельных племен женщин-воительниц не имелось. И с расширением географических познаний древних греков земли амазонок отдалялись от исконной Амазонии все дальше в восточном направлении. А после походов Ахеменидов и Александра Македонского многие писатели античности этих гипотетических амазонок переместили за Кавказский Хребет, куда нога эллинов почти не вступала. И по каким-то причинам их почти всегда упоминали наряду с гаргарами. Например, Страбон в другом абзаце опять же упоминает их вместе:
Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами и что в этой стране протекает река Мермадалида посредине между этими племенами и амазонками. Другие писатели, тоже прекрасно знакомые с этими местами (среди них Метродор Скепсийский и Гипсикрат), утверждают, однако, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими. (6)
Находились ли, часть гаргарских племен севернее Кавказского Хребта остается под вопросом, так как другие античные авторы их под этим именем около р. Мермода, или в Меотиде не упоминают. Но то, что гаргарейцы были, это не подлежит сомнению. И видимо, для некоторых античных авторов они обязательно должны были находиться по соседству с амазонками, что обусловлено тесным переплетением в воззрениях античности имени гаргарейцев с мифическим племенем женщин воительниц. И чем дальше отодвигались пределы обитания амазонок, тем дальше гаргары в рассказах античных авторов передвигались в пропорциональном направлении. И такой критически настроенный автор как Страбон просто вынужден упоминать гаргарейцев на Северном Кавказе, ведь по рассказам «осведомленных» авторов и свидетелей, на которых он ссылается, амазонки уже переместились на Северный Кавказ. И эти женщины воительницы обязательно должны иметь связи с гаргарами, в том числе и половые. И естественно в этом случае у Страбона гаргарейцы совместно с мифическими амазонками, двигаются с Фемискиры на Кубань. Хотя при этом сам Страбон вообще критически подходил к факту существования самих амазонок.
Фемискира является русским искажением названия Темискур (Θεμισκύρας) - главного города мифических амазонок. Гомер в Одиссее этот город называет «город далекий Темеса куда едут за медью» (7). Это название возможно связано с именем богини Фемиды (Θέμις-Themis), или Артемис (Ἄρτεμις), уже позже ставшей известной как Артемида. Темискур находился у устья реки Термодон (букв. Теплая Река - совр. Терме-чай), примерно на 40-50 км. восточнее античного города Ами-Су (совр. Самсун на причерноморском побережье Турции). Там находился главный храм Артемис-Артемиды, культ которой оттуда позже распространился на запад - в Эфес, Трою, Крит, Пелопоннес и т.д. То есть культ Артемиды в греческую среду является привнесенной извне. По этому поводу в одном из античных мифов богиня Лето приняв образ волчицы прибывает из страны Гипербореев и на острове Делос рожает близнецов Артемис и Аполлона - который по Геродоту у скифов был известен под именем Гойтосир. Анализ ранних античных источников показывает, что мифическая скифская страна Гиперборея и Рипейские горы находились в горной области между современными городами Самсун и Ризе Турции, а не в Альпах, или на Урале. Опять же расширением географических познаний древних греков все дальше отодвигались земли гипербореев. Но и кочевые скифские племена не стояли на месте и осваивали Черноморские и Прикаспийские степи.
От горной Гипербореи брали свой исток реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), Ирис (Йешил Ирмак), Термодон (Терме-Чай), Лукос-Волк (Келкит-Чай) и Фасис (Чорок). Одним из эпитетов Аполлона в античности был Лукогенос (Λυκη-γενης) - волкорожденный. У него эмблемой было изображение волка, волки охраняли его сокровища и он учил людей обращению с ними. Образ волка и волчицы в связи с мифами о Лето, Артемис и Аполлоне является реминисценцией хеттских, то есть скифских легенд, где прототипами вышеприведенных небожителей могут выступать даже определенные исторические персонажи. Любопытно, что при раскопках вокруг античного города Ами-Су были найдены монеты эпохи Митидатовых войн, где амазонские царицы изображены с волчьей головой.
Этот край, начиная с Гомера, был известным своей металлообработкой. В области Самсун-Ризе и до сих пор имеются много археологических следов медных и серебряных рудников. Этот исторический факт является очень важным в нашем повествовании, так как напрямую связан с этимологией названия племени гаргар, которые по Страбону на Кавказ переселись с Темискура, то есть с Амазонии. Для некого обзора и представления приведем сведения Плиния и Аполлония Родосского об этом крае:
...В Эвксинское море впадает река Ирис, которая принимает р. Лик (Lycus-Волк); ... затем впадает р. Фермодонт, которая берет свое начало у крепости Фанарии и протекает у подножия Амазонских гор. Тут прежде был город того же имени и еще пять других городов: Амазониум, Фемискира, Сотира, Амасия, Комана (8).
