Проекты / Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках XIX века /

Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках – 10 Часть

Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках - 10 Часть

 

   1 часть 

 

   2 часть

   3 часть

  
   4 часть

   5 часть
    
   6 часть 

  
   7 часть

   

  8 часть

 

   9 часть

 

 

 

 

 

 

 

Параллельно с освоением Южного Кавказа, Российская империя проводила научно-исторические исследования, на основе которых написана нынешняя, нередко тенденциозная история региона. В частности тогда появилась традиция считать «персидским» все азербайджанское и называть «персами» в том числе и азербайджанских тюрок. Труды русских исследователей М.Чулкова, Н.Костомарова, П.Мельгунова, А.Попова, О.Зубашевой-Корнилович, А.Шпаковского, Г.Котошихина, А.Мулюкина, Е.Козубского содержат массу интересных данных по истории Азербайджана, однако эти авторы часто не ставили различия между Азербайджаном и Персией. Впервые на это обратил внимание видный азербайджанский исследователь Е.Зевакин, который, хорошо зная специфику источников изучаемого периода, отметил, что под термином «Персия» часто подразумевается Азербайджан, а под «персами» - азербайджанцы. (Зевакин Е.С. Очерки по истории Азербайджана и Ирана XVI-XVII вв., ч. I. , стр. 18, Баку, 1938)

 

В частности мощное Государство Сефевидов было создано усилиями азербайджанских тюркских племен во главе с шахом Исмаилом I, называвшим себя «борцом за трон и царство Азербайджана» в начале XVI века. (Петрушевский И.П. Азербайджан в XVI-XVII вв. // Сб. статей по истории Азербайджана, стр. 65, вып. I. Баку, 1949). Как справедливо отмечал И.П.Петрушевский, о руководящей политической роли иранских элементов в Сефевидской империи в этот период не могло быть и речи. При дворе Сефевидов и в войске говорили на азербайджанском языке, в основном были приняты азербайджанские традиции (Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. стр. 70, Л. 1959). Об азербайджанском происхождении Сефевидского государства в свое время писал и видный востоковед В.В.Бартольд. (Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России, стр. 101. Изд.2. Л., 1925).

 

Согласно данным источников, в XVI-XVII веках в Азербайджане насчитывалось более 50 городов, торгово-экономическое и хозяйственное значение которых нашло отражение в русских архивных документах XVII века. (Гюльшан Сеидова «Азербайджан во взаимоотношения Сефевидской империи и Русского Государства», Б, 2007 г).

 

В течение многих веков, судьбы народов Кавказа, Малой Азии и соседних регионов решались азербайджанскими властителями. Об этом можно подчерпнуть немало фактов, в том числе и у армянских средневековых авторов. К примеру, армянский католикос Симеон Ереванци (он стоял во главе армянской церкви с 1763 по 1780 г.) в своем «Джамбре» приводит массу документов и указов, подтверждающих, что территория нынешней Армении на Южном Кавказе относилась к Азербайджану и подчинялась азербайджанским правителям. Приведем некоторые из них: (Текст воспроизведен по изданию: Cимеон Ереванци. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Изд. восточной литературы. М. 1958, © текст - Арутюнян П. Т.):

 

«ГЛАВА 20

 

Есть указ шаха Сулеймана от 1085 года мусульманской эры, данный по просьбе жителей нашего села. В прошении говорится: «У нас есть [оросительный] канал под названием Шахи-арх (канал шаха), который искони принадлежит нам; но теперь жители [села] Хаджигара хотят насильственно отнять у нас этот канал с водой». В заголовке прошения шах пишет указ на имя сардара Азербайджана и властителя Еревана: «Расследуйте дело; если вода принадлежит Эчмиадзину, отдайте ему, и пусть жители Хаджигары не касаются ее». Найдешь по реестру под №... [293]


Есть указ шаха Сулеймана от 1079 года мусульманской эры, данный в ответ на прошение всех армян Азербайджанской страны, в котором они жалуются, говоря: «Мы - подданные шаха; но мусульмане не разрешают нам звонить в колокола и созывать в церковь, открыто совершать церковные службы и чинят препятствия всему нашему закону». На это шариатский суд 175 пишет постановление, что не следует мусульманам так поступать, а [затем] и шах на обороте [этой же бумага] пишет приказ, чтоб не делали этого. Найдешь по реестру под №...

 

ГЛАВА 21

 

Когда персидский шах Аббас Великий в 1112 году мусульманской и в 1052 (1603) нашей эры, во времена католикоса Меликсета, завоевал у турок страну Азербайджан, он: поставил ханом над нашей Ереванской страной Амиргуне».

