Символ азербайджанского зодчества Еревана – Крытый Рынок
Лфикация! Этот неологизм спонтанно появился в армянском обществе буквально на днях, с начала июня 2012 года. Таков новый синоним слова вандализм! И это гневно припечатывающее слово звучит не в адрес тюркского мира, как это принято в Армении, а в качестве набатного боя о разрушаемом архитектурном памятнике Еревана - Центральном крытом рынке. Этот рынок, построенный в 1952 году, включен в список памятников истории Еревана и считается одним из символов армянской столицы.
Речь идет об акте вандализма, совершенном со стороны собственника этого здания, бывшего продавца лифчиков, а ныне депутата Национального собрания Армении Самвела Алексаняна по прозвищу Лфик Само. Отсюда и новое словечко «лфикация». По его воле в ночь с 27 на 28 мая были разрушены кровля и внутренняя часть рынка, разобраны лестницы у фасада, рядом вырыт 5-метровый котлован.
Эта драматичная для ереванцев фабула дает основание нам, наследникам Эриванского ханства и средневековой азербайджанской культуры, факты для развития своего сюжета о разрушенном армянскими националистами азербайджанском городе Эривань. Для раздумий об азербайджанском средневековом наследии, о котором мы сами еще не все знаем.
Заметьте, Крытый рынок, построенный всего 60 лет назад, занесен в реестр исторических памятников Еревана! И это в городе, который называет себя древним. Ведь, по словам армян, Ереван якобы на 29 лет старше самого Рима. Если это на самом деле так, то как может здание середины ХХ века почитаться в ранжире старых архитектурных памятников? Ответ лежит на поверхности. Для армян 60-летний Крытый рынок действительно архитектурный памятник «старины», поскольку их история на исконно азербайджанских землях началась только лишь с ноября 1920 года, Общеизвестно, что именно тогда на данной территории была создана страна, которой на Кавказе никогда не было - Армения.
А теперь посмотрим, что говорят армянские эксперты, выступившие в рамках
армянского спецпроекта «Ереван ХХ века» о Крытом рынке, как шедевре армянской
архитектуры. Архитектор Грач Погосян
отмечает: «Крытый рынок должен находиться в списке
охраняемых зданий, так как представляет собой большую культурную ценность. Советские армянские архитекторы «учились» у
архитекторов средневековья...В случае с Крытым рынком были применены решения
средневековой архитектуры». Директор
Национального музея-института архитектуры Армении Ашот Григорян также
подчеркивает средневековую стилистику рынка: «
Крытый рынок полностью накрыт сводом. Подобная концепция в армянской архитектуре
применялась при строительстве общественных и культовых зданий, храмов. В средневековье большинство каравансараев находились
именно под единым сводчатым покрытием». А вот статья В Курилко
«Открытие центрального крытого рынка в Ереване», опубликованная в газете
«Коммунист» от 29 апреля 1952 года: «С
розовым туфом облицовки главного фасада прекрасно гармонирует огромный чугунный
ажурный витраж на фоне зеркального
стекла, окрашенных под бронзу двух оттенков - темного и светлого».
Как видим, армянские эксперты сами констатируют, что при строительстве рынка были применены решения средневековой архитектуры. К тому же один из них подчеркивает, что советские армянские архитекторы «учились» у архитекторов средневековья. Надо полагать, что г-н Г.Погосян - человек совестливый, ибо он не солгал и не назвал в данном контексте архитектуру средневековья армянской.
Дело в том, что в средние века на территории современной Армении армян не было и в помине. Это были земли Чухур-Саадского беглярбегства и управлялись эмирами из тюркского рода Саадлу - по имени основателя рода Эмира Саада. В начале XVI века, в 1511 году, по приказу правителя государства Сефевидов Шах Исмаила здесь была возведена Эриванская крепость, названная Реван-гала в честь построившего ее шахского везиря Ревангулу хана. А в XVII веке здесь было образовано Эриванское ханство со столицей Иреван, в котором жили только мусульмане. Об этом сохранились сведения, к примеру, в трудах французских путешественников Жана Батиста Тавернье и Жана Шардена, побывавших там в 50-70-е г.г. XVII века, в «Книге путешествий» Эвлие Челеби и др..Фундаментальной доказательной базой являются и азери-тюркские топонимы, которые перечисляет Ж.Шарден в первой книге своей многотомной книги путешествий: «...городские земли орошаются рекой Гырхбулаг, протекающей через юго-запад, и рекой Зянги - через северо-запад. Сарай Сардара - очень красивый и грандиозный дворец. В тысячу шагах от него возвышается крепостная башня, ее здесь называют «Кечи галасы»...»
По словам европейских путешественников, посетивших Эривань в XVII-XVIII в.в., это был прекрасный город минаретов. Джемелли, Кер-Портер, Джеймс Мориен, Монперо, Камерон, Линч, Дюбуа и др. с особым восхищением описывали Иреванскую крепость, которая была богата изумительными мечетями, караван-сараями, фонтанами и цветниками. Жемчужиной городской архитектуры был Дворец Сердара, По описанию Шардена, «дворец наместника, расположенный в крепости, построен на краю отвесной скалы. Это внушительное великолепное здание производит особое впечатление летом». Английский путешественник Х.Линс назвал Дворец Сердара сердцем Эриванской крепости.
