28.06.2013 03:56
Эчмиадзин был учрежден в 1441-м году по приказу Джахан Шаха Каракоюнлу
Итак, по Фаусту Византийскому, или Фавстосу Бузандаци, выясняется, что первые и первопрестольные церкви Аршакидской Армении находились в области Тарон. И построены (вернее переделаны) были эти церкви на местах дохристианских культов. Следует подчеркнуть, что труды Фауста являются самым ранним армянским источником. Все вышеприведенные во второй части данного проекта примеры из книги Фауста четко свидетельствуют о том, что матерь армянских церквей находилась в Аштишате, относящемуся к области (гавару) Тарон, которым владел род Мамиконский.
И там же Григорием Партевом (парфянин) Лусаворичем, просветителем Армении, была возведена первая церковь Аршакидской Армении. То есть это произошло не в современном Эчмиадзине, как утверждает армянская церковь и армянская историография, а в области Таронв Малой Азии. Кроме этого оказывается, что первомученицы армянской церкви Гаяне, Рипсиме и их сподвижницы погребены не Валаршабаде (Эчмиадзине), который находится в Республике Армения, т.е. не на Южном Кавказе, а южнее оз. Ван, где и находилась настоящая область Арарат, чему имеются опять же веские сведения у Фауста Византийского:
Об Иакове, епископе Мцбинском.
В те времена великий Мцбинский епископ, чудесный старец, занимавшийся праведными делами, по имени Иаков, называвшийся Мудрым Персом, избранный Богом человек, оставил свой город для того, чтобы приехать и поселиться в армянских горах, на горе Сарарад, находящейся в пределах Айраратской страны в гаваре Кордук. Он был преисполнен христовой благодати, так что совершал знамения и чудеса. Он прибыл со страстным желанием сподобиться увидеть спасительный ноев ковчег, который после потопа остановился на этой горе, о чем и молил Бога, ибо все, что он просил, получал от Господа. И вот, совершая восхождение на гору Сарарадскую по безводным, пустынным каменистым, трудно проходимым местам, он и его спутники устали и почувствовали жажду. Тогда великий Иаков положил земной поклон и помолился Господу. И из того места, куда он положил свою голову, забил родник, и он и бывшие с ним напились воды. И поныне родник этот называется родником Иакова. Сам же он продолжал свой трудный путь, стремясь поскорее увидеть желанное, о чем молился Господу.
И вот на самом трудном месте возле вершины он почувствовал крайнюю усталость и заснул. И ангел Божий явился и сказал ему: "Иаков, Иаков!" И он сказал: "Тут я, Господи". И ангел сказал: "Господь внял твоим мольбам и исполнил твою просьбу; то, что лежит у твоего изголовья, это кусок от древа ковчега; сам я принес его для тебя; оттуда это. Ты не должен больше стараться видеть его; другого не увидишь; Господь так пожелал". С большой радостью встал он, вознес великое благодарение Господу и увидел кусок доски, будто топором отрубленный и вынутый из некоей большой доски. Взяв пожалованный милостиво дар, сам он и его спутники спустились обратно и пошли своей дорогой....1
Фауст четко указывает на место локализации области Арарат, где также находилась одноименная Библейская гора (Сарарат), куда, по легенде, причалил Ноев Ковчег. Гавар Кордук, называемый Кордуэна в греческих писаниях, находился южнее оз. Ван примерно на юго-восточных рубежах современной Турции, там, где находятся сегодняшние области Хаккари и Шырнак. И настоящая историческая Араратская область, и библейская гора Арарат находились там, а не в сегодняшнем липовом Араратском крае. Выходит, что указание армянами местоположения нынешней Эчмиадзинской церкви, где якобы должны иметься первые армянские христианские очаги и погребения первомучениц Гаяне, Рипсиме и их сподвижниц, на самом деле являются крупным историческим подлогом. Ведь по книге Фауста Византийского становится ясным, что могилы первомучениц армянской церкви Гаяне и Рипсиме и храмы, возведенные на месте их погребения, находились в области Кордук-Кордуэна, а не на территории Эриванского ханства.
