21.08.2013 01:51
Полемика с автором книги «Последняя битва императоров. Параллельная история Первой Мировой» Валерием Шамбаровым.
Включенный в международную систему в конце XIX века «армянский вопрос», мифическая идея о «Великой Армении», имеют глубокие корни, уходящие в недра средневековья. Потеряв в IV веке свою государственность в результате непрекращающихся сасанидо-византийских войн, идеологи «армянского вопроса» устремляли свои взоры к Ватикану и обивали пороги европейских государств, ожидая своего звездного часа. После завершения сефевидо-османских войн в 30-х годах XVII века армянство, опираясь на капиталы армянского купечества и, в частности, на богатства джульфинских купцов, надеялось реализовать свою интеллигибельную мечту. Зорко следя за изменениями в международной европейской системе, они обратились к северной державе, поэтапно предлагая разные проекты, окутанные мифами и легендами.
Долгие годы, изучая данную проблему на базе огромного пласта фактических материалов и вникнув в спрутовую природу «армянского вопроса», который несет в себе ложь и фальсификацию, ясно осознаешь, почему эта проблема не может существовать без выдуманных «мифов», раскручиваемых идеологами армянства - изначально армяно-григорианской церковью, после мхитаристами, состоятельными меценатами, лидерами политических организаций. Для реализации своей многовековой мечты армянство подключало к своим бредовым идеям и представителей титульных наций, привлекая их в свою «паутиновую сеть», при этом создавая образ «мученического народа», истребленного и изгнанного.
В первой трети XIX века, в результате переселенческой политики Российской империи, в этом направлении армянство достигло определенных успехов на Кавказе. Размещенные в массовом порядке на территории Южного Кавказа и, в частности, на землях Азербайджана, армяне, вклинившись в этно-конфессиональную структуру народонаселения страны, стали отличаться амбициозностью. И уже в конце XIX века здравомыслящая часть дореволюционного российского общества понимала, какая опасность кроется в этих переселенцах. В своих трудах Н.Н.Шавров, один из апологетов российского самодержавия, указывая на эту опасность, писал: "Нашу колонизационную деятельность мы начали не с водворения в Закавказье русских людей, а с водворения инородцев".1 Под последними подразумевались армяне, составившие значительную массу переселенных в первой половине XIX века на Южный Кавказ, и поток которых в регион впоследствии не ослабевал.
Принимая во внимание сложившуюся демографическую ситуацию в регионе, другой известный дореволюционный апологет Российской империи В.Л.Величко, вникнув в суть «армянского вопроса», в своих исследованиях дал ясные и лаконичные ответы на такие вопросы как аллохтонность армян на Кавказе, их беспочвенные претензии в отношении древнего азербайджанского государства - Кавказской Албании, армянская инсуррекция (бунт, мятеж -прим. ред.) в Османской империи в конце XIX века. В частности, он писал, что « всякий кавказец знает, в регионе армяне в большом числе появились в первой половине XIX столетия, как беглецы из Турции, а не коренные жители (выделено В.Л.Величко)».2 Касаясь истории Кавказской Албании, он также выступал с позиции исторического объективизма, подчеркивая, что «эта страна, была населена народами неармянского происхождения (выделено В.Л.Величко)».3
Опровергая клеветнические домыслы лидеров армянских политических партий конца XIX века, например, о бедственном положении османоподданных армян в Османской империи, и ссылаясь на исследования известного дореволюционного антрополога И.И.Пантюхова, В.Л.Величко также дает интересное, небеспочвенное предположение о том, что «неко-торые эпизоды армянской резни в Турции явились результатом давнишних семейных счетов между курдскими племенами различной веры (действи-тельно, следует учесть, что конфессионально курды многогранны- ред.)».4 При этом, познав своеобразный почерк действий армянства, он называл име-на также наемников «армянского пера». В этом списке фамилия востоковеда Сенковского, писавшего под псевдонимом барона Брамбеуса, стояла в первом ряду. Главная его задача заключалась в «сочинении» легенд для истории армянского народа которого, по указке армянства. Позже последователи Сенковского, придерживаясь красной линии отдельных проектов армянства, перманентно развивали несуществующие мифы.
