03.08.2012 04:00
Вслед за публикацией первой части статьи, посвященной источникам, архивным документам относительно территории исторического Азербайджана, как мы и ожидали, с армянской стороны последовал «восканапатый» ответный материал… однако совершенно далекий от научной полемики и дискуссии. Этот ответ известного неуча и неудачника Левон Мелик-Шахназаряна, как обычно состоял из личных выпадов в мой адрес на пацанском уровне, хотя в принципе большего и не приходится ожидать от армянской стороны, которая спускает с цепи «левоня», когда нечем крыть аргументы и доводы азербайджанской стороны.
Исторически Азербайджан занимает территорию от Кавказского хребта на севере до Хамадана (центральный Иран) на юге, от озер Гейча (ныне о. Севан в Республике Армения), Борчалы (Грузия) и Урмия (северо-запад Ирана) на западе, до Дагестана (Россия) на севере и до Каспийского моря на востоке. Хотят это принять наши армянские оппоненты или нет, но это является фактом, подтверждаемым огромным количеством российских, европейских, арабских, персидских, османских и самих же армянских средневековых и поздних источников. (См. материал Топоним Азербайджан в средневековых и более поздних зарубежных источниках).
О том, что территория Азербайджана в разные периоды охватывала указанные нами обширные территории на Кавказе и Малой Азии свидетельствуют такие авторы Степан Бурнашев (1743 – 1824), являвшийся представителем России при дворе грузинского царя Ираклия II и составивший «Описание областей Адребижанских в Персии и их политического состояния…». Территорию и роль Азербайджана описывали русский дипломат А.С. Грибоедов, также она описана в доносах армянского архиепископа Иосифа Аргутинского главнокомандующему русскими войскам на Кавказе Валериану Зубову и грузинскому царю Ираклию II, в письмах главнокомандующего В. Зубова Эчмиадзинскому католикосу Луке. Обширные сведения об Азербайджане даны в «Материалах по русско-закавказским отношениям конца XVIII в.» (текст - Гасарджян С. П., Восканян В. К.).
Из европейских источников об азербайджанских территориях от Дербента на севере и до Грузии, Турции и Ирана на юге, мы приводили меморандум для Королевского географического общества, составленный о территории Азербайджана английским консулом в Тебризе Кейтом Абботом в 1864 году. (Keith E. Abbott, Extracts from a Memorandum on the Country of Azerbaijan, Proceedings of the Royal Geographical Society of London). Эти сведения подтверждаются и дополняются в материале «Первая мусульманская республика – Азербайджан», напечатанном в Париже в 1919 году во французском журнале «Обозрение мусульманского мира» (Revue du Monde Musulman).
Об Азербайджане и его провинциях, включающих в себя, в том числе нынешнюю Армению, писали средневековые арабские авторы: Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам Аль-Куфи в «Китаб ал-футух», Джалаладдин ас-Суйути в «Тадриб-ур-Рави», Хаджа Мухаммад б. Али ал-ма’руф би Асам ал-Куфи в «Китаб ал-футух», Йакут ал-Хамави в «Му’джам ал-булдан», Ахмад аль-Балазури в сочинении «Китаб Футух аль-Будан» и другие авторы.
О провинциях Азербайджана, его население и ареале писал средневековый персидский ученый Хамдаллах Мустави Казвини «Нузхат ал-кулуб». Азербайджан описан в труде известнейшего арабского историка IX века Ибн Хишама, автора наиболее популярного в исламском мире «Жизнеописания Пророка». Ибн Хишам приводит факты о территории и древнем тюркском населении Азербайджана в труде «Книга корон о химьяритских царях».
Об Азербайджане и его населении приводили достоверные хадисы такие величины как имам Аль-Бухари в своем сборнике «Аль-джами‘ ас-сахих» и Муслим ибн ал-Хадджадж в «аль-Муснад ас-Сахих», которые являются наиболее авторитетным источниками в исламском мире. Об Азербайджане приводит хадисы исламский ученый Аль-Хейсами в «Маджму‘ аз-Заваид».
Около полусотни писем, указов и международных договоров с азербайджанскими ханами и ареале Азербайджана приводится в архивных документах Османских султанов, которые мы также приводили в своих материалах. (Хранятся в Общей Директории Государственных архивов Кабинета Министров Турецкой Республики и др. турецких архивах).
Наконец любопытные факты о территории Азербайджана и том, что Армения, Иреван (ныне Ереван) входят в состав Азербайджана мы нашли и привели из «Географии» т.н. «отца армянской истории» Моисея Хоренского, описание азербайджанских городов есть в «Дневнике» средневекового армянского путешественника Закария Акулисского. В сочинениях армянского летописца XIII века Этьена Орпелиана, упоминается о царствовании Ильдегизидов Азербайджана, «живущих в стране огней», владевших обширными территориями на Кавказе, в Малой Азии, в том числе и областью Армения. Речь идет, в частности, о правлении Атабека Азербайджана Шамс-ад-дина Ильдегиза. Эти сведения армянских летописцев об Азербайджане подтверждает известный французский ориенталист, кавказовед XIX века А.Ж. Сен–Мартена в труде «Исторические и географические мемуары об Армении» («Mémoires historiques et géographiques sur l'Arménie»).