Более того, если даже Григорий Просветитель учредил бы первопрестольную церковь и церкви первомучениц в Валаршабаде, то есть в так называемом современном Эчмиадзине, то они не уцелели бы. Ведь по свидетельству того же самого Фауста, сасаниды весь город разрушили до основания и очистили от населения, то есть в буквальном смысле камня на камне не оставили:
(Персы) взяли также город Вагаршапат, срыли, разрушили его до основания. Из этого города они тоже увели в плен девятнадцать тысяч семейств. Во всем городе не оставили ни одного дома, все сломали и разрушили. Совершая набеги, они всех совершеннолетних мужчин избивали, а женщин и детей брали в плен...2
Таким образом, по свидетельству Фауста, еще в Vв. персы разрушили весь Валаршабад и, естественно, там не могли уцелеть какие-либо церкви. Понятно, что Фауст учрежденные Григорием церкви первомучениц Рипсиме и Гаяне никогда не связывал с Валаршабадом, то есть сегодняшним Эчмиадзином. А гору Арарат, то есть Масис, Фауст располагает не в гаваре Арарат, а в области Апа(h)уник.
... в там его развлекать, обильной охоты не затевать, много дичи не битъ для показа; только для вида делать, чтобы не огорчить и не озлобить персов. Место для охоты изберем в стране Апа'уник, у подошвы большого Масиса (в окрестностях) города, называемого Али-орск". 3
Вот еще одно свидетельство Фауста о месторасположении главной церкви Армении и церквей первомучениц Рипсиме, Гаяне и их сподвижниц:
К этому времени и святой Нерсес объезжал свои собственные владения. Ибо пятнадцать гаваров находилось в его владении, которые искони принадлежали его роду в собственность. Главными из этих гаваров были: Айрарат, Даранали, Екеляц, Тарон, Бзнуник, Цопк и те, которые находились промеж и вокруг них. И вот, когда Айр Мардпет совершал объезд своих владений, святой католикос Нерсес тоже прибыл в то место, где впервые были построены церковь Григорием и часовни во имя святых мучеников, и он там совершал поминовение святых. Случилось так, что Айр Мардпет, проезжая по этим местам, пожелал подняться к святыням Аштишата, чтобы помолиться и приветствовать святого патриарха Нерсеса. И вот они, помолившись, приветствовали друг друга, и святой патриарх Нерсес приказал приготовить обед для приехавших...4
Фауст перечисляет по очереди названия областей, которые располагались по соседству друг с другом, а также южнее и западнее оз. Ван. И в который раз он указывает на то, что главная церковь и святыни Армении находились в местечке под названием Аштишат, в Тароне. Выходит, что все сегодняшние святыни и церкви Эчмиадзина - Кафедральный собор, церкви Гаяне и Рипсиме, Хор-Вирап, то есть темница-колодец, где якобы 15 лет содержался Григорий Просветитель, является крупным подлогом армянской церкви. Отсюда следует, что книга, приписываемая Агатангелу Латинянину - личному секретарю Тердата, тоже является подделкой позднего средневековья. А ведь эта книга считается главным описанием жития ранней церкви Армении.
Конечно же, об этом сегодняшняя армянская церковь и хайские историки осведомлены об этом, но при этом настойчиво цепляются за эту ложь. Допустим, можно ненавидеть тюрков и пытаться захватить их земли. Но перетянуть первые церковные очаги своих святых и подтасовать историю своей церкви только ради российской экспансии на Кавказе и построения Араратской области на землях азербайджанских тюрков является самым низким пределом порочности. Воистину народ, губительно относящийся к своей истории и святыням, сам обречен.
Итак, согласно раннему армяноязычному тексту гора Арарат и Араратская область локализуются в стране Кордук (Кордуэна), которая находилась южнее и юго-западнее озера Ван. Кстати, и по книге Моисея Хоренского, где он излагает легенду о Шамираме и Аре, выясняется, что Араратская долина находилась на равнинных территориях Северного Ирака - между течениями Тигра и Верхнего Заба5. И сам М. Хоренский, называя сегодняшний Арарат (Агры-даг) Масисом, никогда не отождествлял эту гору с библейским Араратом. И ничего удивительного в этом нет. Даже библейская традиция, начиная с ранней древности и чуть ли не до позднего средневековья, библейский Арарат локализовала в Кордуэне. Обычно считается, что это сегодняшняя гора Джуди (2098 м.), которая находится в Шырнакской области современной Турции.
Отметим также, что античный автор Берос (III в. до н.э.) и известный церковный историк Евсевий Кесарийский (III в.) в своих трудах библейский Арарат указывали в Кордуэне. Местонахождению библейского Арарата посвящена статья советского историка-востоковеда академика А. П. Новосельцева, где он в мягком тоне (дабы не обидеть армян) все-таки дает важное заключение:
Итак, заканчивая эту небольшую статью, можно заключить, что анализ древнеармянского текста Библии в сочетании с другими источниками лишний раз подтверждает, что Араратские горы Библии и гора Масис, которую мы теперь знаем под таким же названием, - понятия различные. Отождествление же их, по-видимому, сложилось позже в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну.6
А попасть в армянские круги писцов она уже могла только после XIV-XV веков. Начиная уже с XIII в., католики-европейцы Бенджамин Тудела, Виллиям Рубрук, Марко Поло, а позже в 1647-м г. Адам Олеарий и в 1722-м г. Перр Даниел Гуэт указывают местонахождение Ноева причала именно на месте Масис/Агры-дага, то есть на месте современного Арарата. И эту подтасовку никак нельзя назвать наивной ошибкой.
Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что все книги, или главы армянской летописной традиции, где Араратская область указывается вокруг горы Масис-Агрыдаг и сегодняшней Араратской долины, являются подделками, скомпилированными после XV века. В первую очередь это книги приписываемые Агатангелосу (IV в), Себеосу (VII в.) и Ананию Ширакаци (VII в.). То есть книга под названием «Армянская География» приписываемая автору VII в. Ананию Ширакаци, на самом деле является подделкой, сфабрикованной после XV века. Дело в том, что в VII в. еще библейский Арарат не был привязан к современному Арарату, который в армянских текстах грабара называется Масисом. И никогда он не связывался с настоящим библейским Араратом, который находился намного южнее - на стыке границы Верхней Месопотамии с горной цепью Тавр. Многие факты этой «Географии» абсолютно недостоверны. Главным образом это касается тех территорий, где никогда хаи не проживали, тем не менее включенных в надуманные первую, четвертую, малую, большую Армении. В том числе месторасположение Араратской области, территория которой очень раздута в этой фальшивой книге, является подтасовкой исторической действительности. Эта так называемая Араратская область, или долина, у античных авторов проходит как Араксена. Страбон четко указывает его месторасположение:
«Города Армении следующие: Артаксата (которую называют также Артаксиасатой), основанная Ганнибалом для царя Артаксия, и Арксата; оба города лежат на реке Араксе: Арксата - поблизости от границы Атропатии, Артаксата - недалеко от равнины Араксены; это благоустроенный город и столица страны.» 7
Напомним, что Армения у Страбона и других античных авторов никогда не являлась армяно-хайской территорией по сути.
Выходит, что первопрестольная церковь Армении и настоящие церкви Гаяане и Рипсиме к территории Эриванского Ханства не имеют отношения. А в Эчмидазине престольные армянские церкви появились в 1441-м году по воле нашего Каракоюнлу Джахан Шаха Хакики (царств.1437 - 1467). Это несколько раз отмечает армянский патриарх XVIII в. Симеон Ереванци, хотя и его труд испещрен подлогами и фальсификациями:
Итак, как мы сказали, в 1441 году, во время царствования персидского царя Джахан-шаха, сидевшего в Тавризе, был восстановлен св. Эчмиадзинский престол. Первым католикосом был Киракос, а за ним 1443 года - Григор Маквеци.
До этого времени в св. Престоле не было или не осталось ни одного документа - ни царского, ни судебного, ни купчей крепости на недвижимое имущество или что-либо подобное, ни вакуфных свидетельств - ни на армянском языке, ни на персидском. 8
Государство Каракоюнлу было тюркским, и Джахан Шах был не персидским, а тюркским царем, и в Тебризе никогда персы не правили. Это ложь, которую армяно-хайские деятели пытаются внедрить в сознание своего народа, пытаясь представить мечети Эриванского края персидскими. Выходит, что даже главные церкви Эчмиадзина были учреждены тюрками. Именно в Эчмиадзине престол был не восстановлен, а учрежден по указу туркманского хана Джахан Шаха. Нижеследующие выдержки из Джамбра ясно дают представление о ситуации в армянской церкви того периода:
Как мы сказали выше, патриарший престол и весь сисский двор несколько раз были ограблены и разрушены египетскими султанами, причем пострадали и духовенство и миряне, в особенности при католикосе Степаносе, когда вместе с ним и десница и другие священные реликвии, как повествуют историки, были захвачены. [И вот, вы утверждаете:] "У вас нет никакого достоверного свидетельства о том, что десница вернулась к вам, и вы распространяете слухи, какие вам угодны". Но мы имеем свидетелями историков того времени, которые в один голос утверждают, что в 1461 году ахтамарский католикос Захария отправился в Тавриз на свидание с царем Джахан-шахом, который очень полюбил его, сделал его католикосом эчмиадзинским и подарил десницу св. Просветителя, хоругвь и орарий, [которые католикос] привез с собой в Эчмиадзин. Через год он увез св. десницу, хоругвь и орарий назад в Ахтамар. Затем десница, хоругвь и орарий во времена патриархов Саркиса и Ованеса с помощью вардапета Вртанеса были возвращены в Эчмиадзин в 926 (1477) году. Джахан-шах был сыном Кара-Юсуфа, [который] в Египте был заточен Тамерланом в тюрьму и находился там долгое время. После смерти Тамерлана он отправился с большим войском из Египта в Тавриз и там воцарился. Теперь скажи мне: зачем было этому чужому царю-завоевателю выдумывать поддельную десницу или какому-нибудь черноризцу обманывать нас? Мы это знаем и верим этому, но вкратце сказали, чтобы и вы поверили.9
Любопытная история. Значит, Джахан Шах назначал армянских католикосов, дарил десницу Григория Просветителя, хоругв и орарий. Вот она правда: туркманский хан мусульманской веры помазал католикосов и учредил Эчмиадзинский престол в 1441-м году. Выходит учредителем церкви в Эчмиадзине является не Григорий Лусаворич, в Джахан Шах Каракоюнлу.
