«Храм божий надо беречь»

25.12.2013 23:19

Очередной армянский исторический миф рассеялся прямо на глазах

 


Приветливые лица, настойчивые уговоры задержаться на обед, горячий хлеб из тендира на дорогу. Вот так по-кавказски гостеприимно встретила ученых, приехавших посмотреть церковь Святого Григориса в дагестанском селе Нюгди, семья местных азербайджанцев. В Нюгди - некогда еврейском поселении - сегодня в основном живут азербайджанцы. Именно они и хранят эту христианскую святыню, несмотря на то, что сами исповедуют ислам. "Храм Божий надо беречь", - искренне считают в азербайджанской семье, которая любезно согласилась предоставить хранящийся у них ключ от церкви гостям всероссийской научно-практической конференции "1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании".

 

Ученым было интересно посмотреть на месте, кому же в действительности принадлежит этот памятник христианской архитектуры, на который претендуют армянские участники конференции. Ведь, по их утверждению, история христианства в Дагестане с древнейших времен связана с деятельностью Армянской церкви, и именно армянские правители сыграли ключевую роль в распространении христианства на этой территории. А в качестве древнейшего очага Армянской церкви в Дагестане они указывают на храм в селе Нюгди (Мола-Халил), якобы построенный на месте убиения в IV веке Святого Григориса - внука Григория Просветителя.

 

Отметим, что в 30-е годы IV века Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис "...рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине". В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя гуннов Сенесана (Санатрука). Маскуты (машкуты, массагеты), которые жили на западном побережье Каспийского моря - от Дагестана до Абшерона и еще южнее, были воинственным народом и держали в страхе античный мир. Расположенное в окрестностях Баку село Маштага несет ныне в своем названии память о былом могуществе маш(с)кутов. В древних источниках особо отмечается, что маскуты являлись гуннским народом, воины которого в совершенстве владели боевыми искусствами и были отличными наездниками. То есть маскуты, будучи тюркским народом, издревле владели обширными территориями на Кавказе. Казнили Святого Григориса, спустив лошадь, к хвосту которой привязали мученика, - это распространенный некогда среди тюркских народов метод казни.

 

Любопытно, что армянская сторона, ссылаясь на древние, в том числе армянские источники относительно смерти Григориса, "не замечает" тюркского происхождения маскутов-гуннов, исстари живших в регионе. Но вернемся непосредственно к храму Св.Григориса.

 

Если верить армянским источникам, в том числе энциклопедии фонда "Хайазг", прежде здесь была "часовня Святого Григориса, воздвигнутая в 337 году, как гласит предание, на месте гибели юного Григориса". По версии армянских участников прошедшей в Дербенте конференции, эта церковь была построена в древности армянами, а затем в XIX-XX вв. неоднократно реставрировалась. Однако известное на сегодняшний день самое раннее письменное упоминание часовни Святого Григориса в Нюгди относится лишь к 1857 году, когда ее посетил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян. Это место всегда считалось святым как для мусульман, так и христиан и нет никакой информации, что здесь прежде была именно армянская церковь.

 

Никаких следов древности или ее более раннего строительства не обнаружили в церкви и участники дербентской конференции, среди которых был также автор этих строк. В то же время было выяснено, что благодаря ныне покойному азербайджанцу Камилю Гудратову удалось сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX века, на основе чего армяне заново отстроили церковь и теперь стремятся датировать ее IV веком. Отметим, что в начале XX века эта церковь вновь была то ли отреставрирована, то ли армяне предприняли попытку ее достроить. А несколько лет назад начали очередную реставрацию и достройку церкви Св.Григориса, которая продолжается по сей день.

 

С XIX века начался процесс тотальной арменизации Албанской церкви, который и ныне продолжается на оккупированных территориях Азербайджана. Памятник албанской цивилизации Гандзасарский монастырский комплекс, как и множество других храмов, находящихся в захваченном Арменией Нагорном Карабахе, подвергся многочисленным изменениям, перестройкам-"реставрациям", цель у которых была одна - его арменизация. Благо сохранились древние рукописи, а также старые исследования и книги, по которым современные исследователи могут судить о первоначальном состоянии и значении Гандзасара. В частности, большой пласт фактологического материала собран в научных исследованиях академика И.Орбели (1887-1961), трудах епископа Макара Бархударянца (1834-1906), в которых приводятся данные и подробности о состоянии храмов, надписей и надгробных эпитафий до начала их полной арменизации. Это было отмечено в выступлениях азербайджанских участников конференции в Дербенте.

 

Напомним, что впервые 1700-летие принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании торжественно отмечали в августе нынешнего года в удинском селе Нидж Габалинского района Азербайджана. Эта дата была выбрана не случайно, так как, согласно некоторым источникам, именно в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от Святого Григория Просветителя. Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, распространилось с середины I века. А в V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению раннесредневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского, располагалась резиденция патриархов Албанской церкви.

 

Между тем утверждения армянских докладчиков о принадлежности раннехристианского наследия Дагестана к Армянской церкви спровоцировали серьезную полемику между участниками конференции. Представители дагестанской научной общественности опровергли аргументы армянской стороны, показав, что история христианства в Дагестане и на всем Кавказе неразрывно связана с Албанской церковью, Кавказской Албанией и народами, населявшими ее с древних времен. Азербайджанская делегация в дискуссиях по этому вопросу отметила, что наследие Кавказской Албании является общим культурно-историческим сокровищем всех народов Кавказа и не имеет смысла "делить его по национальным квартирам", провоцируя тем самым конфликт между народами. Позиция азербайджанской стороны была в итоге поддержана организаторами конференции и всеми участниками дискуссии, которые признали непродуктивными и опасными попытки "национализации" наследия Кавказской Албании с любой стороны.

 

 

Ризван Гусейнов

 

Библиотека

Qarabağnamələr II kitab

Подробнее

Социальные сети