Кровавый образ архиепископа Туряна на пути Эрдогана

22.09.2014 21:45

Вчера стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время своего визита в США наряду с общественно-политическими деятелями встретится с главой Восточно-американской епархии Армянской апостольской церкви. И сразу в памяти всплыла трагическая история 80-летней давности. История расправы с другим армянским архиепископом Восточно-американской епархии в канун Рождества 1933 года, которая потрясла всю американскую общественность. Кровь пролилась в армянской церкви Святого Креста в самом сердце Нью-Йорка, в квартале Вашингтон Хайтс на севере Манхэттена. Да-да, прямо В ЦЕРКВИ, во время рождественского богослужения БОЛЬШИМИ НОЖАМИ ДЛЯ РАЗДЕЛКИ МЯСА был искромсан и ЗАКОЛОТ до смерти Леон (Гевонд) Турян, АРХИЕПИСКОП (примас) Восточной епархии (диоцезы) Армянской апостольской церкви США.

 

 

Всегда бдительный телохранитель Туряна на сей раз преспокойно сидел в последнем ряду среди прихожан. Он был уверен, что ничего опасного не может случиться в святом месте, к тому же в предрождественский день. Между тем, не успел телохранитель опомниться, как внезапно вскочившие со своих мест мужчины окружили архиепископа, когда тот подошел с торжественной процессией к пятому с конца ряду церковных скамей. Семеро мгновенно встали плотной стеной вокруг Туряна, чтобы никто не видел, как двое других орудуют ножами над священником так, будто забивают до смерти дикое животное.

 

Убийц задержали. Все они оказались членами Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн». В июле 1934 года решением суда двое из них были приговорены к смертной казни, но губернатор Нью-Йорка Герберт Леман заменил смертный приговор на пожизненное заключение «в связи с чрезвычайными обстоятельствами этого дела». За минувшие более чем 80 лет так и не выяснилось, какие такие «чрезвычайные обстоятельства» побудили губернатора спасти жизнь преступников, совершивших кощунственное святотатство. Разве что можно предположить, что Леман был напуган дашнаками и не хотел для себя участи Туряна, которого воинствующие националисты приговорили к смерти еще за полтора года до рокового убийства.

 

Дело в том, что 1 июля 1933 года Турян был приглашен на открытие Дней Армении на выставке "Век Прогресса" в Чикаго. Заметив на сцене флаг упраздненной большевиками в 1920 г. Армянской Республики, он приказал убрать этот провокационный атрибут до начала церемонии молебна. Архиепископ настаивал на этом, чтобы не навлечь гнев Советской власти на Эчмиадзинский святой престол, находившийся в советской Армении. Таким образом, Турян нарушил все планы дашнаков, которые намеревались использовать выставку в качестве площадки для позиционирования этого крамольного флага как священного символа армянской нации. Дашнаки решили покончить с архиепископом - «предателем», который давно раздражал их своими взглядами. Вскоре 5 членов АРФ совершили на него покушение в штате Массачусетс.

 

 

После этого чудом спасшийся Турян нанял телохранителя. Видимо, в этот момент он отчетливо осознал, что на него движется торпеда терроризма разрушительной силы. И пожалуй, тогда же он понял, что подписал себе приговор намного раньше инцидента в Чикаго, с того времени, когда позволил себе антитеррористические выступления. Не пожалел ли он о том, что в 1917 году написал статью «Армянский епископ и Оттоманский гражданин» (Armenian bishop and Ottoman citizen), для сборника «Кто виноват? Стороны армянского вопроса» («A Qui la Faute?» Aux Partis Revue Arménien»), изданного Санджакчияном в Константинополе (Стамбуле)?. Сокрушался ли он, практически глядя в лицо смерти, в том, что в той статье прозрачно намекал на причастность армянской патриархии к созданию армянских террористических организаций?.

 

Сегодня трудно ответить на эти вопросы. Нам остается лишь отдать должное смелости человека, который в период геноцидальной истерии армян не побоялся написать следующее:

 

«Религиозные общины в течение длительного времени были очагами армянских революционных партий, здесь были разработаны самые дьявольские программы... Религиозные центры выступлениями и прокламациями призывали народ к восстанию. В этих выступлениях отнюдь не упоминались высокие доктрины Евангелия. Раздавались призывы к восстанию вместо верности и правды, призывы к ненависти и мести вместо человечности, призывы к низости и позору вместо морали. <...> Все собрания и другие мероприятия, организованные комитетами, проводились под руководством религиозных лидеров. И ни высочайший религиозный лидер армян - католикос Эчмиадзина, ни главы других армянских церквей, ни руководители революционных партий, ни другие армяне не смогли осознать, что армяне более 600 лет, пользуясь равной с турками социальной и религиозной свободой, жили бок о бок с ними на землях Оттоманской империи. И комитеты, отрицая эту истину, сеют семена ненависти и нетерпимости».

 

 

Немыслимо жестокое убийство Леона Туряна создало ситуацию раскола среди прихожан Армянской Апостольской церкви в Америке. Они разделились на две конгрегации. Одна - продашнакская - последовала за Католикосатом Киликии. Другая - антидашнакская - за католикосатом всех армян Эчмиадзина. Понятно, что в такой ситуации трудно рассчитывать на адекватное отношение к палачам архиепископа. Одни, согласно здравому смыслу, считают их убийцами. Другие же почитают злодеев как героев.

 

Так с какой же из этих двух структур Восточной епархии Армянской апостольской Церкви в Америке готовят встречу президента Турции Эрдогана? Главное, избежать провокации, которая весьма предсказуема накануне 100-летия так называемого «геноцида армян».

 

 

Шелале Гасанова

haqqin.az

Библиотека

Азербайджанская Демократическая Республика (1918 - 1920)

Подробнее

Социальные сети