Даже сам Симеон Ереванци признается, что не было ни одного армянского документа об имущественной принадлежности крепости, именно крепости. И здест нет ни слова о церкви. По всей видимости, там еще в 1441-м г. не было особых церквей и тем более т. н. церкви на местах погребения первомучениц Гаяне и Рипсиме. Как мы выяснили, по свидетельству самого раннего автора летописной традиции армян Фауста Византийского, эти церкви находились в Кордуэне - южнее оз. Ван, а первопрестольная церковь, учрежденная Григорием Просветителем, находилась в области Тарон - западнее оз. Ван. И, конечно же, эти территории к землям Эриванского ханства не имеют никакого отношения. Но история ранней армянской церкви темна. Из-за фальсификаций и подлогов в текстах сложно выявить, как обстояли дела дальше. И к подходу сельджукских тюрков армянская церковь имела уже четыре католикосата, оспаривающих друг у друга первопрестольство:
В 1070 году, при католикосе Петросе, появился нечестивый Алп-Арслан, разрушивший Ани и церкви. В то время было четыре католикоса, которые оспаривали власть друг у друга - Петрос в Ани, Григор Вкайасэр в Египте, Теодорос в Хони и Погос в Мараше. В 1076 году в Киликии Рубеном было основано царство Рубенидов. 10
А так называемая первопрестольная церковь (Шокагат) в Эчмиадзине и так называемые церкви превомучениц Гаяне и Рипсиме были построены после 1633-го года, что выясняется опять же из книги Симеона Ереванци:
О католикосе Пилипосе и его делах
Перед своей кончиной блаженный Мовсес завещал, чтобы на его место заступил бывший его ученик вардапет Пилипос из Ахбака. [Так и сделали, и] в 1082 (1633) году, при персидском шахе Сефи и османском султане Мураде, Пилипос занял престол. И воссиял он, подобно солнцу, особенно для армянского народа. Похвалу ему найдешь у историка Аракела.
[Перейдем к его деяниям]. Все деревянные постройки в св. Престоле, бывшие до него, пришли в ветхость. Он все перестроил и восстановил. Крышу храма, за исключением купола, отстроил заново. Сложил из камня и кирпича прекрасно устроенные кельи, что с восточной стороны [собора]. Летнюю трапезную перестроил, [сделал] каменной. Двор вокруг храма и возле келий замостил каменным плитняком. С южной стороны он построил маслодавильню. Храмы св. Рипсиме и Гаяне перестроил почти сызнова и поселил при них братию, а до тех пор эти [монастыри] пустовали. [При перестройке] нашли пречистые мощи [святых мучениц], которые опять уложили на [прежнее] место. Училище для учеников св. Престола, находившееся в Ованнаванке, он перевел в св. Престол; отсюда вышло много знаменитых и ученых [вардапетов]. Почти все монастыри Армении он благоустроил.11
Из вышеизложенного следует, что к 1633-у году храмы Эчмиадзина в основном были деревянными. И этот факт в очередной раз свидетельствует о том, что они не могли быть построены и учреждены в начале IV в. Григорием Просветителем. Деревянные построения столько не держатся. И очевидно, что они были построены после 1441-го года как резиденция католикосата, которую Джахан Шах учредил на этом месте. А каменные церкви Эчмиадзина и многие церкви, находящиеся на территории Эриванского ханства, были построены после 1633-го г. Словом, они существуют всего 380 лет, а не 1500-1700 лет, как это представляет армно-хайская пропаганда.
Эльшад Алили
Продолжение следует ..
Литература: