Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Согласно мемуарам известного тюркского путешественника Овлие Челеби, шах Исмаил I Сефеви в 1510 году приказал возвести на реке Зенги крепость, чтобы остановить продвижение османов на восток. Строительство было поручено везирю Реван-гулу хану. Отсюда и название крепости – Реван-кала, которое со временем трансформировалось в Иреван. Постепенно город расширялся, и в его архитектуре соблюдались традиции средневекового азербайджанского градостроения.
Академик Бартольд в своих трудах подтвердил факт причастности Реван-гулу хана к строительству города-крепости. Везирю понравилась местность, и он сказал: «Здесь будет город». Через семь лет крепость площадью в 7 га и высотой 850 м была готова. Трое ворот назывались, соответственно, Тебризские ворота, Ширванские ворота и Мостовые ворота. В крепости было 4 мехелле (жилых квартала): Гала (Крепость), Шехер (Город), Тепебышы (Вершина холма) и Демирбулаг (Сильный источник). В Шехере были возведены четыре прекрасные мечети, составлявшие основной силуэт города: «Новрузали хан», «Гусейнали хан, или Голубая мечеть», «Ходжа Сафарбек», «Махаммед Сартибхан».
Затем в период ослабления династии Сефевидов четыре беглярбекства империи были разделены на более 20 независимых азербайджанских ханств, одним из которых и стало Эриванское ханство.
В 1655 году в Иреване побывал французский путешественник Жан Батист Таверние, а через десять лет Жан Шарден, которые описали его как азербайджанский город. Путешественники засвидетельствовали, что в Эриванской крепости было 800 домов, в них жили только мусульмане, описали две мечети в крепости, мраморные бассейны с фонтанами, сады, зеркальный зал дворца сардара, жизненный уклад и обычаи азербайджанцев. Эти факты ценны тем, что сохранили достоверные сведения о городе до разрушительного землетрясения 1679 года. Правитель Зал хан с помощью других азербайджанских ханов быстро восстановил былую красоту города и соорудил более мощную крепость.
Существует другой веский аргумент о принадлежности современного Еревана Азербайджану. Оно сохранено в письме от 29 мая 1918 г. первого главы правительства Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Фатали хан Хойского Министру Иностранных Дел М.Гаджинскому: «Мы решили с армянами все спорные вопросы, они примут ультиматум и закончат войну. Мы уступили им Иреван».
Дело в том, что 28-го мая 1918 года армяне объявили о создании независимого государства, не имея ни своей территории, ни политического центра. 29 мая 1918 года только что провозглашенная Азербайджанская Демократическая Республика уступила армянам древний азербайджанский город Иреван с прилегающей к нему территорией с площадью примерно 9,5 тыс. кв. км. ДАРЕНИЕ Иревана армянам была своего рода жестом доброй воли руководства АДР во имя прекращения войны, которую дашнаки объявили Азербайджану и Грузии сразу после прихода к власти в Армянской Республике.
Возраст Еревана – 500 лет - опровергает измышления армян, которые безосновательно провозгласили 782 год до н. э. годом образования города. Удревление Еревана было необходимо армянам по нескольким причинам. Во-первых, им не давало покоя то, что в 1958 году Грузия отметила 1500-летие Тифлиса. Во-вторых, необходимо было найти свою арменизированную базу для этимологии слова Эривань, или Иреван. Армяне решили в политических целях использовать находку советских археологов.
В начале 50-х годов на окраине Еревана была раскопана плита с клинописью. На ней были три клинописных знака «РБН» (в древности гласных букв не было) и высечена782 год до н. э, как дата основания города царём Урарту Аргишти I. Хотя со времени раскопок прошло почти 8 лет, именно в 1958 году, т.е. сразу после празднования юбилея древнего Тбилиси, армяне сообщили, что клинопись полностью расшифрована и установлено, что город назывался Эребуни. По сути, они домыслили желательные для них гласные и получилось слово, якобы «раскрывающее» этимологическую связь слова Ереван.
Хотя в древней надписи не было четкого указания географического расположения города «РБН», армянские фальсификаторы посчитали эту находку достаточной для удревнения истории Еревана. В чисто армянской манере манипулируя историей, с одной стороны они сами признают, что нет доказательств значимого поселения на месте Еревана в период с IV века до н. э. по III век н. э. С другой стороны, исчисляют историю своей столицы по дате древней урартийской крепости, из которой следует, что Ереван – Эребуни существовал за 29 лет до основания Рима. А ведь если Ереван действительно являлся бы частью древнеармянской культуры, то это сохранилось бы в истории армянского народа и армяне все эти 28 веков обязательно отмечали бы дату основания своего города. Отметим, что ЮНЕСКО до сих пор не признал базальтовый камень с клинописью доказательством существования древнейшего города Эребуни.
Доктор исторических наук В. Шнирельман называет еще одну вескую причину удревнения Еревана: «…никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших… всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма». (Войны памяти, Мифы, идентичность и политика в Закавказье,М., 2003).Напомним, что в 1965 году в Советской Армении широко отмечалось 50-летие «геноцида армян», широко тиражировались антитюркская литература, карта «Великой Армении» от моря до моря, на площадях раздавались антиазербайджанские лозунги,
Как видим, у армян было достаточно причин для эребунской фальсификации. Ловко состряпанная история древнего Эребуни дала основание руководству Армении отметить в 1968 году 2750-летие Еревана и тем самым опровергнуть факт о связи названия «Иреван» с именем Реван-гулу хана, а также «доказать» свое древнее урартийское происхождение и этим дать фору грузинам. Это был своего рода ответ на старый спор между Грузией и Арменией об Урарту. С конца Х!Х века между армянскими фальсификаторами истории Урарту и серьезными учеными разразилась такая ожесточенная дискуссия, что это побудило тестя А.Грибоедова грузинского просветителя Илью Чавчавадзе в 1902 году посвятить этому вопросу половину книги «Армянские ученые и вопиющие камни».