Один из таких многогранных мифов армянства - это миф о гено-циде армян 1915 года. На протяжении всего ХХ столетия последовательно раскручиваемый армянством этот миф на данном этапе подходит к свое-му новому витку. Известно, на подходе «100-летний юбилей» вымышленного геноцида, и армянство не думает отказываться от своих традициионных методов, внедряя в умы свою небезызвестную многовековую мечту. развивая истерию, увенчивая «несчастный народ» ореолом мучеников. И при этом армянство в который раз прибегает к помощи наемного «пера»
На сей раз имя сочинителя псевдоармянской истории - Валерий Шамбаров, а сочинения - «Последняя битва императоров. Параллельная история Первой Мировой», Москва, «Алгоритм», 2013. Российский писатель- публицист В.Шамбаров решил встать на защиту «несчастного народа», обвиняя лидеров младотуркского правительства во всех грехах. Истово подчеркивая «нетерпимость» турок к христианам, и, в частности, к «многострадальному» армянскому народу, автор этой книги не ссылается на какие-либо источники, и приведенные им цитаты не имеют никаких подпорок. Стеная по «истребленным» армянам, В. Шамбаров всеми правдами и неправдами пытается внести свою лепту в предюбилейную раскрутку мифа о «геноциде» армян в 1915 г. и тем самым утвердиться в касте наемных «армянских перьев».
Не
принимая во внимание фактор армянских вооруженных отрядов - орудия зла и армянского националистического
произвола в годы Первой Мировой войны- автор отходит от реальной истории и не интересуется историческими документами,
освещающими реальную социально- политическую ситуацию в Восточной Анатолии после падения кровавой
«Ванской Республики» летом 1915 года. Среди этих документов особо отличается своей
объективностью рапорт генерал-майора
Л.М. Болховитинова, представленный помощнику по военной части Кавказского наместника А.З.Мышлаевскому под названием «О деятельности армянских воруженных отрядов в Турции и Закавказье в Первую мировую войну». Поэтому считаем целесообразным привлечь внимание читателя на предпосылки образования армянских
вооруженных отрядов, или так называемых
армянских добровольческих дружин.
Объявленная Первая Мировая война дала новый импульс армянству, которое
еще до вступления в войну Османской
империи мечтало о раздроблении этого государства. Не скрывая свои бредовые сепаратистские
идеи, известный дашнак, редактор газеты
«Мшак» Амбарцум Аракелян в сентябре
1914 года в названной газете писал: «Турция должна быть разделена на части - этого требуют неумолимая
история и логика».5 Действительно, логике армянства не следует удивляться.
И уже в сентябре 1914 г. для реализации этой
цели, т.е. для раздробления османской
империи началось формирование добровольческих отрядов армян из разных стран
Европы, Азии и США. Касаясь данного вопроса, генерал-майор Л.М. Болховитинов в своем вышеуказанном рапорте
указывал, что сосредоточившись на Кавказе, лидеры
армянства, решили «всемерно добиваться, с окончанием войны, возрождения политической независимости
Армении, под протекторатом России, и для достижения этой цели приступили к
формированию дружин».6
Не вникая в суть «армянского вопроса», В.Шамбаров в отдельных главах своей книги, как например «Геноцид в действии», «Кут-Эль-Амара, Хамадан, Кум»7, фальсифицирует историю вышеуказанных страниц Первой Мировой войны и демонстрирует свое безразличие к историческим документам дореволюционной России, и, в частности, к рапорту генерал-майора Л.М. Болховитинова, освещающему исторические реалии, рассматриваемые нами в хронологической рамке данной проблемы.
