09.02.2013 15:18
Фуад Ахундов, политолог.
Размышления в связи со 185-летием Туркманчайского договора
Прошло 185 лет со дня подписания Туркманчайского договора. Как и всякое юбилейное событие, эта дата наводит на размышления о прошлом и будущем. И при обзоре всего, что случилось на Южном Кавказе после заключения этого договора, становится ясным, что с него начался длящийся по сей день трагический этап фальсификаций и кровопролитий ради оправдания всепоглощающей земельной жадности экстремистского крыла армянства. Вот почему почти два столетия в регионе нет мира. Он невозможен, ибо армянские националисты периодически провоцируют здесь войны и национальную рознь, разменивая жизни десятков тысяч людей на свои территориальные притязания. К великому сожалению, начиная с 10 февраля 1828 года по сей день им позволено преподносить собственную агрессию, массовые чистки и вымарывание абсолютно всех признаков другой нации - людей, топонимов, истории, культуры - как правое дело за якобы армянские земли.
Проблема в том, что все армянские фальсификации политически мотивированы, и это получило особый размах после заключения Туркманчайского договора и массового переселения армян на Кавказ. Кстати, отметим, что подлог допущен уже в тексте договора. В оригинале на персидском языке в статье IV, в которой постановляются границы между Россией и Ираном, написано: "Вершина горы малого Агры". В русской же версии читаем: "Малого Арарата".
Следующим подлогом было расселение армян на помещичьих землях вместо казенных. После подписания Туркманчайского договора генерал И.Паскевич послал особые директивы от 26 февраля полковнику Л.Лазареву и от 29 февраля Временному Эриванскому Управлению. В них были требования размещать переселенцев не на землях помещиков, а на государственных землях, а также не проводить насильственного переселения. Однако в силу вступила армянская ложь: полковник Лазарев при пособничестве офицеров армянского происхождения начал деятельность с нарушения Туркманчайского договора и директив И.Паскевича.
Очередным подлогом было массовое переселение армян в Карабах, хотя изначально планировалось переселить их только на аннексированные по договору территории Эривани и Нахичевани.
Далее последовала грандиозная фальсификация - через 13 дней после первого исхода армян из Ирана - 21 марта 1828 года - на месте упраздненных Эриванского и Нахичеванского ханств была создана Армянская область. Нонсенс! Назвали Армянской ту область, где титульной нацией были азербайджанцы. И во главе этого проекта стоял брат полковника Лазаря Лазарева - тайный советник Христофор Лазарев. Отметим, что на тот период удельный вес азербайджанского населения в Эриванском ханстве составлял 75,6 процента. Если до Туркманчая на территории новосозданной Армянской области проживали около 82 тысяч мусульман и 25 тысяч армян, то после переселения армян стало около 61 тысячи.
Сразу после заключения Туркманчайского договора в течение трех месяцев из Ирана в Эривань, Нахичевань и Карабах были переселены более 8 тысяч армянских семей. В общей сложности в 1828-1896 годах на исконно азербайджанских землях обосновались более 1 миллиона 200 тысяч армян из Ирана и Турции. Ограничиваясь рамками газетной статьи, я не имею возможности детально раскрыть этапы армянских фальсификаций. Интересующиеся читатели могут почерпнуть важные сведения из развернутой блок-схемы "Хронология подлога" на сайте моей книги "Разрушители фальсификаций" http://nofalsify.com/.
