24 апреля 1915 года. Факты, домыслы и правда: Богос Нубар – соавтор плана по переселению и «геноциду» армян в Османской Турции

24.04.2012 04:00

  

 

Каждый год – 24 апреля все мировое армянство, куда входит государство Армения, ее зарубежная диаспора и различного рода организации прилагают колоссальные усилия для привлечения внимания мировой общественности к событиям 1915 года в Османской империи. 

Следует отметить, что напряженная работа в этом направлении в принципе идет круглый год, и приняла методичный характер с начала 1960-ых годов, когда Запад в рамках новой кампании по оказанию давления на Турцию, спустил с цепи «армянский вопрос».

С тех пор, интересно наблюдать как мировое армянство, затаив дыхание, напряженно ждет, что парламент очередной страны обсудит резолюцию по «геноциду», а самого апогея эта напряженность достигает в преддверии 24 апреля, когда все внимание армян приковано к тому, что скажет президент США по этой теме. Фактически продвижение «геноцида» стало неким культом и или движущей силой армянского народа. Этим вопросом заняты умы не первого поколения армян, которые прилагают неимоверные усилия, тратят финансы, пишут книги, проводят мероприятия, осуществляют протекцию и дают щедрые взятки по всему миру с одной лишь целью: чтоб кто-то еще подтвердил факт «геноцид армян в Османской империи». То есть большая часть армян живет не настоящим и будущим, а своим прошлым, которое как зловещий призрак постоянно маячит в армянской политике, жизни и быте. 

Думаем, будет уместным сделать небольшой экскурс в создание этого армянского призрака или мифа 1915 года, поскольку психология и мировоззрение нынешних армян во многом формируется именно на событиях в Османской империи, и истерия по этому поводу будет нарастать в свете предстоящего в 2015 году столетия т.н. «геноцида» армян.

За прошедшие 50-60 лет изучением событий 1915 года занимались сотни маститых западных историков, и не секрет, что основной их целью было найти доказательства преднамеренного массового уничтожения армян со стороны властей Османской империи.

Историк, преподаватель Азербайджанского Государственного Педагогического Университета, к.и.н. Даянат Мусаев, подсчитал, что наиболее активными в вопросе изучения событий 1915 года были США и американские ученые.

Только за последние десятилетия опубликованы труды 69 американских историков по итогам их исследований в архивах разных стран. При этом данные труды изданы в разных странах, в том числе и в самой Турции.

Западными исследователями были подняты османские реестры начала 20 века, из которых стало ясно, что в Османском государстве 29 выходцев из армянской общины имели самый высший государственный титул в Османской империи – титул «паша».

Также 22 армянина были министрами, 33 членами парламента, 7 послами, 11 генеральными консулами и консулами. Среди министерских постов, занимаемых армянами, были такие в высшей степени важные, ключевые должности, как министры иностранных дел, финансов, торговли и почт. В 1913 году должность министра иностранных дел Османской империи занимал армянин Габриель Норадугян. То есть в среднем 20-30% всех высокопоставленных чиновников Османской империи являлись армянами. И это при том, что по последней переписи 1914 года армянское население Османской империи составляло 1,294 миллиона человек или же чуть больше 5% населения.

В этом и процентном соотношении различных национальностей можно убедиться, посмотрев «Документы переписи 1914 года Османской империи».Становится видно, что общая численность населения (сумма всех миллетов) Османской империи составляла 20 975 345 человек.

Ныне армянские и некоторые западные историки пытаются убедить мир в том, что за все время существования Османской империи армян притесняли, грабили и убивали. Однако эти «историки» намерено утаивают факт того, что как же тогда армяне, которых грабили, убивали и унижали, сумели занять очень высокие позиции в Османском государстве и обществе. По логике этих историков получается, что армяне, сидевшие на ключевых должностях, и являются соучастниками притеснения и даже истребления армян в Османской империи?

