«ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ». Часть 7. Надежды царицы Феофано на армянского любовника не оправдались

27.04.2015 16:42

В Византийской империи армяне составляли важный этнический компонент населения. Если в начале они проживали в восточных фемах, то с X в. началась их  активная миграция в Малую Азию и на Балканы. Но после поражения при Манцикерте в 1071г. империя потеряла области, населенные преимущественно армянами, и на пограничных с мусульманскими владетелями и крестоносцами территориях возникли полунезависимые армянские княжества, которые, впрочем, за исключением Рубенидов, очень быстро сошли с исторической арены.

 

Уже с X в. источники отмечают активную роль армян в армии и государственном аппарате Византии. Но данное высказывание верно лишь в отношении армянской аристократии, тогда как рядовые армяне, жившие обособленно и замкнуто, не вызывали ничего, кроме неприязни, у греческого населения столицы и других городов. Значительная часть армян продолжала исповедовать монофизитство. Армяне-монофизиты причислялись к еретикам, православная церковь запрещала прихожанам общаться с ними, вступать в брак (1, 141). Греческая интеллигенция также с неприязнью, а порой и  с ненавистью, относилась к армянам. Так, например, образованнейшие и умнейшие люди своего времени (XII в.), митрополит Солуни Евстафий Фессалонийский и его современник, правовед и писатель Николай Месарит  говорят о них с чувством глубочайшей неприязни, переходящей в ненависть,  называя «льстивыми», «хитрыми», «коварными» (там же).

 

Следует отметить, что такое отношение к армянам сформировалось задолго до XII в.  Феофан Исповедник, создавший продолжение «Хронографии» своего друга Георгия Синкела в 810 - 814гг., повествуя о первом годе правления императора Иовиана (27 июня 363 - 17 февраля 364), в числе прибывших ко двору императора в Антиохию называет и армянского епископа Акакия. «Акакий, злейший из Кесарийских армянских епископов, тоже явился, вместе с другими епископами, в Антиохию с сочинением, написанным в духе православия, исповедуя Единосущного и Никейский собор, из страха к благочестивому царю, а не по Богу» (3, 26). Интересно, что именно при Иовиане был заключен мир с Сасанидами, которым достался город Низибин (Нисибия) и византийский император обязался не помогать армянам в их борьбе с Сасанидами. Обращает на себя внимание то, что Иовиан неожиданно умер, и его скоропостижная кончина еще в древности вызывала много споров. Наиболее авторитетные источники напрямую говорят об его убийстве, но не называют виновников, поскольку не было произведено расследования причин смерти императора.

 

Все последующие 600 лет между армянами и греками нередко вспыхивали столкновения.   После смерти Романа II 17 марта 963г. в византийской столице началось брожение. Регентом малолетних сыновей Романа II была назначена его вторая жена царица Феофано, в прошлом дочь трактирщика по имени Анастасо. (Она познакомилась с престолонаследником Романом, работая проституткой в заведении своего отца. Будущий император незадолго до этого овдовел и старался заглушить боль утраты первой молодой жены в злачных местах Константинополя). На тот момент командующим армии был лучший полководец того времени Никифор Фока.  Главный евнух, или паракимомен, Иосиф понял, что Никифор произвел впечатление на царицу Феофано. Заручившись поддержкой патриарха Полиевкта, он отослал Никифора в Азию в должности главнокомандующего. Вместе с тем Иосиф, по совету катепана ( примю -предводителя воинского отряда в провинции) Италии Мариана, направил письмо к подчиненному Никифора - Иоанну Цимисхию - армянину по национальности, с предложением узурпировать трон. Тот же, понимая, что большая часть войска едва ли поддержит его, показал письмо Никифору и убедил последнего идти на Константинополь.

 

Получив известия о намерении Никифора на  воцарение, Иосиф на скорую руку собрал заговорщиков, частично из среды армянской аристократии. В число заговорщиков входили представители известных армянских родов, занимавших должности при константинопольском дворе. Многие их них в дальнейшем поплатились за это, другие, запятнавшие себя спекуляциями и ростовщичеством, были лишены титулов и отправлены в ссылку или казнены.

