20.07.2020 14:18
В девятом номере за 2016 год российского журнала «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», в серии «Гуманитарные науки» вышла статья известного российского исследователя, краеведа Эдуарда Вартанова из Ростова-на-Дону под названием «Переподчинение Эчмиадзину армяно-кыпчаков и их принудительная деэтнизация».
Эдуард Вартанов уже многие годы изучает наследие армяно-кыпчаков и процесс их деэтнизации – т. е. насильственного превращения в этнических армян. Исследования Эдуарда Вартанова посвященное армяно-кыпчакскому этносу с убедительностью доказывает то, что армяне Польши, Украины, Крыма и Дона являются не народом «хайского» происхождения, а типичными тюрками.
Прежде всего, нужно отметить, что исторически для этого субэтноса родным является не армянский «хайский» язык, а так называемый армяно-кыпчакский язык, который входит в кыпчакско-половецкую подгруппу тюркских языков.
Носители армяно-кыпчакского языка эрменилер «армяне» обозначали свой язык трояко: хыпчах или «кыпчакский язык», бизим тил «наш язык» (в частности, в противоположность армянскому) и татарча «по-татарски». Известен по письменным памятникам кыпчакоязычных армян, исповедовавших армяно-григорианское христианство, которые жили большими колониями в Каменце-Подольском, Львове, Луцке, Могилеве-Подольском, Сучаве, Серете, Замостье, Яссах, Аккермане и др. городах Украины, Польши, Румынии, Молдовы.
Эпиграфические памятники свидетельствуют также о том, что в XII—XIII веках на территории Южного Кавказа тоже жили кыпчаки, которые приняли монофизиство. Один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Республики Армения, построенный на рубеже XII—XIII веков, носит название Хпчахаванк «Кыпчакский монастырь».
В своем исследовании Эдуард Вартанов логически связывает кипчаков Ширакской области нынешней Республики Армения и окрестностей Ани с армяно-кыпчаками Украины, России и Польши, и отмечает, что переселение анийских кыпчаков монофизитского или «григорианского» вероисповедания на север произошло в XIII веке в период становления в степях Причемноморья, Дона, Поволжья и в Крыму могущественного государства Чингихидов – Золотой Орды. В дальнейшем же произошла насильственная деэтнизация и арменизация кыпчаков-монофизитского вероисповедания, связанная с подчинением их церковной организации Эчмиадзину.
Однако при этом вопросы у некоторых оппонентов Эдуарда Вартанова все же остаются. Причем не только в армянской среде.
Дело в том, что для многих исследователей, которые прекрасно знают отношение тюрок к армянам в позднем средневековье и 18-19 столетии не понятно как мог воинственный тюркский народ – кыпчаки перейти в вероисповедание этноса, который затем на протяжении веков отожествлялся с «торгашами», которые в тюркской среде в отличие от воинов изначально ставились невысоко.
Но люди, те которые рассуждают подобным образом, не понимают, что к этно-религиозным категориям 12-13 веков нельзя применять категории более позднего времени.
Тюрки-кыпчаки, в том числе и те которых переселил на Южный Кавказ грузинский царь Давид Агмашенебели (Давид Строитель), сыграли решающую роль в отвоевании грузинским царством у тюрок-огузов (турок-сельджуков) не только грузинской столицы Тбилиси, но и города Ани, который после «отвоевания» и поселения здесь кыпчаков, по сути, стал грузино-тюркским городом.
Была образована православная грузинская Анийская епархия, строились грузинские церкви – остатки которых до сих пор бережно охраняются турецким правительством (кстати сам факт нахождения Ани на турецкой территории делает невозможным для армянских фальсификаторов «переделать» грузинские церкви в Ани в «армянские»).
Поскольку горностепные пространства Ширака были для проживавших в преимущественно в других ландшафтах грузин непривычными, но переселение в Ани собственно грузин было незначительным. Здесь грузинским царем Давидом Агмашенебели была поселена часть кыпчаков, для которых степные пространства были «родной» средой обитания.
В то время кыпчаки еще не имели четкой религиозной идентичности. Наряду с традиционным тюркской религией (тенгрианством) к моменту переселения на Южный Кавказ значительная часть кыпчаков исповедовало христианство, при чем как православного, так монофизитского и несториоанского толка (распространенного в тюркском мире).
Переселившись на Южный Кавказ, кыпчаки столкнулись здесь как с мусульманским тюркским населением – потомками тюрков-огузов, так и с православными христианами грузинами и христианами-монофизитами албанцами в то время еще не подвергшимися арменизации.
Нужно учесть, что по ментальности древние и средневековые албанцы не так уже сильно отличались от тюрок. Они тоже были воинственным народом. Доказательством этому служит то, что жители тех албанских сел, в которых сохранился древний этнический компонент лишь арменизированный, сохранили свои характеристики и качества, совершенно не свойственные хайскому народу.
