Проекты / «ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ» /

Часть 15. Как пьяница и распутник Вардан Филиппик распял и зарезал ребенка

В конце V – начале VIII века в политической жизни крупнейшей державы Востока – Византии наблюдалась пестрая смена узурпаторов. Иной раз они даже не успевали дойти до столицы, как их уже свергали собственные армии. Некоторым же удавалось становиться узурпатором дважды, как, например, Юстиниану II, который окончательно потерял власть в 711 году, будучи свергнутым  пьяницей и прелюбодеем (1,II, 441) Варданом Филиппиком.

Касательно личности Филиппика, правившего в 711-713гг., источники немногословны, но единодушны. Дата его рождения неизвестна, Феофан Исповедник и патриарх Никифор сообщают, что он происходил из армянского рода, проживавшего в Пергаме. Семья его мела достаточное влияние, отец, возможно, был сенатором. 

Скорее всего, на престол Филиппик вступил в зрелом, но не в преклонном возрасте. В апокрифическом рассказе о зарождении стремления к власти Феофан намекает, что Филиппик принадлежал к оппозиционной монофелитской партии, анафематствованной и запрещенной властями  в 681г. на VI Вселенском соборе в Эфесе «В обители Калистрата был затворник провидящий, впрочем еретик, который вошедшему Филиппику сказал: тебе предлежит царство». (6, 278), при условии, что тот отменит постановления собора. 

Как пишет источник, будущий победитель Юстиниана II Ринотмета (Безносого) доверил эту тайну одному своему другу; тот дал знать Апсимару (т.е. правившему в то время Тиверию III – З.М.), который высек его плетьми, остриг, заключил в оковы и сослал в Кефалинию. С вычетом всех сверхъестественных подробностей сообщения источника, налицо продолжавшаяся борьба монофелитства с ортодоксией, в которую втягивалась и негреческая составляющая империи. 

Вернувшийся на престол в 705г. Юстиниан II по старому обычаю византийских императоров объявил амнистию пострадавшим при его предшественнике. Филиппик вернулся в столицу, но затем был сослан в Херсонес (Крым), видимо, на какую-то провинциальную должность (6, 276). 

Летом - осенью 711 года в Херсонесе вспыхнуло восстание. Отправленные Юстанианом Ринотметом незначительные экспедиционные силы не смогли замирить горожан. 

Осенью из Константинополя вышел новый флот со 100 тыс. солдат (4, 164). Помимо них на борту находились крестьяне, ремесленники и горожане, видимо, предназначенные для расселения в округе Херсонеса. Прибывшие солдаты и городская беднота устроили страшную резню населения, оставив в живых лишь небольшое количество пленных для Юстиниана II.

Юстиниан для замирение херсонесцев выслал небольшой отряд из 300 доверенных людей Горожане же убили парламентариев Юстиниана и сразу же после расправы  провозгласили императором Вардана-Филиппика. Это дает основание полагать, что именно он стоял во главе бунта, хотя источники не называют прямо именно его имени. 

Юстиниан пришел в дикую ярость. После быстрой расправы с неугодными и родственниками переметнувшихся на сторону Филиппика, он вновь послал огромный флот, приказав друнгарию (адмиралу – З.М.) патрикию Мавру разрушить Херсонес до основания, а всех жителей перебить. 

Но на выручку херсонесцам пришли враждовавшие с Юстинианом хазары (5, 165). Вардан-Филиппик сбежал в ставку хакана( там же). 

Но вскоре военные перешли на сторону мятежных горожан. «Флот остался без действия, но не смел возвратиться к царю, а потому изгладили имя Юстиниана и сами провозгласили царем Вардана. Они просили хагана дать им в цари Филиппика» (6, 277).

Хакан согласился с просьбами, но потребовал помимо гарантий безопасности для Варадана выкуп за него по 100 золотых монет с человека. «Они тотчас исполнили его требование и получили Филиппика в цари» (там же). 

Разведка Юстиниана донесла о произошедшей измене. «Юстиниан, подозревая причину, пошел к Санопу , чтобы лучше узнать дела в Херсоне» (6, там же). Заметив идущий к столицу флот, он поспешил в город. Но Филиппик опередил его.