 

Как видим, армянский средневековый автор не считает эти земли армянскими, пишет, что они находятся в составе Азербайджана, и называет их «Ереванской страной» - то есть землями Эриванского ханства, созданного в 1604 году первым беглярбеком которого был назначен азербайджанский полководец Амиргуне-хан (годы правления 1604-1628).

 

В «Джамбре», оригинал которого хранится в Эчмиадзинской библиотеке, приведены указы азербайджанских правителей, пожаловавших различным армянским феодалам земли и титулы меликов на территории Эриванского ханства. При этом ясно отмечается, что подавляющее большинство этих армянских феодалов не являлись ранее тут землевладельцами и возвысились на почве османо-сефевидского противостояния, когда азербайджанские сефевидские правители жаловали земли, титулы и покровительствовали армянским феодалам и католикосам в обмен на поддержку в борьбе с Османской империей.

 

Во вступительном слове к переводу «Джамбра» на русский язык отмечается: «Рост владений армянских церковных феодалов за счет земель крестьянства можно проследить на примере Эчмиадзина.


В 1713 г. крестьяне селения Алибеклу (азербайджанское село Алибейли - Р.Г.) вследствие своего бедственного положения были вынуждены заложить Эчмиадзину за 14 туманов часть своих земель, называемых Имамарх (Имам архы - Р.Г.). По свидетельству Симеона Ереванци, монастырь превратил эти весьма плодородные земли в пастбища. В дальнейшем крестьяне пытались вернуть свои земли, но так как у них не было денег, чтобы уплатить долг, то монастырь, воспользовавшись этим, в 1736 г. окончательно присвоил себе земли Имамарх. (Симеон Ереванци «Джамбр», стр. 45-46.).


Боясь, что другие мулькдары могут погасить задолженность крестьян и тем самым отнять эти земли, католикосы стремились не допускать выкупа крестьян из долговой зависимости. Таким же путем при католикосе Александре (1705-1714) попали в руки Эчмиадзина крестьянские виноградники деревни Ошакан. (Симеон Ереванци «Джамбр», стр. 79).»

 

По поводу села Ошакан расположенного недалеко от Эчмиадзина, ныне армянские ученые стремятся утверждать, что это издревле армянское село. При этом в виде доказательства ссылаются на «Джамбр» Симеона Ереванци. Однако на проверку выясняется, что С.Ереванци говорит несколько иное, к тому же он сам себя героизирует, представляя как «борца» выгнавшего из Ошкана азербайджанское племя муганлы и заселившего туда армян.

 

«Село Ошакан, которое было мульком св. Престола, лет двадцать тому назад было захвачено мусульманским племенем, называвшимся муганлу. Это племя считало Ошакан своим собственным, родовым хайренакан-мульком (наследственное, родовое владение). ...Сей мужественный католикос (Симеон), выступив против этих насильников, боролся несколько лет и наконец добился того, что совершенно изгнал оттуда это племя, а местных жителей и еще других армян собрал из разных мест и поселил там. Это случилось в 1217 (1768) году». (С. Ереванци. Джамбр. ГЛАВА 4, М. 1958.)

 

О том, кому в действительности принадлежало село и как называлось прежде, интересные данные всплывают при расшифровке купчей, составленной еще в 1489 году, о продаже всего села Ошакан ходже Са'ди Ваккасу управляющим бейт-ул-мала Чухур-Са'дского вилайета Амиром Кямал-эд-дином Абдин-беком (Матенадаран, док. №9, / А.Д.Папазян «Персидские документы Матенадарана», с. 234, 1968 г.). Папазян в комментариях пишет, что «письмо (т.е. почерк) некоторых названий местностей, упомянутых в тексте /Ошакан, Карпи, Аштарак/, отличается от общего почерка купчей. Чувствуется, что в некоторых местах сделаны поправки другим писцом, или написанное стерто и записано заново. На полях, напротив той строчки, где упомянут Ошакан, некий Мухаммад Шариф констатирует, что тоже село, в границах указанных в тексте, ранее было известно под названием Казанфар. Поэтому кажется вероятным, что замечаемые в тексте поправки внесены позднее».

 

Значит, один азербайджанский сановник продает другому азербайджанское село Казанфар, которое позже какой-то армянский переписчик назвал Ошаканом. Таким образом, традиции переименования азербайджанских населенных пунктов и их арменизации уходят корнями в средневековье.

 

Армянские католикосы активно заселяли на азербайджанские земли Иревана армян, а также всеми правдами и неправдами расширяли территорию Эчмиадзинского монастыря засчет земель местного азербайджанского населения. Это удавалось благодаря тому, что армянские католикосы пользовались покровительством со стороны азербайджанских сефевидских правителей, которые закрывали глаза на эти «шалости» армянских церковников, поскольку использовали здесь армян в борьбе против Османской империи.