Проблемы в Османской империи с армянами назревали давно, поскольку власти страны закрывали глаза на откровенно националистическую пропаганду развернутую Западом среди армян Османской империи, посредством открытых многочисленных армянских школ, приходов, обществ, газет и организаций. Однако начало Первой Мировой войны ясно показало османским властям какими тяжелыми проблемами может обернуться спонсируемая из-за рубежа агитация национализма среди армян. 

Согласно архивным документам и сообщениям иностранных дипломатов того времени становится ясно, что часть армянского населения и чиновников Османской империи в прямом смысле предали и подняли бунт против своего государства:

Из сообщений английского посла в Османской империи Уильяма Лангера: «…еще в 1878 году патриарх армянской церкви заявил, что они готовятся к свержению турецкого правительства и присоединению к России…»

Обращение армянского главаря АрамаТурабяна от 5 августа 1914-го года: «Турецкое правительство объявило мобилизацию, но мы не будем воевать против нашей второй родины – Франции и тем более против России (оба государства воевали против Османской Турции – прим. автора). Я призываю вас записаться добровольцами во Французскую армию…» В тот день записались 400 добровольцев.

Согласно архивным данным недовольное мобилизацией армянское население Зейтуна подняло восстание против Турецкой власти. В феврале 1915 года правительство было вынуждено перебросить туда войска из Марама. И это в то время, когда Турция воевала на четырех фронтах: Кавказском, Восточном, Западном и Балканском.  

В другом письме посол Уильям Лангер отмечает: «…армянские политические лидеры, офицеры, солдаты начали дезертировать в массовом порядке. Депутат меджлиса от Эрзерума Гаро Пастырмаджан во главе армянских солдат и офицеров 3 -ей Армии перешел на вражескую сторону – к России. Они сожгли села Меркеху, Иштуджу и вырезали местное население. Затем разгрому подверглись села Башгала, Сарай и Баязет. Армянские бандформирования во главе с Арамом и Вартаном захватили Ван. Впоследствии, создав там генштаб, они сдали его русским…»

Напомним, что руководитель армянской делегации на Парижской мирной конференции по итогам Первой Мировой войны, БогосНубар паша признавал факт создания армянских войск (более 150 тысяч), воевавших против Османской Турции, что по его словам и привело к ухудшению отношения к армянам. К армянским отрядам во главе с Андраником, он причислял 50 тысяч турецких армян. БогосНубар отмечал, что все это делалось в надежде на то, что с помощью Европы или России удастся добиться для Армении права на независимость, как «воюющей» на стороне Антанты.

Напомним, что в своей речи от 12 декабря 1985 года в Палате Представителей Конгресса США, конгрессмен Стефан Золярц сказал, что после долгого изучения архивов, он сделал вывод, что не сможет юридически представить события 1912-1922 годов в Османской империи как акт геноцида армян, поскольку в эти годы армян погибло гораздо меньше, чем говорилось (1,5-2 миллиона), в то время как мусульман погибло более чем 2,5 миллиона (это только в Анатолии).  

Американский демограф, профессор Джастин Маккарти, всесторонне изучив статистику данного периода, заключил, что тогда погибло не 1,5-2 миллиона, как утверждают армяне, а намного меньше. Наряду с армянами погибло более 2,5 миллиона анатолийских мусульман. Он также объясняет это голодом, болезнями, разбоями, межобщинными столкновениями и т.д.

Армянская сторона чтобы доказать наличие «геноцида» используют только показания американского посла Генри Моргентау, который служил в Стамбуле в 1913-1916 годах и не приводи источников и доказательств своих слов.

Однако его преемники посол Джеймс Стефенсон и верховный комиссар Марк Бристоль, не поверив столь наивным словам Моргентау на основе армянских баек, проводят свое исследование документов, которые напрочь опровергли версию намеренного уничтожения армян.