Обширные материалы об Азербайджане и его владетелях, а также о переселении армян в нынешнюю Армению на Кавказе собраны в «Персидских документах Матенадарана» (ПДМ), составленных армянским ученым А. Д. Папазяном.
Армянский профессор Гарник Асатрян, также признает то, что Азербайджан являлся политико-административной единицей и государством, объединявшим в себе земли на Кавказе и Малой Азии, в том числе географическую область Армению. По этому поводу, пусть и с оговорками Г.Асатрян «Существует ли народ азари?»: «В отдельные исторические периоды - после арабского завоевания края (639-643 гг.) и позднее, нашествия тюрков (11-12 вв.) - область Азарбайджан объединялась с Арраном и Ширваном (территория современной Азербайджанской республики) и Арменией, что является причиной расширенного толкования понятия Азарбайджан в некоторых средневековых источниках».
Далее Г.Асатрян неуклюже пытается доказывать, что азарийский язык (язык азербайджанских тюрков) появился при Сефевидах и сразу же исчез в XVI веке! Нонсенс – то есть Асатрян готов «родить» и моментально «уничтожить» целый язык, лишь бы его не связывать с нынешним тюркским азербайджанским населением. Однако о языке «азари» имеются свидетельства задолго до появления Сефевидов, у арабских географов X-XII вв., описывающих современный им Азербайджан. Арабские географы язык его населения ясно отличали от других языков, к примеру Ибн-Хаукаль (977 г.), отличает языки горцев Кавказа, отмечает от «фарси» и от «азари». Другой арабский летописей Мас'уди (943 г.) перечислив области Ирана, пишет, что в них был одни язык, при этом отличает от них «пехлеви», «дери», «азари» и другие. Летописец Магдиси (985 г.) описывая знакомые ему «фарси» и «дери», про язык же азербайджанцев пишет, что он «представляет затруднения…».
Термин «азари» встречается еще в известном рассказе исламского азербайджанского ученого Абу Закария Катиба Табризи, который пишет, что он, учась в Ма'арра (Сирия) у знаменитого Абу-ль-Аля (973-1057), встретил своего земляка, с которым поговорил на родном языке азари, очень заинтересовавшем его знаменитого учителя, но не понятном для него. Из поздних арабских писателей Якут (1179-1229) говорит, что азербайджанцы имеют наречие называемое «азари» и не понятное ни для кого, кроме их самих. Из этих свидетельств можно сделать такой вывод, что уже в X веке в Азербайджане население говорило на особом языке «азари». Попытки ныне некоторых псевдоученых причислить азари к персидским языкам не имели успеха, поскольку азари, на котором говорил и писал сефевидский шах Исмаил Хатаи, сохранился в его трудах и является родным для современных азербайджанцев, которые свободно понимают и читают произведения шаха Исмаила и более ранних азербайджанских авторов.
Не сумев ничем опровергнуть приведенные нами цитаты из вышеуказанных многочисленных источников, армянская сторона в лице Л.Мелик Шахназаряна уже который раз решила ссылаться на вырванные из контекста абзацы из трудов азербайджанских историков А.Бакиханова «Гюлистан-Ирам», Мирзы Джамала Джеваншира «История Карабага» и Мирзы Адигезаль-бека Мирза Адигезаль-бек. Карабаг-наме. Однако приведенные армянской стороной цитаты из трудов азербайджанских историков, только подтвердили факт распространения территории Азербайджана на обширные территории на Кавказе и то, что Азербайджан многие века являлся не просто географическим ареалом, а административно-политическим термином и субъектом международного права.
Чего стоит, приведенная Л.Мелик-Шахназаряном цитата из труда «Гюлистан-Ирам» А.Бакиханова: «В 1175 (1761) г. Фатх Али-хан Афшар — один из главных сановников Надир-шаха, имевший притязания на персидский престол, овладел Азербайджаном и пришел с войском в Карабаг».
Однако у нетрадиционно мыслящего и при этом пытающегося нам оппонировать Л.Мелик-Шахназаряна возникает вопрос ко мне: «как урмийский хан (Фатх Али-хан Афшар), уже овладевший Азербайджаном, может снова прийти в него со своим войском?» А куда же Фатх Али-хан должен был прийти после овладения Азербайджана? В Ирак, а может быть в Грузию? Он овладел Азербайджаном и остановился в одной из азербайджанских провинций – в Карабахе. Интересно нетрадиционный Левон у себя в доме каждую комнату и даже санузел тоже считает отдельной квартирой, не имеющей отношения к общему дому? Иначе он должен вроде бы понять, что любая страна или регион состоит из провинций, регионов и областей…
Также армянскому оппоненту следует напомнить, что из приведенных нами цитат в трудах российского дипломата и архивариуса С.М Броневского (1763 - 1830) в межгосударственных соглашениях держав (Османской, Персидской и Российской) Азербайджан и азербайджанские земли Иреван, Карабаг и Ширван указаны как отдельные административные субъекты. То есть это международные юридические документы за подписью российских императоров, османских султанов и персидских шахов, признают и указывают Азербайджан (с территориями на Кавказе, в Персии и в Малой Азии) политико-административным субъектом.