Итак, на завоеванных Россией исконно азербайджанских землях было создано новое этнополитическое образование из переселенцев. Сначала в Эривани азербайджанцев уговаривали временно приютить армян, потом, в начале ХХ века, их начали вытеснять из собственного жилья. При обзорном взгляде на события после Туркманчайского договора мы видим исторические параллели, которые отчетливо показывают поступательность и целенаправленность армянской методологии по выдавливанию титульной нации с исконных территорий, которая четко срабатывала при любой власти. Например, в 1828 году, т.е. при царской власти, в "Записках о переселении армян из Персии в наши области" А. Грибоедов с тревогой писал графу И.Паскевичу: "Армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских... Переселенцы находятся сами в тесноте и теснят мусульман, которые все ропщут и основательно..." Симптоматично, что эта же ситуация повторилась через 100 лет уже при советской власти. Письмо начальника ОГПУ Закавказья Ф.Реденса показывает, что к концу 20-х годов армянская ксенофобия начала нарастать, и вновь "мусульмане роптали и основательно". Вот другая интересная параллель между событиями середины XIX и XX вв. В 1836 году руками русского царя Николая I были созданы условия для чудовищной фальсификации албанского наследия и истории Карабаха. 10 апреля 1836 года вышел указ "Его Императорского Величества из Правительствующего Сената об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви", на основе которого была упразднена Албанская церковь. Все ее имущество, включая архивы и документацию, было передано Эчмиадзинской церкви. Надо подчеркнуть, что на тот момент армянская церковь в Эчмиадзине, функционировавшая на Кавказе с XV века, имела крайне малочисленную паству, и у нее даже не было епархий в этом регионе. И этот царский указ в одночасье придал совершенно новый мощный статус эчмиадзинской церкви, поскольку все албанские церкви Нагорного Карабаха сразу стали армянскими. Армянские церковники уничтожили албаноязычную эпиграфику, сфальсифицировали древние летописи, приармянили албанских летописцев, вмонтировали армянские надписи на старинных монастырях, тем самым пытаясь исторически обосновать свое присутствие в Карабахе. А в 40-е годы ХХ века такие же чудовищные фальсификации начались применительно к азербайджанской Эривани. В 1945 году руководство Армении подняло вопрос о присоединении Карабаха, обосновывая это экономической связанностью с Арменией, но в тот период эти попытки не достигли цели. Тем не менее, с неизменной поступательностью армяне готовили почву для достижения своих целей. В 1947-1948 годах руками уже советского "царя" Сталина они провели латентную этническую чистку путем депортации основной части азербайджанского населения из Армении. В 1949-м для подкрепления армянской псевдоистории был дан старт терминологическому подлогу в науке. Первые исторические фальсификации нашли отражение в трудах И.Петрушевского, который ввел новое определение для территории Западного Азербайджана - Кавказская Армения.
В конечном итоге армянские экстремисты добились своего - в 1988-м зачистили и полностью изгнали с исторической Родины оставшуюся часть азербайджанцев. Так через 160 лет завершился начатый в Туркменчае процесс этнического искажения Южного Кавказа. Между тем на Кавказе такой страны, как Армения, не было. И подтверждение этому доводу мы находим у самих же армянских ученых, как член-корреспондент Петербургской Академии Наук К.Патканов таких, корифей арменистики, профессор Санкт-Петербургского университета Н.Адонц, академики АН Армянской ССР М.Абегян и Г.Капанцян, основатель армянской сравнительной историографии А.Гарагашьян, профессора Б.Ишханян, Л.Меликсет-Бек, научный редактор "Истории армянского народа" М.Нерсисян, французский ученый А.Пастрмачян, американские профессора-арменисты Р.Ованнисян, Р.Суни, Н.Гарсоян. Ложь о превалировании армян на Кавказе до заключения Туркманчайского договора развенчал, в частности, профессор Колумбийского университета Джордж Бурнутян и др. А армянские профессора С.Еремян и А.Сукиасян констатируют, что правый берег Албании - провинции Арцах и Утик - истинные албанские территории.
Особое место в этом ряду занимает наследие академика И.Орбели, особенно вышедшая в 1919 г. в Петрограде книга "Надписи Гандзасара и hАвоцптука". Около 100 лет это издание было скрыто от науки, поскольку весь тираж книги практически пропал. Сам этот факт говорил о том, что в книге есть ценные сведения, развенчивающие псевдоисторическую доктрину об аборигенности армян в Карабахе. Вот почему я приложил большие усилия, чтобы найти эту книгу, и мне это удалось. После долгих поисков мы нашли признанного в этой области зарубежного специалиста, который в настоящее время работает над переводом. Привлечение иностранного ученого дает нам возможность по завершении работы поднять дискуссию по этой теме на международный научный уровень.
Армянское царство существовало отнюдь не на Кавказе, а в Передней Азии в долине реки Верхний Евфрат и в разное время было вассалом Рима, Парфии, Персии. Считающиеся предками армян племена переселились туда с Балканского полуострова. Что касается современной Республики Армения, то она существует на исконно азербайджанских территориях. Это бывший Александропольский, Эриванский, Эчмиадзинский, Нор-Баязетский, Дерелеязский уезды Эриванской губернии, Зангезурский уезд Елизаветпольской губернии (Гянджа), Казахский уезд, а также аннексированный у Карсской области Турции район Амасия, область и часть азербайджанонаселенного Лори-Памбака Грузии.
