21.06.2014 01:38
Обнародование в Баку новых фактов армянских фальсификаций, выявленных еще в начале XX века русским советским историком Иосифом Орбели, вызвало истерию в Ереване. За неимением аргументированного ответа, в ход пустили некоего руководителя аналитического центра "Восканапат" Левона Мелик-Шахназаряна, который выступил с призывом к местным институтам заняться изданием научного наследия академика Орбели и, тем самым, якобы, уличить Азербайджан во лжи.
"Видимо, в Армении почувствовали, что под многовековой системой армянских фальсификаций пошатнулся фундамент. Отсюда и такая неадекватная реакция на факты, озвученные мною на конференции "Историческое и культурное наследие этносов Кавказской Албании в контексте прав человека"", - заявил R+ заведующий сектором Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов.
Завсектором отметил, что такая же реакция армянской стороны наблюдалась еще три года назад, когда он отыскал в Санкт-Петербурге книгу И. Орбели "Надписи Гандзасара и Авоцптука", тираж которого был изъят в 1919 году.
"В начале армянская сторона утверждала, что книги И. Орбели вовсе не было в природе. Затем, когда я ее нашел, они стали утверждать, что шрифты книги унесены наводнением в Петрограде и поэтому книга не издана. Однако мы выяснили, что и это ложь - в тот год в Петрограде вообще не было наводнения, а сами шрифты - литеры книги хранились вовсе не там, где указывают армяне. После этого армянская сторона, признав существование книги и даже приобретя ее, обещала перевести на русский язык и якобы "разоблачить" нас, но до сих пор так и не сделала перевода", - заметил Ф. Ахундов.
Он подчеркнул, что И. Орбели в своей книге указывает на ошибки и фальсификации предыдущих переводчиков надписей албанского монастырского комплекса Гандзасар, который находится в ныне оккупированном Арменией карабахском регионе Азербайджана. В книге И. Орбели собственноручно поправляет церковников XIX века С.Джалалянца, О.Шахатунянца и М.Бархударянца, писавших по заказу армянской церкви и получивших за это от нее сан.
Сам того не подозревая, что задел основу-основ армянских фальсификаций, ученый в собственноручно написанном в 1922 году письме высказывает свое негодование по поводу того, что его книга так и не увидела свет.
Ф. Ахундов подчеркнул, что армянская сторона предпочитает не упоминать патриарший сан албанского католикоса. И, если Л. Мелик-Шахназарян сомневается в этом, пусть ознакомится с трудами указанных церковников и всеми другими изданиями, которые переиздавались армянами вплоть до 2009 года.
"Заранее хочу предупредить армянских интерпретаторов, что специалисты из разных стран, которых мы попросили прочитать главную надпись собора Святого Иоанна Крестителя в Гандзасаре, в один голос перевели ее как "при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан". А ведь сан патриарха у главы Албанской церкви говорил о том, что Албанская церковь независима и рукоположена со стороны апостолов Иисуса, то есть является автокефальной. По главной надписи Гандзасара становится ясно, что патриарший сан албанские католикосы сохраняли в средние века.
К тому же, согласно обнаруженным российским архивным материалам, установлено, что патриарший сан албанского католикоса имел место в Карабахе вплоть до начала XIX века, после чего он был упразднен и албанские храмы были переданы в руки Эчмиадзинской армянской церкви", - заметил Ф. Ахундов.
Он сообщил, что по его просьбе, группа азербайджанских и зарубежных ученых продолжает перевод надписей Гандзасара, собранных И. Орбели. По результатам намечено издание труда И. Орбели и перевода надписей. Тогда окончательно станет ясно, как власти Армении посредством исторических фальсификаций держат свой народ в неведении.
Ф. Ахундов обратил также внимание на то, что фактически взамен на отказ возвращаться к исследованиям надписей храмов Карабаха, И. Орбели был обеспечен головокружительный карьерный рост и, помимо прочих должностей, он стал еще и первым президентом Академии наук Армении. По всей видимости, некие силы решили направить большой потенциал молодого ученого в иное, угодное Армении русло.
"Что касается призыва Л. Мелик-Шахназаряна к армянским ученым, издать наследие И. Орбели, очень хотелось бы посмотреть, как они интерпретируют неопровержимые факты на сей раз. Но, к сожалению, в Армении боятся раскрытия архивов, как кошмарного сна, и, потому, скорее всего, они проигнорируют и этот призыв, как приглашение Турции раскрыть архивы для совместного исследования историков вопроса о т.н. "геноциде армян", - заключил Ф. Ахундов.
day.az