Свергнутый Юстиниан был умерщвлены.. Его сын малолетний Тиверий был насильно вытащен из церкви, где пытался спастись, сначала распят на куске коры и затем  зарезан (там же). После этого Филиппик лицемерно приказал «похоронить его в храме святых Бессребренников, называемом храмом Павлины» (6, 278). За короткий срок были репрессированы все доверенные люди Юстиниана. 

Внутриполитическая деятельность Филиппика практически не нашла отражения в источниках. Яростный монофелит, он начал преследования православного населения и духовенства империи. Сразу же после прихода к власти он объявил об отмене постановлений Шестого Вселенского собора 681 года, признавшего монофелитство ересью. Под давлением Филиппика от своего престола был вынужден отречься православный патриарх Кир, на его место узурпатор поставил «подобного себе еретика» (6, 279) Иоанна VI, закрепившего монофелитство официальной доктриной Византии на пометном соборе 712 года. 

В ответ Святой престол отказался признать нового императора и его патриарха. Это вызвало широкое недовольство среди церковной и военной аристократии. Римский Папа Константин даже отказался упоминать его имя в молитвах и по возможности чинил препятствия уполномоченным Филиппика в Риме.

Что касается внешней политики Филиппика, то и здесь Византия терпела поражение за поражением. Вечно пьяный император не мог управлять страной, отражая постоянные атаки кочевников и арабов. В том же году болгары, «тайно прошедши Филею, вторглись в теснины и произвели великое кровопролитие», их отряды грабили округи Константинополя, «перехватывали переправлявшихся на другой берег» (6, там же). Арабы в том же году смогли подчинить себе Мисфию и вернуться без потерь с огромной добычей. 

Империя его не интересовала. Государственная казна пустела с каждым днем, истощаясь вследствие беспрерывных попоек и кутежей Вардана. «Нашедши здесь ( в сокровищнице царского дворца – З.М.)множество денег и драгоценных вещей, которые в продолжении многих лет собраны были прежними царями чрез опись имений в казну и под разными предлогами, особенно при последнем Юстиниане, все это расточил втуне, понапрасну, без всякой пользы» (6, 279 – 280).  К тому же Филиппик отличался неумеренностью в плотских делах, ему даже вменяли блуд с монахинями, что в Византии считалось оскорблением самого Христа. 

Филиппик или не собирался управлять империей, или намеренно сводил на нет все усилия предыдущих правителей. Подобное поведение не могло не раздражать патриотически настроенную военную аристократию .Тем более, что «по разговорам его он почитался ученым и умным, а по делам, так жил неприлично царю и недостойно, в глазах всех казался ничтожным» (6, 279).

В 713 году в день празднования дня основания Константинополя, против Филиппика созрел заговор и план заговорщиков был немедленно приведен в исполнение. В тот день планировались массовые купания в банях, а «потом ужин с первейшими древнего рода гражданами» (там же). Но военные решили иначе.

Патрикий и стратиг фемы Опсикий Георгий Вураф, с ведома столичного патрикия Федора послал одного из своих подчиненных Руфа с немногочисленным отрядом в Константинополь. Руф вошел во дворец, нашел Филиппика спящим после праздничного возлияния « схватив его с постели, привел в почетную залу прасинов  и тут выколол ему глаза без всякого соучастника в сем деле» (там же).   На другой день на царство был венчан первый секретарь Филиппика Артемий  (там же), получивший тронное имя Анастасий II. 

Двухгодичное царствование Филиппика – пожалуй, самое порочное и бездарное из всех, какие только знала Византия. 


Литература

- Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011

- Культура Византии вторая половина VII - Х II в. М, 1989

- Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986

- Мовсэс Каланкатуаци История страны Алуанк. Пер. и прим. Ш.В. Смбатяна, Ереван, 1984

- Патриарха Никифора «Бревиарий» //Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М, 1980

- Феофан Исповедник. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского. М, 1884

- Феофан. Хронография //Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М, 1980

Заур Мехдиев 

Библиотека

Düşmənin iç üzü. XIX-əsrin sonu XX-əsrin əvvəllərində Türkiyə və Cənubi Qafqazda erməni terrorizminin tarixi. II hissə

Подробнее

Социальные сети