 

Но народ не поддержал заговорщиков. «Мариан и протоспафарий, т.е. византийский сенатор Пасхалий - глава фема (провиции) Лагувардия (прим. - отвоеванная византийцами территория Южной Италии) происходил из армянского рода Кринитов, смещен в 944г. за хлебные спекуляции), беззаботные и исполненные пустого хвастовства, передвигались по улицам с отрядом македонян, не переставая вызывать все новые и новые возмущения, так что разъярившийся народ в конце концов прибег к силе и, сразившись с ними в рукопашной схватке, обратил их в явное бегство, будто слабых и неопытных в битве мальчишек» (2, 28). 9 августа 963г. на сторону народа перешли городские верхи, направившие гнев народа на сторонников Иосифа. По свидетельству Льва Диакона, все имущество Иосифа и его армянских приспешников было разграблено, а дома разрушены. После чего представители городских властей открыли ворота будущему императору Никифору , 16 августа занявшего столицу (2, 28-29). 

 

Император Никифор II Фока (963 - 969) взял новый курс внутренней политики, сочетавшейся с успешной внешней. Поддержавший его вышеназванный армянин Иоанн Цимисхий был назначен доместиком схол Востока ( прим. -верховным гражданским и военным командующим). Но вскоре некоторые из близких родственников и приближенных Никифора стали злоупотреблять властью, заниматься хлебными спекуляциями, что вызвало раздражение народа. Стремясь успокоить народные массы, Никифор решил устроить показательные выступления своих войск. 9 мая 969 г. в районе современного Балыклы в Стамбуле произошло столкновение между отрядами армянских наемников и горожанами, «...армяне ранили многих горожан», - сообщает источник (2, 37). Родственники погибших и раненых константинопольцев открыто выражали ненависть к режиму плутократии и стяжательства, установленного родственниками императора.  Но к ночи мятеж утих (2, 38).

 

Занятый государственными и духовными делами Никифор мало времени уделял царице Феофано, которая вскоре вступила в заговор с Иоанном Цимисхием, к тому времени разжалованным и сосланным в ссылку. Поддавшись уговорам жены, император вернул опального армянина ко двору. Понимая, что их связь больше скрывать невозможно, заговорщики решили убить Никифора. Проникнув при помощи царицы во дворец, Цимисхий с  заговорщиками расправились со спящим императором.

 

«Иоанн схватил его за бороду и безжалостно терзал ее, а заговорщики так яростно и бесчеловечно били его рукоятками мечей по щекам, что зубы расшатались  и стали выпадать из челюстей. Когда они пресытились уже мучениями Никифора, Иоанн толкнул его ногой в грудь, взмахнул мечом и рассек ему надвое череп» (2, 49).

 

В заключение я хотел бы вновь обратиться к хронисту, описавшему эти ужасные события.

 

«Совершив свое преступное и богопротивное дело, Иоанн вошел в великолепный дворцовый зал, называемый Хрисотриклионом, надел на ноги пурпурную обувь, воссел на василевсов трон и стал размышлять о том, как захватить государственную власть и устранить возможное сопротивление родственников василевса.

 

<...> Труп Никифора целый день валялся на снегу под открытым небом; это было в субботу одиннадцатого декабря; только поздним вечером Иоанн приказал предать его подобающему погребению. Тело уложили в наскоро сколоченный деревянный ящик и в полночь тайно отнесли в храм Святых апостолов; там его поместили в одну из царских гробниц... Но злодеи поплатились за свое преступление; неусыпное правосудие отомстило им впоследствии: у всех, кто приложил руку к убийству василевса, было отнято имущество и, очутившись в крайней нищете, они, подлые, подло и жизнь свою закончили» (2, 50).

 

Надежды царицы Феофано на армянского любовника не оправдались. Прекрасно зная о ее сомнительном прошлом и коварных приемах на пути к цели, Цимисхий немедленно изгнал ее из дворца. К тому же на этом настаивал возмущенный цареубийством патриарх Полиевкт.  Кстати, патриарх умер так же скоропостижно, как вышеназванный император Иовиан. Это произошло  через шесть дней после рукоположения антиохийским епископом некоего Феодора, тоже армянина и протеже Иоанна. Цимисхий заключил свою блудливую подельницу Феофано в келью на унылом острове Прота (Кыналыада), откуда она с горечью смотрела на  некогда принадлежавшие ей  роскошные палаты в императорском дворце. А цареубийца-армянин Иоанн I Цимисхий правил Византийской империей с 969 по 976 гг.

 

 

Литература

1. Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI -XII веках. Ереван, 1975

2. Лев Диакон. История. М, 1988

3. Летопись [византийца] Феофана [от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / В пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского; С предисл. О. М. Бодянского. М., 1887. эл.вариант.

 

 

Заур Мехдиев