Так, например древнее албанское (или тюрко-албанское – судя по названию) арменизированное село Чардохлу в Шамкирском районе Азербайджана дало семь генералов и двух маршалов, включая знаменитого маршала Баграмяна, который вообще-то по крови, как и его земляки, является никаким не армянином, а армянизированным албанцем. Саму местность, где расположено село Чардохлу сами армяне относят к «области Утик», то есть земле удин – потомков древнего населения Кавказской Албании. Неассимилированные удины сохранились до наших дней и в Азербайджане.
Таким образом, тюрки-кыпчаки, в религиозном плане поселившись на Южный Кавказ, постепенно разделились. Часть из них «укрепилась в православии» или стали православными и смешалось с грузинами. Другая – большая часть впоследствии исламизировалась и их потомками в значительной мере являются азербайджанцы - борчалинцы. Исламизировалась в дальнейшем и часть «грузино-кыпчаков» и результатом их «ретюркизация» можно считать появление такого субэтноса как турки-месхетинцы.
Наконец часть кыпчаков, вероятно исповедовавших христианство монофизитского толка еще до переселения на Южный Кавказ, стали прихожанами имевшей сильные позиции на территории нынешней Республики Армении и Карабаха Автокефальной Албанской церкви. Той самой, которую впоследствии методично начали захватывать армяне.
Однако к моменту монгольских завоеваний кыпчаки, в том числе и монофизитского вероисповедания сохраняли свой быт, былую воинственность и память о жизни в поволжских и донских степях. Между тем в империи Чингизидов в первое время доминировало «покровительственное отношение» к христианам, к которым некоторые ханы относились зачастую лучше, чем к мусульманам.
При этом особенной толерантностью к христианам отличался Улус Джучи – Золотая орда. Это не случайно, поскольку в состав Золотой Орды вошли русские земли с христианским — правда, православным населением. Поэтому в переселении кыпчаков из района города Ани христианского монофизитского вероисповедания из Ширака на территорию Золотой орды, в Крым, донские и поволжские степи, память о которых жила в кыпчакской среде, нет ничего удивительного.
Нужно учесть, что тот же Эдуард Вартанов совершенно исторически и объективно пишет о том, что империя Чингизидов столкнулась с могущественным исламским государством основную боевую силу которого составляли кыпчаки-мусульмане – султанатом египетских мамлюков. При этом среди кыпчакского этноса во время монголо-мамлюкских войн произошел раскол. Кыпчаки-мусульмане ориентировались на египетских султанов, а кыпчаки-христиане, как, кстати, и грузины – на монгольских ханов. Этот факт также является известным историкам.
При этом исследование Эдуарда Вартанова камня на камне не оставляет от «официальной армянской версии» которая говорит о том, что переселение армян из Ани на Дон, в Крым и Поволжье, это последствие «разорения Ани турками-сельджуками» в 1064 г. Дескать покинув разоренный «дикими турками» Ани «несчастные», но «высококультурные» армяне где-то скитались почти два столетия, дождались пока возникнет на землях Поволжья и Причерноморья Золотая орда и в конце концов на ее территориях расселились.
Но из истории известно, что к 1024 г. Ани вошел в состав Грузинского царства и никто вообще-то не мешал «пострадавшим от турок-сельджуков» анийским армянам не скитаться дальше по миру еще полтора столетия, а обратно вернутся в этот город и забыть о разорение его сельджуками. Также, как, к примеру, вряд ли москвичи в годы позднего СССР помнили о разорении их города Наполеоном в 1812 г. если бы это не изучали в школах по истории.
Вообще-то армянская официальная версия о поселении в XIII веке «анийских армян» на землях Поволжья «помнящих» о разорении Ани в XI веке это такой же нонсенс, если бы сегодня в США приехали люди, требующие гражданства и политического убежища на основании того, что они «потомки москвичей из разоренной Наполеоном в 1812 г. Москвы»! Такой случай кажется вообще анекдотичным, но почему-то армянские историки не считают анекдотом аналогичную картину в отношении анийских армян.
Те армяне которые жили в Ани до 1064 г. и их потомки, судя по всему, и после того как он стал грузинским городом, массово так и не вернулись. В Ани наряду с православными грузинами и православными кыпчаками поселились албанцы-христиане (интересно, что в том же в 1024 г. Давид Агмашенебели с помощью кыпчаков заставил признать зависимость от Грузинского царства Ширван с многочисленным албанским населением) и кыпчаки монофизитского вероисповедания.
Кыпчаки-монофизиты, сохранявшие свой язык и кыпчакское самосознание, переселились из Ани и его окрестностей в XIII столетии в Улус Джучи или Золотую Орду, во время, когда тамошние ханы проявляли наибольшее покровительство христианству. Сам же Ани пришел в упадок и окончательно был покинут после разрушительного землетрясения 1319 года.
Конечно, история кыпчаков-монофизитов в XI—XIII веках нуждается в дополнительном изучении. Но изложенная Эдуардом Вартанвым видение истории армяно-кыпчакского субэтноса не содержит таких диких исторических противоречий и несуразностей, которые характерны для «официальной» армянской версии происхождения армяно-кыпчаков.
KavkazPlus