Значимость данного документа заключается в том, что он опровергает раскручиваемый армянством миф о «геноциде» армян 1915 года. В своем рапорте генерал-майор Л.М. Болховитинов писал: «Случаев поголовного истребления армянского населения ген. Николаеву неизвестно. В Мелазгертском районе, при отходе войск, никакой резни армян не было, (подчеркнуто нами-ред.) и населению (армянам-ред.), которое отходило впереди войск, ген. Огановским было предложено остановиться на пространстве между Диадином и Баязетом».8
Хлопотун интересов «обездоленного народа» и защитник армянства В. Шамбаров должен знать о злодеяниях, учиненных армянскими боевиками в Восточной Анатолии против мусульманского населения в годы Первой Мировой войны. Об этом свидетельствуют исторические документы дореволюционной России. Масса докладов, переписки военных и административных чинов Российской империи, в частности, Кавказского наместничества и Кавказского фронта, гласят о беспрецедентном произволе армянских боевиков-сепаратистов после Сарыгамышской битвы( (9 (22) декабря 1914 года - 4 (17) января1915 года). Так, комендант крепости Карс генерал-лейтенант Зубов писал начальнику штаба Кавказской Армии Н.Н.Юденичу после завершения Сарыгамышской битвы о противостоянии, образовавшемся между мирным населением Карса и армянскими дружинниками «на почве убийств, грабежей и всякого рода насилий».9
Командир 4-го Кавказского армейского корпуса П.И. Огановский 31 января 1915 года также писал в полевой штаб Кавказской армии о беспределе армянских дружин, учинявших грабежи и разбои и ведшие « стрельбу по русским войскам, не пропускавшим их с награбленным имуществом».10 Окрыленные успехами русских войск на кавказском фронте в начале 1915 года, армянские боевики готовились к инсуррекции в Османской империи. Превратив армянское население Османской империи в «пятую колонну», в начале 1915 г. армянские добровольческие отряды под бдительным руководством лидеров армян-националистов подготовились к вооруженному выступлению в Малой Азии. Об этом писал 6 февраля 1915 года Министру Иностранных Дел С.Д.Сазонову кавказский наместник И.И. Воронцов-Дашков, что «около пятнадцати тысяч турецкоподданных армян готовы напасть на турецкие сообщения».11 В своем докладе И.И. Вронцов-Дашков писал также о грабежах, совершенных армянами в мусульманских селах Восточной Анатолии в период, предшествующему началу депортации армян.12
Все вышеуказанные факты, выявлены отдельными исследователями в российских архивах, что подтверждает их достоверность. Г-ну Шамбарову вместо выдвижения сомнительных вердиктов в отношении лидеров правительства младотурков, следовало бы поинтересоваться историческими документами, сохранившимися в архивах Российской Федерации, чтобы приблизиться к истине.
Зомбированные идеологией армянства четники еще до депортации армян из приграничных областей Османской империи производили грабежи и насилие не только в Османской империи, но и также на территории шахского Ирана, в частности, «в местечке Шоджа и персидской Джульфе, где не были пощажены и правительственные учреждения»13. Эти факты иллюстрируют разрушительную природу «армянского вопроса» - носителя насилия и смерти.
Об этом армянском насилии в своей телеграмме 15февраля 1915 г.Министру Иностранных Дел С.Д.Сазонову писал генерал Ф.Г. Чернозубов . Заметим, что об этом высоком военачальнике в своей книге В. Шамбаров упоминает с сарказмом.
Следует порекомендовать автору ознакомиться с «Красной книгой» изданной в 1920 г. в Тифлисе за подписью дашнака Гр. Чалхушяна. Работа эта интересна тем, что известный на Кавказе дашнак раскрывает суть армянства и его методы с целью реализации «армянского вопроса». «Красная книга» показывает, что представитель партии «Дашнакцутюн» в Европе Я.Х.Завриев четко раскрыл «карты» армянства еще летом 1914 года. В своей беседе с русским послом в Стамбуле Гирсом Я.Завриев ясно объясняет тактику армянства. А именно «армянам не следует упускать из виду исключительных условий нынешнего момента и ухудшать свое положение неосторожными выступлениями. Важно, чтобы в глазах всей Европы армяне остались жертвами турецкого произвола, а не превратились в политических революционеров, желающих воспользоваться турецкими военными неудачами для осуществления своих национальных стремлений(выделено нами-ред.)».14
Обратите внимание, как искусно лепили «мученический» образ своего народа лидеры партии «Дашнакцутюн», превратившие «армянский вопрос» в «армянский синдром», носителя террора и насилия. И для полного осознания «армянского синдрома» в годы первой Мировой войны В. Шамбарову следовало бы поинтересоваться бесчинствами армян-сепаратистов, охватившими широкий ареал географического пространства, от Эгейского моря до Средиземного, от Черного моря до Кавказа, где вооруженные силы армян-сепаратистов уничтожили более двух миллионов мусульман. Об этом пишут со ссылкой на неоспоримые факты, в своих тру-дах Ж.де Малевил, Дж.К.Маккарти, Эрик Файгл и другие независимые за-падные исследователи.15
О зверствах армянских вооруженных отрядов в Османской империи писали также в своих трудах армянские исследователи ХХ века. Так, академик Каринян в своей статье «К характеристике армянских националистических течений» опубликованной в журнале «Большевик Закавказья» в 1928 г. (№9-10, стр.65-66) писал: «Армянские добровольческие отряды систематически уничтожали курдское и турецкое население».16 Изучив эту проблему Анаит Лалаян в своей статье «Контрреволюционный «Дашнакцутюн» и империалистическая война 1914-1918г.г» («Революционный Восток. 1936. №2-3. Стр. 92-93) также писала: «Дашнаки проявляли максимум «храбрости» в деле истребления турецких женщин и детей, стариков и больных». Автор статьи с особой остротой писала о насилиях боевиков-армян в Османской империи, указывая, что «один из итогов дашнакского добровольческого движения заключается в уничтожении десятков тысяч турок»(подчеркнуто нами -ред.)».17 Вышеприведенные факты не голословны, и авторы этих исследований этнические армяне. Эти люди не могли пренебречь исторической правдой и политизировать науку. И об этом стоило бы задуматься г-ну Шамбарову.