В частности американский миссионер Джеймс Бартон, который возглавлял организацию помощи Ближнему Востоку, целью которой было облегчение «страданий армян», признавал, что не может остановить злонамеренной пропаганды армян против мусульман.

Учитывая массовый переход армян на сторону противника и вооруженное насилие армянских бандформирований против мирного населения, правительство приняло решение об их переселении и аресте некоторых так называемых «активистов».

Что касается даты 24 апреля ежегодно отмечаемой всем армянством, то в этот день вообще не погибали армяне, и дата это взята ими в прямом смысле «с потолка».

24 апреля 1915 года турецкое правительство приняло указ об аресте около 600 армянских писателей, журналистов, врачей, националистически настроенной интеллигенции. Вскоре многие из них были освобождены, а поджигатели войны были привлечены к уголовной ответственности. То есть никаких казней, убийств или чего то подобного в этот день не было и противоположное доказать никто не может.

По поводу причин событий 1915 года есть интересная статья в газете «New-York Times» от 1923 года.  В ней журналист, описывая реальные события, происходящие в то время, обращается к читателю со следующим вопросом: «предположим, что мы (США) воюем с Мексикой, и наши войска отправлены на фронт охранять границы. И вдруг из наших войск отделяются негры (темнокожие), которые переходят на сторону противника. Другая часть негров в тылу, подрывает линии коммуникаций и терроризует мирное население. Чтобы мы сделали с неграми? Как бы мы их наказали? Надо также учесть, что в отличие от наших негров, армяне в Османской империи имели равные права!».

То есть американский журналист просто и популярно показывает, какую негативную роль сыграло армянское население Османской империи в судьбе государства да и армянского народа тоже.

Другим предметом постоянных фальсификаций является численность армян погибших в тот период в Османской империи.  

Согласно последней переписи (кстати начальником статистического управления являлся  армянин МкртычШинабьян) населения Османской Турции армянское население в 1914 году перед началом Первой Мировой войны составляло 1,294 миллиона человек. После войны армянское население империи составляло 123 тысячи человек. Согласно данным, в Россию переселилось 420 тысяч, в страны Европы – 455 тысяч. Учитывая эти факты, можно уверенно заявить, что во время Первой Мировой погибло около 300 тысяч армян: от голода, болезней, разбоев, межобщинных столкновений и т.д.

Согласно данным азербайджанского исследователя Али Гаджизаде, сохранилось письмо представителя армян во Франции Богос Нубар паши от 12 декабря 1918 года, адресованное министру иностранных дел Франции (оригинал в архиве министерства архивы МИД  Франции, Серия Восток, Армения, том 2, фолио 47).

Вот что пишет БогосНубар паша «Общее число депортированных оценено от 600.000 до 700.000 душ. Цифры, которые я вам привожу, отражают лишь уцелевших, находящихся сейчас на территории, завоеванной союзными войсками. Что касается оставшейся части депортированных, разбросанных еще в пустынях, у нас до сих пор нет никакой информации на их счет». Это письмо написано 12 декабря 1918 года, тогда как по утверждению армянских и ряда западных историков «геноцид армян» продолжался несколько лет, а согласно письму БогосНубара в МИД Франции, написанному спустя почти 4 года становится ясно, что в Османской империи еще живет 600 – 700 тысяч уцелевших армян плюс те которые по выражению БогосНубар паши «разбросаны по пустыне».

Однако есть еще один нюанс, который опровергает данные армянской стороны о числе погибших в Османской империи армян. Как отмечает А.Гаджизаде, чуть более 900 тысяч из них проживали на тех территориях, армянское население которых подлежало депортации согласно закону о депортации 1915 года. Остальные проживали в Стамбуле и его окрестностях, в Измире, в Месопотамии, в Алеппо и других областях. Историки, пишущие о геноциде армян почему-то  обходят вниманием тот факт, что армяне проживающее в вышеупомянутых местах, так и остались жить в своих домах, и никаких претензий со стороны властей к ним не было. «Этот факт очень и очень не удобен как для армян, так и для отстаивающих их точку зрения историков, ведь если в стране совершается геноцид против какого-то этноса, то с чего бы эта выборочность? Почему армяне, живущие на востоке «подвергаются геноциду» а армяне, живущие на западе нет. Также не попали под действия закона о депортации часть тех армян, которые жили на черноморском побережье», - резонно констатирует Гаджизаде.

