12.02.2013 14:53
Азербайджанскую общественность всколыхнул роман Акрама Айлисли «Каменные сны», опубликованный в российском журнале «Дружба народов» в декабре 2012 года. Жесткая реакция азербайджанских властей и общественности на этот перл А.Айлисли (лично я сомневаюсь, что он сам писал этот роман и скорее всего за него это сделали его «добрые» армянские друзья в Москве и Ереване), совершенно оправдана.
Ведь А.Айлисли вовсе проигнорировал реальную картину событий армяно-азербайджанского конфликта и истории региона. Видимо именно за это недавно Союз писателей Армении назвал Акрама Айлисли «героем и храбрецом».
Однако большая часть СМИ и общественных деятелей сконцентрировала свое внимание на критике художественно-содержательной части романа и моральных принципах его автора, и обойдены стороной средневековые армянские источники, на которые А.Айлисли (или те, кто за него писал роман) ссылаются, клянясь, что все это истинная правда. Но даже при беглой проверке «Дневника» Закарии Акулисского - средневекового автора XVII века, который многократно цитируется в «Каменных снах» выясняется, что Акрам Айлисли переврал или сфальсифицировал этот армянский источник. Видимо в «Каменных снах» это сделано для того, чтобы убедить читателя в достоверности и серьезности романа, а заодно сгустить краски и еще раз показать миру историческую «многострадальность и жертвенность» армянского народа.
Благодаря исследованию ученой Института Востоковедения НАН Азербайджана, к.ф.н Эльмиры Мамедовой, и ее коллеге Исмихану Османлы, сохранившему оригинальное издание «Дневника» Закарии Акулисского, удалось выявить ложь и фальсификации этого первоисточника в «Каменных снах». Представляем выдержки из исследования Э.Мамедовой.
Отметим, что «Дневник» З.Акулисского размещен на многочисленных армянских и российских интернет-изданиях, но в основном уже в «обработанном» варианте, где убраны или «подправлены» неугодные армянской пропаганде моменты. Однако есть и печатный вариант «Дневника» переведенный и изданные еще в советское время. (Дневник Закарий Акулисского. Академия Наук СССР - Армянский Филиал. Институт Истории и Материальной Культуры. Ереван: Издание АРМФАНА, 1939).
А ведь, ссылаясь на Закария Акулисского (1939: 90,94,111,119), можно, к примеру, констатировать, что понятие «Азербайджан» в средние века охватывало, в том числе и территории нынешней Армянской Республики. Вот что пишет армянский автор:
«1677 г. 18 декабря. Я, Закарий, сын акулисского мгдси Агамира, отправился из Тавриза в Марагу. Марагинским ханом был сын Ага-Хана Гусейнгули-хан. Он женат на дочери Адилбейджанского визиря Мирзы-Ибрагима. Страна эта издревле была многолюдная, очень хорошая плодородная. Здесь произрастает отличный, рис который по качеству выше индийского и вывозится до самой Испании, как гостинец. В этой стране произрастает хороший хлопок, обильный табак, есть много изюма и дошаба».
К тому же Закария, относительно карабахских земель пишет - Карабах, (а не Арцах). Везде по тексту, в том числе на территории нынешней Армении, Закария перечисляет сплошь тюркские и персидские топонимы и гидронимы.
Акрам Айлисли умалчивает и о том, что армянский автор Закария Акулисский в своем «Дневнике» описывал путешествия по азербайджанским землям, рассказывал о тюркском населении и элите Карабаха и таких городов, как Иреван (ныне Ереван), Тебриз, Исфаган и другие. Пытающийся представить З.Акулисского, как свидетеля и «жертву» насилия над армянами азербайджанских и османских правителей, А.Айлисли умалчивает, о том, что З.Акулисский пишет совершенно иное: что он свободно путешествует по всем мусульманским городам и селам, что спокойно выполняет свои религиозные обряды и не имеет проблем с безопасностью.
