Захваченные в плен азербайджанские ковры в Дилижане

07.09.2014 00:38

Неслучайно эти строки В.Высоцкого выбраны цитатойнашей рубрики "Было илиНЕ было?!". Они точно определяют алгоритм разоблачения лжи, мимикрирующей под правду. Образцом такого подлога являютсяармянские фальсификации. Вместе сдиректором Центра историиКавказа, председателем НПО "Помощьразвитию связейс общественностью" доцентом ШелалеГасановой мы отделяем зерна от плевелдля того, чтобы восторжествовала чистаяправда

 

- В прошлой нашей беседе вы обозначили основнуюлинию нашей рубрики. Речь шла о том, что накануне 100-летиятак называемого "геноцида армян" идет эскалация агрессивной пропаганды армянских фальсификацийпо всем направлениям...

 

- Да, исегоднямы поговорим о наступательном приармяниваниикультурных ценностей азербайджанского народана оккупированных территориях. Актуальность этой темы сегоднясвязанас недавно состоявшимся открытием нового грандиозного здания Азербайджанского музея ковра, вкотором представлены все направления азербайджанскойшколы ковроткачества и сотниковровых изделий, возраст которых исчисляется столетиями.Богатаяэкспозиция музея, подкрепленнаяпрочной исторической базой, ярко демонстрирует древнюю родословную азербайджанского ковра.

 

Между тем армянские сепаратистыстремятся выжечь все признаки нашего культурного наследия в Карабахе и методичноосуществляют политику геноцида азербайджанских ковров.Издаются книги, проводятся выставки, фестивали подэгидой "ковры Арцаха".

 

- И какони этообосновывают?

 

- А никак, вернее, своей тотальной ложью. Например, несколько месяцев назадв Москве был презентовансборникковровых фальсификаций, которыйв англоязычном варианте называется "Древние ковры Карабаха", а на армянском "Родословная ковров Арцаха".

 

Это факт наглого притязания на орнаменты карабахских ковров, сохранившихся в более 14 ковроткацких цехах, расположенных наоккупированных территориях Азербайджана.

 

- В чемглавнаяпричинатакого всепоглощающегостремления армян выдатькарабахские ковры за армянские?

 

- Черезковры армяне пытаются обосновать свою якобы историческую причастностьк Карабаху. Но у них нет многовековой культуры ковроделия, потому чтоэто ремесло не развивалось в Малой Азии, откуда они массово переселились наКавказ в XIX в.Самым лучшим доказательством древней родословной азербайджанского ковра являетсяэпос "КитабиДеде Горгуд". Почти в каждой главе рассказывается о дворцах наших древних правителей, гдерасстилались "тысячи шелковых ковров". В противовес этому в армянском эпосе"Давид Сасунский" нет описания ковров. Слово "ковер" встречается лишь три раза, и то в негативном контексте.

 

Поскольку у армян никогда не было школы ковроделия, у них нет испециалистов в этой области. Автор этой фальшивки Ваграм Татикян- немного бард,немногописака,но никак не специалист по коврам. В советское времяон ездил в Карабах и фотографировал азербайджанскиековры. А сегодня эта коллекция фотографий послужила "серьезным основанием" длятого, чтобы сочинитель авторских песенок написал о такназываемой "родословной армянских ковров".

 

Между тем неумолимая правда всплываетуже в предисловии книги. Все попытки некого профессора Газаряна представитьавтора как "признанного специалиста по коврам" терпят фиаско,когда он отмечает, что многих изученных Татикяном ковров уже нет, они остались лишь на фотографиях автора.

 

- Но это же смешно! Какможно говорить о родословной ковров и не представить ни одного оригинала?