 

Значительное количество документов о ползучей аннексии азербайджанских земель со стороны армянской церкви собрано в фондах Матенадарана. На основе этих материалов армянский ученый А.Д.Папазян издал «Персидские документы Матенадарана», вышедшие в нескольких томах в 1956, 1959, 1968 гг., где, в основном, сконцентрированы указы азербайджанских шахов Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу и Сефевидов, охватывающие исторический период с XIV по XVII вв.

 

Большое количество купчих и документов, свидетельствующих о масштабах скупки и незаконном приобретении земель со стороны армянских церковников, собрано Папазяном во втором томе его книги. («Персидские документы Матенадарана», II. Купчие. Сост. А. Д. Папазян. Вып. I (XIV-XVI вв.). Ереван. Изд-во АН Арм.ССР, 1968).

 

Среди этих документов есть такие, где за подписью армянских католикосов указывается, что Эчмиадзин и окрестные земли находятся в Азербайджане. Ниже приводим фрагмент одной из грамот села Вагаршапат от 832 г. хиджры (1428 г. и. э.), который ныне хранится в Эчмиадзинской библиотеке:

 

«...Это (Вагаршапат - Р.Г.) ... - одна треть целого села, именуемого Учкилиса из сел нахне 'Кярби, которое находится в стране Азербайджан, в одной из областей Грузии, в Чухур-Саадском вилайете, - да убережет его бог от 'Несчастий и бедствий времени, - со всеми его четырьмя границами». («Диван католикоса», папка І з, доп. 1004.).

 

Из этого документа становится ясно, что армяне, некогда переселившиеся из Вагаршапата в Малой Азии (центральная часть Анатолии - нынешней Турции), обосновались в Азербайджане в селе Учкилиса (ныне Эчмиадзин в Армении), и назвали в этом селе «Вагаршапатом» местечко, где они расположились. Уже спустя многие годы, после вытеснения отсюда азербайджанского коренного населения, все село ставшее владением Эчмиадзинского монастыря и армянского католикоса, было переименовано в Вагаршапат.

 

В купчей на село Учкилиса, переименованное армянами в Вагаршапат, а одноименный монастырь - в Эчмиадзин, от 1430 года говорится, что Сару (Сары - Р.Г.) Мелик - поверенный шейха Саида-бека ал-Са'ди продал «патриарху благородной христианской религии, мутавалли Учкилсы халифе Григору третью часть села Учкилсы, которая находится в подчинении страны Азербайджан вилайета Чухур Са'д».

 

Историк В.А.Кулиева относительно этой купчей констатирует, что «по перечисленной богатой титулатуре можно заключить, что упомянутый Саид-бек ал-Са'ди являлся представителем мусульманского духовенства и принадлежал роду Са'длу (Саадлы - Р.Г.). Из документа становится ясно, что село Учкилса /ныне Эчмиадзин/ входило в состав вилайета Чухур Са'д, который в свою очередь подчинялся Азербайджану». (В.А.Кулиева. Ответ на попытку А.Д.Папазян представить историю Азербайджана как историю Армении // Исторические факты о деяниях армян на азербайджанской земле. Баку, Елм, 2003, стр. 135-163).

 

Отметим, что азербайджанский племенной союз Саадлы играл важную роль в Государстве Сефевидов, особенно на территории названного по их имени Чухур-Саада где ныне расположена Армянская Республика. До сих пор слово «саадлы», «саатлы» сохранилось в топонимах и названиях населенных пунктов Южного Кавказа (в Азербайджане есть Саатлинский район), однако на территории нынешней Армении они все уничтожены.

 

А в купчей от 1400 года, содержащей подробное описание границ сел Хот, Шынхер и Халидзор, принадлежащих Татевскому монастырю фиксируется, что олки Капаната, Сисаджана (ныне территория Армянской Республики - Р.Г.) и Туман-е Hахчевана принадлежат стране Азербайджан. (А.Д.Папазян «Персидские документы Матенадарана», стр. 252, 1968 год).

 

А более подробно мы уже поднимали тему фальсификаций армянскими учеными средневековых армянских источников в материале «Урок ликвидации армянской безграмотности /Часть VI/», поэтому не будем далее углубляться в этот вопрос. Подведя итоги, следует отметить, что на основе многочисленных средневековых армянских авторов можно еще раз констатировать, что территории Азербайджана испокон веков распространялись на Южный Кавказ и территория нынешней Армянской Республики, являлась частью азербайджанских исторических земель.

 

 

Ризван Гусейнов


Продолжение следует ..