«§ 33. 1668 г. 6-го января, 3-го трэ, 22-го арам, понедельник. Я, Закарий, сегодня справил водосвятие в Акулисе. В реке освятили воду, при доул-зурне». (1939: 66)
Как видим, Закария выполнял свои религиозные обряды под звуки азербайджанской давул-зурны, также он отмечает, что тюркское население села Айлис (по-армянски Акулис) справляло мусульманский праздник Рамазан:
«1669 г. 21-го февраля, Акулис. Я, Закарий, сегодня справил масленицу. Засим, 23-го февраля, во вторник, тюрки справили свою пасху-рамазан.» (1939: 70)
То есть азербайджанское тюркское население жило в Айлисе испокон веков, к тому же составляло около ¾ всего населения села. В этом можно убедиться, прочитав эти строки из «Дневника» З.Акулисского:
«... султан и некто от Мирзы-Ибрагима, по имени Эйнали ага, пробыли 40 дней в Акулисе, от чего акзулисские армяне понесли 50 - 60 туманов ущерба, а акулисские тюрки, пожалуй, около 200 туманов». (1939: 92)
Несложный арифметический расчет понесенного убытка, показывает, что армяне в селе Айлис составляли 25%, а остальные 75% населения являлись тюрками. К тому же во всем Эриванском ханстве (куда относилось и село Айлис) положение армян и Армянской церкви до такой степени хорошее и свободное, что они оказывали помощь христианскому населению даже далекого Кипра, откуда за этой помощью приезжал монах Анастат и другие. (1939: 106)
Приведем несколько фальсификаций труда Закарии Акулисского, которые в романе А.Айлисли «Каменные сны», выдаются за факты «геноцида» армян:
Версия Акрама Айлисли: «А сколько несчастий обрушил на Айлис преемник шаха Аббаса - шах Сулейман! По приказу Сафикули-хана сегодня в Айлис из Еревана прибыл некто по имени Гагайыз-бек. Он привел с собой тридцать всадников. По приказу шаха они должны были собрать с жителей Айлиса 1000 туменов. Не было пределов взяточничеству, гнету, насилию. Они подвергли пыткам более ста человек, повесили тридцать пять человек. Но и после всех этих страданий народ смог собрать всего 350 туменов».
Оригинал Закарии Акулисского: «* Засим, в 1673 г. 1-го апреля приехал от Сефигули хана из Еревана некто, по имени Кайкауз-бек, местоблюститель католикоса Акопа, архимандрит Саак, нахичеванский калантар, всего 30 всадников. Они приехали в Акулис с приказом от шаха и хана об уплате жителями 1000 туманов. Пошли взятки и волнения в селениях, в одну ночь повесили 35 человек, причинили много неприятностей. В конце концов, из Акулиса, Дашта и Ванка всего добыли 350 туманов. Однако поборы они производили не только в Акулисе, по и в других местностях, где собрали до 2000 туманов. Однако этих денег хан не дал католикосу, вследствие чего между ними создались враждебные отношения и возникло много шума. Католикос тайком поехал в Испагань.
§ 68. Засим, в 1673 г. 17-го мая католикос Акоп, бежавший из Еревана, явился к шаху, который находился в Каpвине.
§ 69. Засим, хан, узнав о тайном отъезде католикоса, настроился враждебно к нему. Хан доложил шаху, что эти деньги собраны насильно и пусть шах велит ему возвратить деньги их владельцам. Шах дал приказание. Засим в 1674 г. 10-го апреля от хана явился человек и предложил всем представить квитанции, чтобы обратно получить внесенные деньги. Архимандрит, мелик и другие представители явились к нему. Однако [эти поборы] были возвращены следующим образом: с одного только Акулиса было взято 148 туманов, но согласно представленным распискам и устным заявлениям, вышло всего 98 с половиной туманов; каждый, соответственно внесенной им сумме, получил расчет за вычетом расходов 6300 диаи на один туман». (1939: 91)
Как мы видим, согласно Закарии Акулисскому, поборы сел (а не только одного села Айлис) осуществлялись совместно и с одобрения армянских церковников, в первую очередь католикоса. В итоге не поделив, собранных денег Эриванский хан и армянский католикос, по приказу азербайджанского сефевидского шаха вернули часть денег населению. К тому же выясняется, что армянские же мелики и церковники присвоили часть денег, которые должны были быть возвращены местному населению. То есть поборы и насилие над армянским населением осуществлялись по инициативе и с одобрения армянского католикоса, о чем Акрам Айлисли конечно же предпочитает умалчивать в своих «Каменных снах».
