В сентябре 783 года византийская царица-регентша Ирина пыталась склонить расквартированные в столице легионы к принятию присяги. Ей мечталось стать единовластной самодержицей византийского престола в обход собственного сына Константина VI. Однако, как свидетельствует в своей «Хронографии» Феофан Исповедник, военные ей ответили однозначно: «Мы не будем ставить имени Ирины впереди Константина, но Константина, как и прежде, поставим впереди Ирины». Принадлежавшие к партии Ирины полководцы Алексей и начальник флота Муселема прибыли для переговоров к бунтующим легионам, но были схвачены. Вслед за этим остальные военные части арестовали своих командиров и провозгласили единственным царем Константина.
Ирина, опасаясь расправы, согласилась со статусом-кво. Константин немедленно арестовал ближайших соратников матери, а подстрекателей к бунту против матери, естественно, приблизил к себе. Но уже через год, 15 сентября 784-го, Ирина смогла уговорить сына восстановить существовавшее до этого положение вещей. «Царь по совету и увещанию матери и других сановников провозгласил ее царицею и разделил с нею почести», - сообщает Феофан Исповедник.
Но вот незадача – Армянский легион, набранный из армян, вызвавшихся служить в византийской армии, отказался повиноваться данному решению императора. Командиры легиона решили призвать на царствие полководца Ирины – Алексея, ранее арестованного по подозрению в подготовке госпереворота против Ирины, но затем отпущенного за неимением улик.
Тем временем убаюканный коварной матерью Константин решил показать свои полководческие таланты в военном походе против болгар. В конце июля 785 г. произошло сражение между болгарским ханом Кардамом и Константином, похожее больше на побоище. Источник осторожно намекает на то, что никто не стал обуздывать юношеский пыл Константина, которому на тот момент было 20 лет: «Царь по юношеской пылкости и обманутый лжегадателями, что победа ему принадлежит, неосторожно и не устроившись, вступил в сражение и претерпел сильное поражение».
Расчет интриганов оказался верным. Юный император потерял почти всех преданных ему людей, «в том числе Михаила магистра Лаханодракона, Варду патриция, Стефана первого оруженосца, Хамея, Никиту и Феогноста, которые были военачальниками». Остатки разгромленных легионов решили поставить на царство Никифора, одного из полководцев Ирины и двоюродного дядю императора.
Константин расправился с этим незадачливым претендентом и с его братом по византийским законам не слишком сурово: одного ослепил, другому приказал отрезать язык. Воспользовавшись излишней подозрительностью Константина, которая преследовала его после неудачного похода против болгар, Ирина руками сына расправилась и с последней «угрозой» - далеким от дворцовых интриг и преданным только армии и военному искусству Алексеем. Его «также лишили зрения». Экзекуция имела место в августе, «индиктиона 15, в девятом часу».
Армяне, имевшие виды на Алексея, пришли в бешенство. Они арестовали своего командира «Феодора, патриция Комулиана» и посадили его под стражу. Надеясь решить вопрос мирным путем, Константин послал на переговоры первого оруженосца Ардашира и «Хрисохерина военачальника вукеллариев». Но 25 декабря, после стычки, армяне схватили их и ослепили. По идее, император должен был сразу наказать мятежников, но случилось непредвиденное: во время сильной грозы разразилась молния, которая сожгла царские мастерские, где чеканились золотые монеты.
Царю пришлось взять под свой контроль восстановление сгоревших зданий (и тогда народ был не прочь поживиться всем, что плохо лежит). Потом начались пасхальные праздники, когда жизнь в империи текла исключительно в религиозном русле.
Но сразу же после праздников Константин отправился в поход против уже начавших разбойничать армянских легионеров. В воскресенье 27 мая 786 года императорская армия напала на армян. Далее в скупых словах «Хронографии» содержится уникальный по своему смыслу пассаж. Победу Константин одержал, но «предательством армян при нем находившихся», - подчеркивает Феофан Исповедник. Постараемся раскрыть смысл этого выражения.
Как известно, в командном составе византийской армии и правительственном аппарате служило большое количество выходцев из армянских провинций империи. На определенном этапе основным требованием для карьерного роста к иноплеменникам было принятие православия. Особенно оно стало жестким, когда арабы разобрались в тонкостях противоречий между восточными и православной церквями и стали использовать армянский фактор в борьбе с Византией.
Следующий расклад событий приводит к логическому умозаключению, что перешедшие в православие и подвизавшиеся при дворе армяне, потерявшие связь со своей этнической почвой и шанс ее восстановить, решили подставить своих менее удачливых соплеменников из числа военных. Это давало им шанс заодно выслужиться перед православными церковными иерархами и показать свое рвение как неофитов.
Вполне возможно, что, вступив в переговоры с бунтующим легионом, придворные армяне заманили военных в ловушку, и когда та захлопнулась, отдали их на расправу правительственным войскам. Данное умозаключение может подтвердить тот факт, что были схвачены и убиты высшие чины Армянского легиона, которые в открытом сражении, несомненно, могли бы ретироваться в случае смертельной опасности: Андроник, оруженосец и начальник башен, Феофил, начальник башен, и Григорий, епископ Синопский – то есть высшее командование.
Прочих бунтарей подвергли значительным денежным штрафам, мелких феодалов лишили поместий. Для полного триумфа 1000 пленных из армянского легиона заковали в кандалы и в пешем порядке доставили в Константинополь.
24 июля 786 года колонна пленных вошла через Влахернские ворота в столицу империи. Но Константину этого было мало. Источники не сохранили информации, кто подсказал ему столь уникальный метод клеймения – до этого клейма просто выжигали. На сей раз по его приказу татуировщики (в то время крайне болезненная операция, проводившаяся нестерильными и зачастую недостаточно острыми инструментами) нанесли пленным армянам на лбы чернильные татуировки «армянский злоумышленник». Затем их выслали на Сицилию и другие острова империи. После этого долгое время империя не знала подобных возмущений или бунтов среди столь крупных этнических соединений и конгломератов.
Литература
Феофан Исповедник. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Пер. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского. М, 1884
Заур Мехдиев