Аристократы духа

10.10.2013 00:06

О каждом из героев книги Тарифы ханым Кенгерлинской
«Бурулганлы Иреван» можно написать отдельный роман


История страны начинается с истории каждой семьи. И в этой банальной, на первый взгляд, истине - не только сохранение культурных традиций, но и исторической памяти народа, в отсутствие которой теряется его самобытность, исчезают национально-духовные ценности. Тарифа Гахраман гызы Кенгерлинская (Султанова) - одна из тех, кто подтверждает эту истину делом.

 

Тарифа ханым по профессии не историк и даже не гуманитарий, а инженер-металлург. Работает завсектором Института космических исследований природных ресурсов Министерства оборонной промышленности. Начала писать статью, а получилась книга. О людях, единство которых в одном - объединяющей их малой родине. Их предки родом из Иреванского ханства, потомки - из Армянской ССР, а все вместе - это наши соотечественники, которыми может гордиться наша страна, те, кто составляет ее славу, ее достояние.
Книга «Бурулганлы Иреван» начинается с исторической справки, в которой приведена более чем четырехсотлетняя хронология правления иреванских ханов, начиная с XV века. Как со всего Азербайджана - из Гянджи и Барды, Нахчывана и Тебриза и других азербайджанских ханств были призваны мастера восстанавливать Иреван после разрушительного землетрясения 1679 года. Как мужественно в начале XIX века в течение двух месяцев обороняли от войск русского генерала Цицианова Иреванскую крепость ее защитники. Цицианов докладывал русскому императору: «С болью в сердце сообщаю, что впервые за тридцать лет службы я не смог завоевать город, который взял в осаду». Через четыре года братья Гасан и Гусейн хан Каджары заставили российского генерала-фельдмаршала Гудовича, потерявшего более тысячи воинов и боящегося окончательного разгрома, отступить от крепости. Однако силы, понятны, были неравны. Дипломатический торг по итогам русско-иранской войны завершился передачей Иреванского и Нахчыванского ханств России. Российский дипломатический посланник А.Грибоедов торопил шаха с этим решением: согласно задуманному плану, нужно было как можно скорее, переселив десятки тысяч иранских армян на азербайджанские земли, создать христианский пояс безопасности на юге империи. Так, на десятки лет вперед было заложено взрывное устройство, которое Россия могла в любое время привести в действие. Побывав в Иреване с дипломатической миссией по пути в Иран, Грибоедов был принят тогдашним иреванским Гусейн ханом Каджаром в восхитившем гостей знаменитом дворце Сардара, украшенном прекрасной живописью художника Мирзы Гадима Иревани. Того самого Мирзы Гадима, род которого, как и десятков других связанных родством иреванских ханов и беков со всеми ответвлениями, внес значительный вклад в нашу культуру. Одно перечисление их имен и фамилий их потомков - Каджары, Нахчыванские, Газиевы, Сулейманбековы, Кадымбековы, Султановы, Кенгерлинские, Губушевы - дает представление о том, каким культурным центром был Иреван, подаривший азербайджанскому народу таких личностей.
Тарифа Кенгерлинская - сама из известного рода Султановых, будучи членом Генеологического общества Азербайджана, с присущей его участникам дотошностью и научной достоверностью, опираясь на десятки источников, собрала обширный материал о каждой из этих семей. Тем самым представила нам возможность за перипетиями грандиозных событий увидеть то, что сегодня в мире изучается как социальная истории - судьбы отдельных людей в подобного рода обстоятельствах. Автор не пытается, да это и не входит в поставленную ею перед собой задачу, показать исторические события. Она не говорит об изгнании азербайджанцев пришлыми соседями, просто вспоминает из детства, как всеми правдами и неправдами завуч ереванской школы №42 некий Папазян не хотел записывать ее брата Азиза Султанова, говоря: «Вы тюрки, так идите учиться в тюркскую школу». Хорошо известно не только в нашей стране, но и в соседнем Дагестане, которым он руководил, имя Азиза Алиева - видного политического и общественного деятеля, организатора здравоохранения, доктора медицинских наук. Закончив в 1917 году в Иреване гимназию с золотой медалью, затем поступил в Военную академию в Петрограде. Приехав на летние каникулы домой после второго курса, Азиз понял, что надо отсюда уезжать: на памяти были события не только 1905 года, но, что еще ужасней, мартовская трагедия 1918 в Баку, Губе, Шамахе. Дашнаки теперь поднимали голову и в Иреване, провоцируя всевозможные столкновения с азербайджанцами. И Азиз Алиев перевез свою семью сначала в Шарур, где армяне сожгли их дом, затем в Шахтахты. Пришлось немало скитаться, пока не осели в Баку. Имена его потомков в нашей стране знают все - терапевт Тамерлан, онколог Джамиль, офтальмолог Зарифа ханым Алиевы, музыкант Гюлара ханым.
Целая плеяда творческих деятелей, просветителей, работников образования и здравоохранения Азербайджана вышла и из рода художника Мирзы Гадима Иревани. Достаточно назвать только имя Гюльрух ханым Кадымбековой - одной из создателей системы дошкольного образования в нашей стране. Ее дети и внуки - достойные продолжатели славного рода Казиевых и Кадымбековых.
О каждом, чье имя или фамилия упомянуты в историческом труде (а иначе и не назовешь!) «Бурулганлы Иреван» Тарифы ханым Кенгерлинской, можно написать отдельную книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Они того достойны. Потомки ее героев не создают общества по восстановлению своих прав на дворянство, ханство или бекство. Они аристократы духа. Поэтому каждый из нас должен прочитать эту книгу. Тогда мы будем больше уважать и себя, и свою историю.
Наши «заклятые друзья» - соседи любыми способами пытаются стереть все следы автохтонности азербайджанского этноса на землях, именуемых сегодня Арменией. Но это им никогда не удастся, потому что сколько историю ни переписывай, пока живы потомки тех, кто обустраивал эту землю, возводил на ней дома и хоронил здесь своих мертвых, эти попытки безуспешны.

 

 

Элеонора МОВЛУДГЫЗЫ

azerizv.az

Библиотека

Судьба мира. Том III

Подробнее

Социальные сети