Лжет Акрам Айлисли, когда ссылаясь на Закарию Акулисского, утверждает, что мусульманские азербайджанские правители беспричинно мучили и наказывали армянских меликов села. К тому же Айлисли ложно приписывает З.Акулисскому фразу «так раньше назывался Неграм»:
Версия Акрама Айлисли: «Сегодня в Айлис прибыл Хосров-ага и объявил народу о том, что его назначили правителем Гохтана. Он привез много людей из Мегри, Шорута, Леграма... - так раньше назывался Неграм. - ...Как они издевались над айлисским меликом Ованесом. Посадили беднягу на осла и под звуки зурны стали возить повсюду. Потом отняли у него сто туменов и отпустили».
Оригинал Закарии Акулисского: «*В 1681 г. сей Хостров ага, прибыв в Акулис, устроился здесь, разослал людей в Мегри, Шорут, Леграм, Азтапат и как ага вступил в свои обязанности. Засим, вследствие жалоб акулисского общества, ага арестовал Мелика-Ови, которому наделали очень много неприятностей, а имению: надели на шею ярмо, посадили на осла и с музыкой водили по Акулису, и Дашту. Подобным же образом водили Мелика-Сулеймана из Дашта, считая их виновниками всех насилий, исходивших от Мусабека. По той же причине так издевались над Меликом-Ови. С них взяли около 130 туманов, не считая издержек при разборе дела. С Мелика Ови, вероятно, вышло около 200 туманов, да еще сам лишился меликства. Сулеймана же закатили неизвестно куда; бог ведает, что с ним стало. Меликом Акулиса стал Эханец Абраам, [меликом же квартала] Ходжуменц Воскан». (1939: 124)
Как видно из оригинала текста, азербайджанский правитель Хосров ага не бесчинствовал, а «вследствие жалоб акулисского общества» арестовал и наказал зарвавшихся меликов, которые мучили и обворовывали жителей местных сел. Чувствуете, какая разница между тем, что утверждает Акрам Айлисли и тем, что на самом деле пишет Закария Акулисский?
Еще одна ложь со ссылкой на Закарию Акулисского проскальзывает у Акрама Айлисли относительно локализации Курдистана:
Версия Акрама Айлисли: «Год 1668. 21 декабря. Настоятель монастыря Святого Фомы архимандрит Петрос повелел обнести монастырь со всех сторон высоким забором. При строительстве куполов и колокольни используются речной камень и обожженный кирпич. Прибыли мастера из Курдистана... - в те времена турецкие области Ван, Битлис, Диярбекр назывались Курдистаном...».
Оригинал Закарии Акулисского: «§ 40.* В 1668 г. настоятель акулисского монастыря св. Фомы, архимандрит Петрос, приступил к расширению ограды и с 4-х сторон монастыря; все дома были из камня и глины. Он пригласил из Курдистана мастеров, вновь воздвиг ограду из другого камня и глины, построил башни, кладовые, некоторые куполы на извести и камне, другие купола на жженном кирпиче и гаже». (1939: 69)
Как видим никакого упоминания о том, что в те времена турецкие области Ван, Битлис, Диярбекр назывались Курдистаном, у З.Акулисского нет и это выдумка А.Айлисили или тех, кто за него писал «Каменные сны».