Ничего подобного нельзя сказать про Армению или армянских владетелей, которые нигде: ни в Кюрекчайском, ни в Гюлистанском, ни в Туркманчайском или иных договорах и международных документах не приводятся как политико-административные субъекты. Армения указывается в частной переписке и некоторых документах - как географический регион, а армянские мелики, вардапеты и прочие - как лазутчики, доносчики, перебежчики, тайные агенты или вооруженные отряды, готовые вести подрывную деятельность или поднять бунт внутри стран и ханств их приютивших.
Еще раз повторюсь, что Армения и армяне, упоминаемые в античных и иных древних источниках, не имеют отношения к нынешней Армянской республике на Кавказе и к хайскому народу. Традицию называть хайев армянами и место их расселения Арменией ввели в оборот европейские и российские источники XVII-XIX вв., тогда как Армения как государство не существовало уже 1700-1800 лет. Это делалось с далеко идущими политическим целями, направленными на создание новой «армянской» колонны внутри мусульманских империй и стран Востока, Кавказа и Малой Азии. Поэтому российский архивариус С.М. Броневский XIX века и другие российские деятели упоминали лишь в частной или внутренней переписке Армению, но никак не делали и не могли этого делать в международных документах и договорах. (Да и как они могут упоминать официально, то чего нет юридически?).
Л. Мелик-Шахназарян и его «наставники» из Еревана, так и не поняли (или не хотят понять) разницу между тем какой смысл имело слово армянин в средние века и тем, какое оно несет ныне. Дело в том, что в средние века и в более позднее время, вплоть до XIX века на Востоке «армянином» называли монофизитов-григориан, тех, кто относится к Армянской Церкви. Таким образом, отличали представителей различных христианских конфессий и армянином называли тех, кто не является православным, католиком или несторианином. То есть армянином (понятием, носившим религиозный, а не этнический смысл) мог называться представитель ЛЮБОГО этноса, являющийся прихожанином Армянской церкви. Те, кого мы ныне называем армянами, сами себя называют - хаями, а свою прародину - Хаястаном. То есть самоназванием нынешних армян остается слово «хай», именно поэтому незнакомые армяне при встрече друг с другом спрашивают: «Хайес?», что значит – «ты хай?». Это значит, что как много веков прежде, так и сегодня этническим самоназванием этого народа является «хай» (по старой русской традиции иногда говорят «гайк», «гайканин»), но никак не «армянин». Только в недавнем прошлом, с легкой руки европейских и российских источников, вошло в традицию называть хайев армянами по месту их проживания – географической области Армения и приверженности Армянской Монофизитской церкви.
Проведя небольшой ликбез для армянских агитпроповцев, в следующих частях продолжим приводить архивные материалы относительно ареала и политических игр вокруг Большого Азербайджана из российских источников. У нас есть и выставлена целая коллекция средневековых и поздних европейских, российских и иных карт, на которых Азербайджан указан на Кавказе до Дагестана и где Армения входит в состав Азербайджана. Даже если и есть некоторые точные топографические карты, на которых географическая область Армения частично указана на юго-западных рубежах Кавказа, то при внимательном просмотре можно убедиться, что там отмечены сплошь тюркские азербайджанские топонимы, названия рек и гор, поскольку составители этих карт и не знали о существовании армянских названий, которыми ныне сплошь испещрена Армянская Республика, уничтожившая старые азербайджанские названия.
Затем, мы приведем дополнительные сведения об Азербайджане из древнеперсидских, средневековых арабских, армянских и иных источников и документов. Из некоторых древних источников, которые мы будем цитировать, станет ясно, что ложной является и ныне распространенная в исторической науке концепция о том, что слово Азербайджан произошло от Атропатена, которое берет свое начало от имени сатрапа Малой Мидии Атропата (IV в. до н. э.).
Традицию приравнивания Атропатены-Азербайджана к личным именам заложил античный историк Страбон, однако теперь доподлинно известно, что Азербайджан присутствует в древних источниках, еще задолго до появления на свет Атропата и его современников. К тому же Атропат не является личным именем человека – так называли верховных зороастрийских жрецов. Атропат происходит от авестийского Atərəpāta — буквально «Хранитель огня» с добавлением пехлевийского суффикса -kān, используемого для формирования топонимов.
Ризван Гусейнов
Продолжение следует ..