Думаем отдельного рассмотрения, требует политическая деятельность Богос Нубар-паши и его одноименного сына, поскольку они сыграли неоднозначную роль в событиях вокруг Османской империи в 19-20 вв., а также событиях 1915 года. Тем более, что как станет видно из нашего материала, сын Нубар-паша, в прямом смысле переплюнул своего отца в умении строить козни и плести интриги. В частности мало, кто знает, что именно младший Нубар-паша является одним из авторов идеи армянского бунта в Османской Турции, который по его мнению вынудит османские власти начать переселение армянского населения из регионов ставших театром военных действий в Первую Мировую.

Его отец - Богос (Нубарян) Нубар-паша, (1825-1899 гг.), египетский общественно-политический деятель, родился в городе Измире Османской империи, где и окончил армянскую школу, затем переехал в Египет. Далее продолжил свое образование в Париже, где выучил французский язык и науки. По возвращении в Египет, поступил на государственную службу, выдвинулся в число видных государственных деятелей. Занимал посты министра иностранных дел, затем трижды был премьер-министром Египта. В интересах в первую очередь армянской торгово-купеческой прослойки Египта осуществил ряд реформ в различных областях государственной жизни, торговли и экономики.

Нубар Паша играл большую роль в жизни не только армянской общины Египта, но и всей армянской диаспоры. Особое место в его деятельности занимал вопрос создания армянского государства на землях Османской Турции. С этой целью Нубар-паша активно использовал свою высокую должность и полномочия в египетском государстве, от имени которого, на встречах с политиками европейских стран, продвигал «армянский вопрос» и идею создания армянского государства. То есть должность премьера Египта позволяли ему, в интересах армянской диаспоры, активно вмешиваться в противостояние Европы и России с Османской Турцией.

Всю свою последующую политическую деятельность, Нубар-паша посвятил протекции и поддержке армянских претензий к Турции на международной арене. В 1895 году он вышел на пенсию, но продолжил активную деятельность в этом направлении, затем с этой целью переехал в Париж, где и умер в 1899 году.

Активную политическую деятельность с целью осуществления армянских экспансионистских планов продолжил его сын и тезка - БогосНубар-паша, который тоже родился в Турции (в Константинополе) в 1851 году и также умер в Париже в 1930 году. Он учился в Швейцарии и во Франции. Получив диплом Центральной школы в 1873 году, он возвращается в Египет. Не без помощи и протекции своего отца, он назначен управляющим египетских железных дорог в 1878-79 гг., а затем вновь с 1891 по 1898 гг. также принимает участие в различных государственных строительных и коммерческих проектах в Египте.Нубар-паша (младший) являлся основателем и первым президентом Армянского благотворительного общего союза AGBU с 1906 года до своей смерти. Одной из основных целей AGBU является под прикрытием гуманитарных проектов, готовить в Турции и других регионах военизированные армянские отряды, деятельность которых координируется с единого центра и подчиняется интересам западных держав.

С 1914 года БогосНубар окончательно селится в Париже, где в период Первой Мировой войны делает все, чтобы обеспечить французскую поддержку для вооруженного восстания армян в Османской Турции. С 1915 года он объявляет подписку и сбор денег в пользу армян Турции. Поставленный во главе армянской национальной делегации, он стремится заручиться поддержкой у европейских союзников в случае их победы над Турцией, создания и включения Армении в международное соглашение в качестве государственного образования.Это по его инициативе в 1916 году из армян был создан Восточный легион, который некоторое время спустя именуется Армянским легионом и воюя на стороне европейских держав пролил немало крови мусульманских народов в странах Востока.

Нубар-паша запомнился тем, что, спустя много лет после своей смерти, невольно стал основным источником, подтверждающим надуманность «геноцида» армян в Османской Турции в 1915 году. Дело в том, что Богос Нубар Паша будучи главой армянской делегации на Парижской мирной конференции 1919 года по итогам Первой Мировой войны, привел многочисленные факты и цифры, которые полностью противоречат выдвинутому ныне мифу о «геноциде» армян.

Во-первых, на Парижской мирной конференции Нубар-паша ясно заявил, что они - армяне были воюющей против Османской Турции стороной, и «внесли жизненно важный вклад в разгром Османской империи». То есть из его слов становится ясно, что армяне, будучи подданными Османской империи, предали её и воевали против османов на стороне западных держав и России еще до событий 1915 года. Иначе как изменой и предательством Родины этот акт назвать нельзя, именно поэтому об этом нюансе стараются не упоминать, сегодня защитники мифа о «геноциде» армян.

Богос Нубар Паша в ходе Парижской мирной конференции в частности сделал следующее заявление: «…Армяне воевали на стороне союзников(держав Антанты – Р.Г.) с самых первых дней войны (то есть с 1914 года – за год до т.н. «геноцида» армян – Р.Г.) и до подписания перемирия на всех фронтах… Наш военный вклад был официально и с благодарностью оценен союзными правительствами, и мне нет нужды углубляться в эту тему дальше».

О том, что армяне являются «воюющей стороной» Нубар-паша отмечает и в своем письме от 3 декабря 1918 года министру иностранных дел Франции Стефану Пишону.

Также в письме Нубар-паши в лондонскую газету «Times», (взято с сайта armterror.info) датированном 30 января 1919, он открыто признает, что армяне своими стараниями добились того, что их сотрудничество с союзниками привело к потере доверия к армянам у османского правительства.

Это полностью опровергает выдвигаемую ныне армянским лобби и его прислужниками ложную мысль о том, что «армяне не были на поле боя и не восставали против османов, все убитые в тот период были гражданскими лицами».Становится ясно, что в 1919 году, как европейские политики, так и армянские воспринимали армян как воюющую против Османской империи сторону – воюющую против своей страны.

БогосНубар-паша на Парижской конференции, также признавал факт создания армянских войск (численностью более 150 тысяч), воевавших против Османской Турции, что по его словам и привело к ухудшению отношения к армянам. К армянским отрядам во главе с Андраником, он причислял 50 тысяч турецких армян. БогосНубар отмечал, что все это делалось в надежде на то, что с помощью Европы или России удастся добиться для Армении права на независимость, как «воюющей» на стороне Антанты.

Нубар-паша в другом письме министру иностранных дел Франции объясняет, почему турки, сражающиеся одновременно на пяти фронтах, столкнувшись с армянскими мятежниками внутри страны, вынуждены будут защищаться, предоставив армянскому населению «новое жилье». Это письмо было получено в Кед'Орсей 3 декабря 1918 года. То есть Нубар-паша фактически является автором дьявольского плана, который путем пролития крови армян Османской Турции, имел целью вынудить османов начать переселение армян из региона, что привело к еще большим потерям среди армян и дало повод много лет спустя создать миф о «геноциде» армян.