Чтобы «поддать жару» и еще мрачнее описать «бедствия армян», Акрам Айлисли приводит многочисленные природные стихийные бедствия в селе, которые по его мнению, усложняли и так не простое положение многострадальных армян. Однако в оригинальном тексте Закария Акулисский пишет, что стихийные бедствия насылались на армян за грехи их:
«1669 г. 18-го апреля. В Акулисе начались дожди и длились до 30-го апреля; 30-го пошел снег и продолжался [до следующего дня, т.е. до1-го мая. Выпал снег и так замерзло, что в возвышенных селениях морозом были повреждены виноградники и деревья. Это было из-за грехов наши». (1939: 73)
В отличие от А.Айлисли описывающего бедственное положение армян в тот период, в «Дневнике» З.Акулисского можно прочесть о том, каким авторитетом и должностями обладали армяне при азербайджанских правителях Эриванского ханства:
«14-го октября. Я, Закарий, прибыл в Ереван. Брат Симон был здесь, состоя начальником местного монетного двора, ханом же был Наджафгули-хан. (1939: 51) Сегодня наш брат Симон, он же Шмавон, из Еревана прибыл в Акулис в сопровождении 20 человек, среди коих были франки и ереванские армяне.Здесь он пробыл 10 дней и 23-го июня направился в Тавриз, чтобы поехать в Испагань. Вот уже 18 лет как он в Ереване находится на службе у ханов в качестве заведующего монетным двором, а также поставщика хана». (1939: 79)
К тому же азербайджанские ханы - мусульмане, за свой счет организовывали для армянского населения празднование христианских обрядов:
«1678 г. 6-го января, 6-го трэ, 22-го арам, воскресение. Я, Закарий, сегодня провел водосвятие в Мараге. Марагинский хан Гусейнгули, созвав армян, предложил им собрать с ближайших селений всех грамотеев и совершить водосвятие. Армяне заявили, что среди них нет монаха и хороших грамотеев, не имеется хорошей [церковной] утвари и что до сего времени, насколько им известно водосвятие не совершалось. Хан же ответил, что можно довольствоваться тем, что у них есть. Собрались 10 священников и в армянской части города совершили водосвятие. Слишком отсталый народ. Не было ни креста, ни хоругвей; так и справили водосвятие.» (1939: 113)
Кстати - эта та самая Марага, откуда, полтора века спустя в 1828 году по инициативе царской России были переселены в Карабах на азербайджанские земли первые армяне. В 1978 году, в селе Ленинаван (раньше называлось Марагашен) был торжественно установлен мраморный обелиск в честь 150-летия переселения (после заключения Туркманчайского договора 1828 г.) первых двухсот армянских семей из Мараги (Южный Азербайджан) в Карабах. Этот памятник армянские националисты снесли при первой же возможности с началом армяно-азербайджанского конфликта в 1989 году, чтобы скрыть свою пришлость на эти земли.
Далее, Акрам Айлисли красочно описывает нападения местных тюркских отрядов на армянские села, но почему то «забывает» упомянуть отмеченные Закарией Акулисским разорительные походы русских казаков на иранские города, в результате которых погибло большое количество женщин и детей. Вот, что по этому поводу пишет Закария Акулисский:
«1668 г. 26-го нюня, Акулис. Сегодня пришло известие, что со стороны Гиланского моря 20.000 казаков совершили нападение; город Решт был разграблен ими, много народу убито, много товара унесено. Затем получилось письмо и приехал человек, которые удостоверили действительность этого известия. Сильно пострадал Решт". (1939: 67)
Акраму Айлисли бессовестно пишущему: «Если бы зажгли всего по одной свече каждому насильстственно убиенному армянину, сияние этих свеч было бы ярче света луны», следовало бы заодно вспомнить о бедствиях, которое перенесло тогда мусульманское население региона.
Об ужасной резне мусульманского населения пишет Закария Акулисский:
«§ 38. 1668 г. 20-го ноября. Я, Закарий, находился в Ереване. Сегодня из Испагани от царя Шах-Сулеймана приехал в Ереван гонец к Сефигули хану с повелением прислать 800 человек, как это делают все ханы; и беки, ибо русские в количестве 20.000 человек, совершили нападение, разгромили Астрабад, разграбили, учинили большие жестокости: вскидывали малых детей вверх и при падении рассекали их саблей надвое». (1939: 68)
Всего этого Акрам Айлисли «не видит», видимо потому, что писать об этом ему не заказывали друзья из Союза писателей Армении, которые недавно объявили его «героем» армянского народа. Видать ни Акраму Айлисли, ни его армянским друзьям совсем не с руки цитировать «неудобные» места из труда средневекового армянского купца Закарий Акулисского. Вот так и работает армянская пропагандистская кухня, создавая «новые-старые» фальсификаты и используя для их «легализации» таких, как Акрам Айлисли.
Ризван Гусейнов