 

- А гдеим взять "старинные армянские" оригиналы, если их никогда не было? В бытность СССР, до 80-х годов, вобиходном языкежителейАрмениидаже небыло армянского слова "ковер". В быту армянки говорили"хали",т.е использовали тюркское слово. Лишь в последние20 лет в их разговорную речь вошло слово "горг", обозначающее ковер. В АрмянскойССР это слово фигурировало лишьв названии коврового комбината "Айгорг". Там ткали ковры исключительно по эскизам ковродельческойшколы Эриванского ханства. И вот какие подлоги совершались на том комбинате. Рядом с тюркскими символами на них наносили армянские буквы и сфабрикованным моделям давали армянские названия. Каквидим, еще в советское время в Армении готовили почву для мифа об армянских коврах. Я сняла об этом ролик "Сюрприз от Пушкина", который наши читатели могут посмотреть в youtube.com.

 

- А какие коврыони выставляют на своихфестивалях?

 

- На днях я увидела в Интернете трехминутный ролик о фестивале ковров вДилижане "Культурное возрождение". Сразухочется подчеркнуть, что Дилижан - исконно азербайджанскийгородок, и только в 1922 г. по распоряжению большевиков был передан Армении. Так называемыйфестиваль проходит на небольшой городской площади. Там и тут расстелены и развешаны яркие ковры и рядомс ними сидят женщины в синих майках с надписью Megeryan carpet.

 

Сразу стало ясно, что ковры азербайджанские, и некий Мегерян имеет к ним прямое отношение. За консультацией я обратилась к крупному специалисту по ковроделию, директору "АзерИльме" профессору Видади Мурадову. Так вот, на 9-й секунде ролика показанКубинский ковер, а правее килим, сотканный в селеКяркиджахан в Ханкенди.

 

На земле расстелен газахский килим. На 12-й секунде видим развешанные ковры села Малыбейли. На 22-й сек.- килими мафраш (покрытие для сундука) карабахской школы. На 24-йсек. - синий гянджинский ковер. На 29-йсек. - первый слева бордовый губинский ковер. На 42-ой сек -крупным планом бордовый ковер тебризской школы.На 1.05 мин. видимковер бакинскойшколы, а черезполминуты газахский ковер. На 1.44-й мин. наземле расстеленгубинский ковер. Далее видим коллекцию образцов ковровых тканей карабахской, ширванской,губинской школ. Больше всего менявпечатлил шушинский ковер, который показан на 1.56 мин. Такиедивные ковры с крупными узорамипламениприсущиименно шушинской школе. К большому сожалению, сегодня армяне представляют этупокоряющую красоту как свои ковры.Рядом кяльбаджарский ковер.

 

На 1.59-й мин. показан килим, сотканный в селе Керимли Агдеринского района. На 2.30-й мин. вновь коверазербайджанской карабахской школы. Для разнообразия армяне выставили здесьи турецкие, индийские и китайские килимы. Комментируякаждый кадр, Видади муаллим подчеркнули такую важную деталь. Женщины,сидящиеу ткацких станков, ткут по тебризским технологиям. Это видно по хлопковым уткам. Попытка приармянить этитехнологии обречена на провал,потому что в Армении никогда небыло хлопка,и это разоблачает их ложь.

 

- Это действительно трагедия, на этом фестивале фактически показаны взятые в плен азербайджанскиековры...

 

- Верно, налицопопыткагеноцида азербайджанского ковродельческого наследия со стороныармян. По-видимому, вместе с коврами, оставшимися на оккупированных Арменией территориях Азербайджана, здесь представлены и азербайджанские ковры из коллекции РаффиМегеряна. Это сирийский армянин, потомственный ковровыйдилер, офис которого расположен на 5-йавеню в Нью-Йорке. Судя по майкам с его именем, именно он стоитза организацией мероприятия, представленные здесь нитки, красители привезены из его компании в США. В Армении нет ресурсов для проведенияфестивалей такого рода. И самое главное, уармян нет ковродельческих традиций. Между темтакого рода книги, фестивали, выставки утрамбовывают фундаментковровой фальсификации армян. И этому надо активно противостоять.

 

 

echo.az

Библиотека

Указ от 11 марта 1836 года Его Императорского Величества Правительствующему Сенату об утверждении Положения «О управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России»

Подробнее

Социальные сети