То есть армянские идеологи вроде Нубар-паши, сделали все для того, чтобы армянский народ был вовлечен и затем стал «жертвой событий 1915 года». В результате действий армянских банд внутри Османской Турции, снабжение турецких войск на фронте было значительно усложнено. Армянские вооруженные отряды нападали на железнодорожные составы, на небольшие отряды турецких войск, а также на мирные деревни, которые фактически оказались беззащитными перед армянскими бандами.  Кроме этого в составе армий стран Антанты были созданы армянские воинские подразделения, которые также воевали против Османской империи. Союзники обещали армянам автономию в случае победы, их нисколько не смущал тот факт, что армяне не составляют большинства населения не в одном вилайете Османской империи.  Однако армянские формирования по ходу действия начали «очищать» территорию так называемой «Турецкой Армении» от иных национальностей, чтобы обосновать армянские претензии на эти земли. На этих территориях помимо армян проживали курды, турки и черкесы. Целые деревни стирались с лица земли, уничтожались вместе с населением. Местное мусульманское население пыталось спастись бегством, в результате чего образовалось огромное количество беженцев.

С целью пресечь армянский саботаж и предательство, а также массовые потери среди гражданского населения прифронтовых регионов, Османское правительство, принимает решение депортировать армян, проживающих здесь в тылу - вглубь страны. Армяне, проживавшие в других регионах страны, в том числе в столице не были переселены, и благополучно живут там, по сей день.

Подведя итоги можно констатировать, что именно предательство Османской империи со стороны проживавших в ней армянских националистов, привело к трагедии и массовым потерям среди народов, населявших империю. И армянский народ тогда пострадал намного меньше, чем турецкий, ставший жертвой грязных политических игр армянских националистов, проливших кровь нескольких миллионов тюрков и мусульман, ради создания «великой Армении».

Кроме того, армянские бандформирования периодически в 1905-1906, 1918-1920, 1948-1953 и 1988-1993-годах совершали акты геноцида и депортаций против азербайджанцев, но почему-то, эти факты нигде не обсуждаются и не признаются. Ведь только во время событий 1918 года (согласно материалам Чрезвычайной Следственной Комиссии правительства АДР) в Шемахинском уезде было уничтожено 58 деревень и убито более 8 тысяч жителей, в Губинском уезде уничтожено 122 деревень, убито более 16 тысяч человек, в западном Азербайджане в 199 деревнях убито более 135 тысяч человек. Массовые убийства совершались также в Бакинском, Гейчайском, Карабахском, Зангезурском, Иреванском, Нахичеванском, Ленкоранском уездах Азербайджана, в провинциях Южного Азербайджана. В общей сложности, по мнению историка Даяната Мусаева, армянскими националистами было убито около 2 миллиона азербайджанцев.

Возникает резонный вопрос, почему мировое сообщество, ведущие державы, не придавая значения явной фальсификации армянами истории, стараются признать выдуманный «геноцид армян», а неопровержимым фактам геноцида азербайджанцев не дают должной огласки? Что заставляет мировое сообщество закрывать глаза на совершенный армянскими бандами каких-то 18-20 лет тому назад, геноцид мирного азербайджанского населения Ходжалы, Гарадаглы, Малыбейли, Агдабана и других населенных пунктов Азербайджана?

Для сравнения приведем некоторые статистические данные: в мире признаны геноциды в Хатыни (в Беларуси, число жертв – 149), Лидице (в Чехии, - 172 жертв), Сонгми (в Южном Вьетнаме, - около 500 жертв) и т.д. Но ни одна из них не сравнится ни по масштабу, ни по степени зверства совершения с перечисленными выше актами, а также с геноцидом в Ходжалы (613 жертв), которым мировое сообщество до сих пор не дало должной оценки.

На эти риторические вопросы должны ответить в первую очередь международные организации, зарубежные политики и правозащитники денно и нощно пекущиеся о правах человека, однако не замечающие вопиющих фактов преступления против человечности, совершенных армянскими националистами, некоторые из которых ныне находятся у власти в Армении. Эти армянские руководители - бандиты по совместительству, сегодня преспокойно разъезжают по западным столицам, где цинично рассуждают о европейских и общечеловеческих ценностях, тогда как у них самих руки по локти в крови мирного населения.

Ризван Гусейнов, 1news.az

 

 

Библиотека

An analysis of the Nagorno-Karabakh problem

Подробнее

Социальные сети