С трудом верится в то, что автор ничего не слышал об актах армянского вандализма по отношению к азербайджанскому народу в годы Первой Мировой войны В архивах более чем достаточно фактов для совсем другой параллельной истории. Но по всей видимости эти аргументы не укладывались в матрицу, заданную Шамбарову армянскими заказчиками. Широкомасштабное наступление русских войск 1915-1916 годах на Кавказском фронте, взятие крупных городов Ризе, Трапезунд, Огнот, Муш и др. окрылили армянских сепаратистов. Уверенные в возможности образования «Великой Армении» и вооруженные мифом о «геноциде», они проводили масштабные этнические чистки как на территории Османской империи, так и на Кавказе. В первую очередь это относилось к Карсской области, где в 1915-1916 гг. произошли массовые избиения дашнакскими националистами не только турок, но и азербайджанцев. При этом азербайджанцев истребляли не только в Карсской области. Еще в 1916 году Штаб армии российского командования перебрасывал армянских солдат на Кавказский фронт. Пользуясь захватом территории Восточной Анатолии русской армией, напичканные дашнакской идеологией, армяне-солдаты русской армии не скрывали свою ненависть к азербайджанскому народу. Они грабили и убивали азербайджанцев в Елизаветпольской губернии.18 Факты армянского насилия над азербайджанским населением в годы Первой Мировой войны перечислил в своем докладе председатель Чрезвычайной Следственной Комиссии по расследованию зверств армян-националистов в пределах Южного Кавказа А.Хасмамедов.19
Армянское насилие против мусульманского населения не было спон-танным и эпизодическим. Оно являлось целенаправленным, планомерным действием армянства, которое стремилось реализовывать свою многовеко-вую мечту любыми средствами и на любой территории, пусть даже чуждой для нее земле. Изучая данную проблему, немецкий историк, профессор Йорг Баберовский в своих исследованиях сконцентрировал внимание на этой составной армянства. Базируясь на исторических документах российских архивов, он отмечает своеобразную тактику дашнаков в годы Первой русской революции. Ученый пишет: «Еще в ноябре 1905 г. один из делегатов районной конференции «Дашнакцутюн» в Баку откровенно изложил свои представления о будущем. Он утверждал, что с мусульманами можно жить в мире, только когда они чувствуют, что слабы, и есть сила, которая способна если не победить, то хотя бы наказать их.(выделено нами -ред.) Исходя из этого, он рекомендовал изгнать всех «татар» (азербайджанцев- ред.) из районов смешанного проживания».20 Эта цитата показывает истинное лицо армянства, их земельную жадность, Действительно, есть чему научиться российскому писателю Шамбарову у немецкого историка Баберовского.
Армянский беспредел в отношении азербайджанского народа продолжался и после октябрьского переворота 1917 года. Решив кровью и смертью создать «Великую Армению» на чужой ей территории, на исконно азербайджанских землях, армяне - сепаратисты проводили политику геноцида против мусульманского населения в Бакинской, Елизаветпольской, Иреванской губерниях, начиная с декабря 1917 года до свержения дашнакского правительства в Армянской Республике (28 мая 1918 - 29ноября 1920). Только в первой половине 1918 года десятки тысяч мирных жителей, в основном старики, женщины и дети, были истреблены в этих губерниях отрядами Андраника, Дро и Амазаспа. Самому ужасному физическому истреблению подверглись азербайджанцы Иреванской губернии в годы правления дашнакского правительства. Об этом гласят исторические документы, выявленные отдельными исследователями в фондах партархива ЦК Армении в 50-х годах ХХ века. Эти документы показывают, ужасающие факты преступлений армян-сепаратистов, и нет оснований сомневаться в объективности этих документов. Документы гласят, что « в июле 1920 г. т.е. к концу правления дашнаков во всей Армении на месте трехсот с лишним тюркских селений осталось в целости одно селение Улуханлу и ко времени советизации Армении на всей территории ее все тюркское население(азербайджанцы -ред.) было разгромлено и изгнано из своих родных мест (выделено нами -ред.)».21 Комментарии излишни.