Таким образом, политическая основа Армении как государственного образования на Кавказе была заложена Туркманчайским договором, после которого началась тотальная арменизация азербайджанских земель. Сохранились труды российских и армянских ученых, воспоминания очевидцев, официальные реестры, исторические хроники, а также направленные прямо царю записки военно-политической элиты Российской империи, в которых подробно комментируется весь процесс переселения армян на азербайджанские земли. Изложенные в них факты высвечивают корни нагорно-карабахского конфликта, которые ведут к февралю отнюдь не 1988-го, а 1828 года - к дате подписания Туркманчайского договора. Именно тогда Карабах и Западный Азербайджан стали основным направлением армянской иммиграции. Об этом писали в 1828 году А.Грибоедов ("Записки о переселении армян из Персии в наши области"), в 1831-м - С.Глинка ("Описание переселения армян Аддербиджанских в пределы России"), в 1852-м - И.Шопен ("Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи"), в 1899-м - В.Потто (в 3-м томе "Кавказской войны в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях"), в 1904-м - В. Величко ("Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы"), в 1911-м - Н.Шавров ("Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам").
Даты издания этих трудов показывают, что переселение армян на Кавказ долгие годы было в поле зрения российских историков и общественных деятелей как политический процесс, пагубно отразившийся на судьбе южной территории России. С этой точки зрения поучительны написанные через 80 лет после армянской экспансии слова председателя Общества русских патриотов на Кавказе ученого Н.Шаврова: "Широко использовав лжесвидетельство, армяне из безземельных пришельцев захватили огромные пространства казенных земель... Результаты нашей колонизационной политики в Закавказье оказались плачевными".
Как видим, еще 100 лет назад русские патриоты вникли в суть армянской захватнической парадигмы. Это лжесвидетельства, из которых смонтирован мощный каркас подложных доводов. Его основу составляет ложь об армянских меликах, которые якобы были коренными жителями и правителями Карабаха. И эту ложь легко опровергнуть, ссылаясь на апостола армянской историографии Раффи. В своем историческом романе "Меликства Хамсе" он писал о Карабахе: "Эти края...когда-то являлись частью Агванского царства, впоследствии стали пристанищем армянских меликов". В частности, о Мелик-Бегляранах, владетелях меликства Гюлистан, Раффи пишет: "В начале шестнадцатого века этот "Черный сотник" внезапно появляется в Карабахе, совершенно обнищавший, имея с собой только семь семей и несколько животных...Очутившись в не знакомом им мире, они не имели ни места жительства, ни убежища". Оказав услугу хану Барды, он попросил "выделить ему как беженцу место для поселения. Хан передает ему в вечную собственность село Талиш, или Тариндж, в гаваре Гюлистан, возле монастыря Орек... Мелик Беглар I ... захватил у бывшего местного правителя... (Ибрагима-гявура) несколько деревень... и, овладев крепостью Гюлистан, восстановил эту неприступную твердыню и поселился там". Рассказывая о сыне Мелик Бегляра, Раффи отмечает: "Все, что он имел, он приобрел с помощью грабежа..." По ходу романа становится ясно, что задолго до прихода меликов в Карабах там существовали древние крепости и монастыри, которые присваивались этими беженцами тем или иным путем, зачастую благодаря своей услужливости, получившими титул мелика.
Вот еще одна цитата Раффи, не требующая комментариев: "Мы кратко рассказали о происхождении меликов, владевших пятью гаварами Карабаха - Гюлистаном, Джрабердом, Хаченом, Варандой и Дизаком. Мы увидели, что из этих пяти меликских домов лишь правители Хачена были местными жителями, остальные же переселились из других мест в результате почти сходных исторических обстоятельств. Они нашли убежище в лесах и неприступных горах Карабаха и основали свои могущественные княжества". Как видим, армянский классик самолично лишает подпорок доводы армян, фальсифицирующих свое собственное прошлое и историю Южного Кавказа.
zerkalo.az