«Там [у устья реки Термодонта] лежит долина Дойанта и близ нее три города амазонок. За ними несчастнейшие из людей, рабочие-халибы, заселяют скалистую и суровую страну, занимаясь обработкою железа. Вблизи, выше Генетейского мыса Зевса Гостеприимного живут богатые стадами тибарены. За этим мысом моссиники занимают лесистую страну и предгорья, устраивая себе жилища в деревянных башнях и крепкие ограды, которые называются моссинами; отсюда они и сами получили название. Минуя их, вы пристанете к скалистому острову, не имея возможности прогнать очень дерзких птиц, которые в бесчисленном множестве селятся на этом пустынном острове. На нем же царицы амазонок Отрера и Антиопа построили каменный храм Аресу, когда отправлялись в поход ... (9)
Разумеется, что мифические амазонки это плод приукрашенных рассказов античных авторов, но обилие сведений, о них начиная с Гомера, позволяет предполагать, что за этими упоминаниями стоят определенные события, или определенные племена сако-киммерийского происхождения. Ведь вышеперечисленные города и Каппадокия являлась основной частью Малоазиатской Киммериады, где отмечаются скифские племена обработчиков металла халибов, тибаренов, моссиниоков и т.д. При этом повторяющиеся упоминания женщин-воительниц наряду с гаргарейцами, которые также по Стефану Византийскому являются «народом вступающим в половые сношения с амазонками» видимо, не случайны. Тем более, что готский историк VI века Иордан упоминает в Амазонии, (или в Киммериаде) еще об одном городе с названием Гаргар:
Итак, задержавшись тут на известное время, амазонки набрались сил; выйдя же оттуда и перейдя реку Алис, протекающую у города Гаргары, они с одинаковым успехом покорили Армению, Сирию и Киликию, Галатию, Писидию и все области Азии. Обратившись затем в сторону Ионии с Эолией, они сделали их подчиненными себе по договору провинциями. Долгое время господствуя там, они назвали своим именем и города, и укрепления. А в Эфесе, расточив [большие] богатства, они воздвигли храм дивной красоты в честь Дианы (Артемиды - Э.А.) по причине рвения своего к стрельбе и охоте, каковым искусствам они предавались. Таким вот образом женщины родом из Скифии овладели царствами Азии, которые и держали почти сто лет; наконец, возвратились они к своим подругам в Марпезийские скалы, о которых мы упоминали выше, т. е. в горы Кавказа. (10)
Попутно отметим, что Иордан, как и многие хронисты, локализует Армению в Малой Азии, по соседству с Сирией и Киликией, что показывает ошибочность некоторых современных исследователей пытаться локализовать историческую Армению на Южном Кавказе.
Диана является римским именем Артемиды, храм для которой в Эфесе учреждают именно амазонки. Тоже является существенным фактом. У историка Иордана Горы Кавказа это Лазика, то есть горная цепь вокруг Трапезунда (Трабзон). Иордан повествует об эпохе битвы между скифами, королем которых являлся Танаузис и египтянами, во главе которых стоял Сесотрис (у Иордана - Везосис). Речь идет об эпохе Кадешской битвы (1275-й г. до н.э.), которая состоялась между хеттским царем Хаттусили III и египетским фараоном Рамсесом II. Сама эта битва и ее последствия сегодня трактуются совсем в ином русле, а многие исследователи так и не могут увидеть в египетском царе Сесотрисе фараона Рамсеса II. К этим интересным событиям мы, конечно же, вернемся. Единственно отметим, что возможно за мифами про амазонок стоят также отголоски воспоминаний о хеттских царицах, посвященных в мистерии Савушки - богини войны и любви. Например, супруга Хаттусили III Пуду-Хеппа также как и сам царь была с детства посвящена в храме Савушки. И Пуду-Хеппа наряду с Хаттусили III ставила свою подпись во всех международных договорах, участвовала в переговорах, что для того времени было непривычным. И после смерти мужа она продолжала царствовать и заключать международные договора в Государстве Хатти, что вообще свидетельствует о высоком статусе женщины в обществе Хатти.