Вышеуказанные исторические документы, включенные в данную работу, подводят нас к логическому вопросу: как истребленный, подвергшийся «геноциду» армянский народ в начале ХХ века мог целенаправленно и планомерно вооружаться и готовиться к военным действиям против османской армии, истреблять и уничтожать без разбора мирное мусульманское население в ареале от Эгейского моря до Средиземного, от Черного моря до Кавказа, а потом на протяжении ХХ века и до настоящего времени выступать в образе «угнетенных и обездоленных». И над этим вопросам, на наш взгляд, следует задуматься наемникам «армянского пера». Обрамляя армянские мифы в черные полосы, они пытаются заглушить истину, но реалии истории срывают полосы лжи, и правда побеждает зло. Еще в XVII веке известный британский философ Джон Локк , сопоставляя правду и ложь, писал: «Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь».
Хаджар Вердиева
доктор исторических наук, старший научный сотрудник
Архива Политических Документов Управления Делами
Президента Азербайджанской Республики
Литература:
1. Шавров Н.Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье и предстоящая распродажа Мугани инородцам. Баку, 1990, с.63.
2.Величко В.Л. Величко В.Л. Русское дело и междуплеменные вопросы. С.-Петербург, 1904.стр.69
3. Величко В.Л.Указ.раб.стр.66
4. Величко В.Л.Указ.раб.стр.66
5. Мехмет Перинчек. Армянский вопрос в120 документах из российских государственных архивов.М.2011. Стр. 90(РГВИА.Ф.2100.Оп.1.Д.558.Листы 97-97 об.)
6.Рапорт генерал-майора Болховитинова о деятельности армянских вооруженных отрядов в Турции и Закавказье в Первую Мировую войну. Баку, 2011, с.7
7.Шамбаров Валерий «Последняя битва императоров. Параллельная история Первой Мировой». Москва, 2013
8.Рапорт генерал-майора Болховитинова о деятельности армянских вооруженных отрядов в Турции и Закавказье в Первую Мировую войну. Баку, 2011, с.31,32
9. Мехмет Перинчек. Указ.раб. стр. 73. (Цит. По кн.: Киракосян Дж. Западная Армения в годы Первой Мировой войны. Ереван, 1974, стр.212)
10.Мехмет Перинчек. Указ.раб. стр.93(РГВИА. Ф.2100.Оп.1.Д.982.Листы 3-5.)
11.Мехмет Перинчек. Указ.раб. стр.97(РГВИА. Ф.2100.Оп.1.Д.558.Л.172)
12.Мехмет Перинчек. Указ.раб. стр.99(РГВИА. Ф.2100.Оп.2.Д.460.Листы 49-49 об.)
13.Мехмет Перинчек. Указ.раб. стр.101(РГВИА.Ф.2100.Оп.1.Д.558.Л.207)
14.История Азербайджана по документам и публикациям. Под редакцией З.М. Буниятова. Составитель Н.М. Велиханлы. Баку, 1990, с. 163
15.Малевил де Жорж. Армянская трагедия в 1915 году, «Эльм», Баку, 1990; Маккарти, Маккарти Дж., К. Тюрки и армяне, «Азербайджанское Государственное Издательство», Баку. 1996; Файгл Эрик. Правда о терроре. Армянский терроризм: истоки и причины. «Азербайджанское Госу-дарственное Издательство» Баку, 2000
16.Мехмет Перинчек. Указ.раб..Стр. 64
17.Мехмет Перинчек. Указ.раб. Стр. 66
18.АПД УДП АР. Ф. 277, Оп. 2, Д. 16, Л. 5
19.АПД УДП АР. Ф. 277, Оп. 2, Д. 16, Л. 11
20. Баберовский Й. Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе. М. 2010.
21. Архив Политических Документов Управления Делами Президента
Азербайджанской Республики (далее- АПД УДП АР). Копийный фонд. №1836. Л.19