А теперь ВНИМАНИЕ! Мы особо подчеркиваем то, что этот дворец был построен в стиле АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА ХАШТ-БЕХЕШТ. Проблема в том, что данный стиль приписывают ПЕРСИДСКОМУ зодчеству только по той логике, что известный в мире дворец «Хашт-Бехешт» находится в Исфахане и слово «хашт-бехешт» на фарси означает «восемь уровней рая». Заинтересованные в подобной фальсификации лица намеренно игнорируют то, что исфаханский дворец был построен в эпоху Сефевидов, в 1669 г. по приказу шаха Сулеймана Сефеви. А династия Сефевидов, как известно, положила начало азербайджанской государственности. Вот еще один факт, претендующий на сенсационность! Похожий райский дворец «Хашт бехишт» был возведен также в Тебризе, причем НА 200 ЛЕТ РАНЬШЕ исфаханского. В 1483 году его построил султан Якуб Акгоюнлы - сын Узун-Хасана, правителя АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО государства Акгоюнлу!
Таким образом, дворец «Хашт -Бехишт» и другие прекрасные сооружения, построенные в эпоху династии Сефевидов на территории современного Ирана, являются жемчужинами отнюдь не ИРАНСКОГО, как принято сегодня утверждать, а АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО зодчества, восходящего к пращурам азербайджанцев - огузам. Равно так же основанная Сефевидами Эриванская крепость, Дворец Сардара, великолепные мечети являются образцами вовсе не ПЕРСИДСКОЙ, а АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ архитектуры. И этот неоспоримый ФАКТ запечатлен в средневековых источниках.
Фотодокументы свидетельствуют, что через 100 лет после взятия Эриванской крепости армией генерала Паскевича дворец был сохранен как красивейшая достопримечательность Кавказа. Его уничтожили в начале 50-х г. ХХ века. И сразу же яркие элементы дворцовой архитектуры были «успешно» приармянены архитектором Г.Агабабяном и использованы в архитектуре Крытого рынка, построенного в 1952-ом г.
Так что советские армянские архитекторы учились у АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ архитекторов средневековья и символ армянской столицы - Крытый рынок - построен с применением элементов великолепных сооружений Эриванской крепости. И вот доказательства.
Так, уникальность Крытого рынка армянские архитекторы видят в том, что изнутри он полностью накрыт сводом. Правда, они пытаются лукавить, называя своды элементом армянских культовых зданий, как это делает . директор музея А. Григорян. Но при этом Григорян сам же отмечает, что «в средневековье большинство КАРАВАНСАРАЕВ находились именно под единым сводчатым покрытием». Это уже даже не лукавство, а наглый цинизм вкупе с воинствующим дилетантством. И школьнику известно, что караван-сараи испокон веков были знаковой приметой мусульманского быта, а не армян. Средневековая азербайджанская Эривань, лежавшая на пересечении торговых путей, была еще и городом караван-сараев. Известны и их азери-тюркские названия - Сердар, Шейх-уль-Ислам, Даглы (Нагорный), Сулу (Водный), Сусуз (Безводный), Гаджи Али, Кемюрчю (Угольщики), Джульфа, Гаджи Ильяс и пр.
В данном контексте уместно таке вспомнить написанную в середине 40-х годов XIX в. известную картину президента Академии художеств Российской империи князя Г.Гагарина «Караван-сарай в Эривани». На ней отчетливо изображены отнюдь не армяне, а люди в восточных одеяниях. Следовательно, цельный сводчатый потолок рынка тоже заимствован у зодчих Эриванского ханства. Впрочем, своим неудачным сравнением директор музея фактически проговорился, что элемент сводчатости скопирован с караван-сараев, а вовсе не с армянских «культовых зданий, храмов».
Продолжая ряд доказательств, отметим и такие яркие элементы здания Крытого рынка, как украшенная узорами Большая арка, чугунный ажурный витраж на фоне зеркального темного и светлого стекла, а на нем восьмиконечные звезды, означающие восемь ветвей тюркских народов. Узоры арки напоминают узоры прославленных в Российской империи и в Европе эриванских ковров. Они стали метафорой для А.Пушкина: «Его рассказы расстилались как эриванские ковры. И ими ярко украшались Гиреев ханские пиры». Это строки из стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов». Оно было написано в 1828-ом, в тот самый год, когда только началось переселение армян из Персии в Эриванское ханство! А это значит, что российский истеблишмент знал и ценил эриванские ковры азербайджанской, а не армянской Эривани.
Что касается главного украшения рыночного фасада - зеркальной мозаики на витраже, то несомненно, архитектор пытался приармянить зеркальное убранство дворца Сардара. Дворец стерли с лица земли, а элементы его изумительной зеркальной гостиной в одночасье перенесли на первое строящееся на тот момент здание, хоть это был простой рынок. Благо, красота этого уникального зала описана в письме Грибоедова его другу Бегичеву, в путевых заметках европейских и восточных путешественников, на живописном полотне Г.Гагарина «Зеркальная зала во дворце Эриванского сардаря»
Итак, бывший продавец лифчиков, а ныне депутат Лфик Само методично разрушает не только памятник истории современной Армении. Уничтожается образец советской армянской архитектуры с выразительными элементами средневекового азербайджанского зодчества.
Это территория Эриванской крепости
в 1827 г.
№1 указано место расположения Голубой
мечети
№2 помечено приблизительное место,
где сейчас стоит Центральный крытый рынок.
Ереван начала 50-х г. Рядом с Голубой мечетью
закложен фундамент Крытого рынка
Г.Гагарин Зеркальная зала во дворце
Эриванского сардара
Древнетюркский символ - восьмиконечные звезды
c зеркальными вставками на чугунном витраже
Крытого рынка
СРАВНИТЕ
Вход в Голубую мечеть
Вход на Крытый рынок
1840 год. Г.Гагарин. Караван--сарай в Эривани
Сводчатый потолок Крытого рынка,
заимствованный из архитектуры каравансараев
Шелале Гасанова
Директор Центра истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований «AZER-GLOBE»