Возвращаясь к событиям, о которых упоминает Иордан, отметим, что завоевания мифических амазонок в его повествовании являются отголоском событий в Малой Азии, а более конкретно расширением государства Хатти и формированием державы Хеттской Конфедерации, в которую судя по всему входила также Троя-Илион в анналах упоминаемая как страна Вилуша. И по античным воззрениям вследствие этих походов на восточных берегах Эгейского моря были учреждены многие города, которые получили свои названия от мифических амазонок:
Во всяком случае, передают об основании амазонками некоторых городов и о названиях их, происходящих от амазонок, например Эфес, Смирна, Кима и Мирина, а также об их могилах и других памятниках. Все называют Фемискиру, равнины около Фермодонта и горы, возвышающиеся над ними, страной амазонок, утверждая, что они были изгнаны отсюда. Что касается теперешнего местопребывания амазонок, то только немногие сообщают об этом лишь бездоказательные и неправдоподобные сведения. Таков, например, рассказ о царице амазонок Фалестрии, с которой, как говорят, Александр вступил в сношения в Гиркании и даже сошелся, чтобы иметь от нее детей. Ведь этот рассказ не все принимают за достоверный: из множества источников те, кто более всего любит истину, ничего не говорят об этом, а те, кто заслуживает наибольшего доверия, вовсе не упоминают об этом, даже те, которые сообщают этот факт, рассказывают о нем по-разному. По словам Клитарха, Фалестрия даже прибыла к Александру от Каспийских Ворот и Фермодонта, между тем как расстояние от Каспийской области до Фермодонта больше 6000 стадий. (11)
Конечно же, Фалестрия и амазонки эпохи Александра являются выдумками льстецов и летописцев самого македонского царя, которые сильно приукрасили его походы, навыдумывали всякие басни и натянули географические названия настолько, что после походов Александра Кавказ тянулся до Индии, а Танаис оказался в Туркестане. Но об учреждении амазонками многих городов на Эгейском побережье имеются заметки также и у других античных авторов. А сами амазонки в мифах живут и соседствуют с гаргарами и имеют от них потомство. И если на восточном побережье Эгейского моря многие топонимы связаны с амазонками то в таком случае можно допустить, что название вершины Гаргар в Троаде упоминаемый Гомером в Илиаде и одноименный город в той же области получило свое название от гаргарейцев, тем более, что в дальнейшем мы увидим, что за многими упоминаниями о мифических амазонок на самом деле стоят сами же племена гаргарейцев.
Богиня Лето кормит младенцев Артемиды и Аполлона. Этот барельеф был не давно обнаружен на полуострове Айвалык (Балыкесир, Турция), находящемся в исторической Троаде. После отхода вод на берегу моря были обнаружены ряд исторических объектов относящихся античному периоду, где также имеется стела посвященная Аполлону. Но именно этот барельеф с изображением волчицы кормящей младенцев близнецов в скором времени был уничтожен неизвестными людьми. Сколько же мы потеряли таких исторических объектов?
Уничтоженная Айвалыкская волчица. Вот так одним мановением руки стирается тюркский след истории Малой Азии. Данный барельеф лишний раз доказывал свидетельствование Павсания о богине Лето, которая в образе волчицы рожает и вскармливает ее близнецов Артемис и Аполлона. Во всяком случае, многие древнегреческие мифы являются заимствованием и переработкой паганистических воззрений кочевников, чего евроцентристы так и не могут переварить.
Монеты, найденные в окрестностях исторического города Αμι-Σου/Ами-Су (совр.Самсун), относящиеся I в. до н.э. На одной стороне монеты изображены царицы Амазонок с волчьей головой. А на другой богиня победы.
Статуэтка, изображающая хеттскую царицу Пуду-Хеппы. С юности лет она была посвящена в мистерии Савушки - богини любви, изящества и войны. Не эти ли женщины хеттского общества стали причиной появлении поздних греческих мифов об амазонках - прекрасных женщинах-воительницах?
Савушка - богиня любви и войны. Главный ее храм находился в г. Самуха, где в начале восседал Хаттусили III пока его брат Муваталлис правил всем Хеттским государством. Она считается хурритским божеством, но при этом ее имя не этимологизировано. Любопытно, что в тюркской лексике начиная, с очень древних времен имеются глагольные основы savaş - биться, воевать и saviş (seviş) - любить взаимно, которые отмечены в словаре Махмуда Кашгари.
Продолжение следует ..
Эльшад Алили
ЛИТЕРАТУРА:
1. Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга XIII, гл. I-5.
2. Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга III, гл. II-12.
3. Гомер. Одиссея. Песнь 24-я, ст. 31.
4. Моисей Каланкатукский «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛБАН», книга I, ГЛАВА XXVII.
5. Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга XI, гл. V-2.
6. Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга XI, гл. V-1.
7. Гомер. Одиссея. Песнь 1-я, ст.180-185.
8. Гай Плиний Секунд ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, книга VI III-10
9. Аполлоний Родосский ПОХОД АРГОНАВТОВ, книга II, 373-387 и 392-407.
10. Иордан: О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИИ ГЕТОВ, 51-52.
11. Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга XI, гл. V-4.