Армянский терроризм: вчера и сегодня. Часть 1

23.04.2014 14:17

Запад пытается органически связать терроризм с исламским фундаментализмом, забывая, что впервые террор, как режим, был установлен во Франции, в период правления якобинцев. Позже террор применялся в России народовольцами в отношении отдельных представителей властей. И, наконец, на рубеже XX века армянский терроризм вступает как политическая сила в общественно-политическую жизнь международного театра и уже более ста лет проведенные ими теракты нагнетают как внутриполитическую ситуацию государств региона, так и международную ситуацию в мире. В отличие от французских и российских террористов, которые боролись за радикальные изменения в политической власти, армянские террористы ставят во главу угла воссоздание  мифического государства - «Великой Армении», якобы просуществовавшей в далеком прошлом на протяжении нескольких десятилетий в регионе, где никогда за всю историю не было хоть какого-то армянского большинства. Чтобы осознать суть и задачи армянского терроризма, необходимо знать, что его источником и краеугольным камнем является «армянский вопрос», который возник в последней трети XIX века.

 

Русско-османская война 1877-1878 годов оказалась роковой для Османской империи, положение которой осложняла сложившаяся международная обстановка, а также  глубокий социально-политический и экономический кризис, наступивший накануне войны. Борьба за Балканы - узлового центра межгосударственных противоречий европейских держав  - довела Османскую империю до критической точки, которая была осложнена вмешательством великих держав - России и Британии. Первая стремилась завладеть черноморскими путями и проливами, прикрываясь лозунгом борьбы за освобождение христиан от ига османов-мусульман, вторая же прикладывала все усилия для приостановления дальнейшего продвижения России на Восток.

 

В свою очередь армяне Османской империи не скрывали свое тяготение к России, что резко изменило отношение к ним османских властей. Следует подчеркнуть, что армяне пользовались в государстве достаточной степенью свободы, безопасности, благополучия и имели определенное общественное положение, принимались на государственную службу. Так, только в XVII веке на должность везири-азама были назначены два армянина: Халил Паша и  Эрмени Сулейман Паша.1

 

Среди депутатов Первого Парламента Османской империи созыва 1876 г. были также представители армянского населения. Себух Максудян был избран от  Истамбула, Рупен Язычян  от Эдирне, Сапак Яврумян отБурсы, Амазасп Балларян от  Эрзерума и др.2 Однако в самый разгар Сан-Стефанских мирных переговоров армянский патриарх Стамбула Варжабедян «привлек внимание к мучениям армян».3 Одновременно российские армяне обратились с петицией к наместнику Кавказа, прося помощи у России при обсуждении условий мира с Османской империей.4 Цель этих обращений заключалась в объединении армянского населения вокруг католикоса Эчмиадзинского. Об этом говорил Варжабедян во время своей встречи с послом Англии Лейярдом, и старался объяснить, что появилась возможность присоединения Восточной Анатолии к России.5

 

Действия армян были расценены османским правительством не иначе, как предательство по отношению к государству, приютившему гонимый народ, лишенной собственной земли и государственности. Армянский народ, который всегда считался «верной нацией» в империи, превратился в глазах турецкого правительства в «подозреваемую нацию».6

 

После подписания Берлинского трактата в европейский театр проник «армянский вопрос», который являлся составной частью так называемой восточной проблемы. Основной причиной появления «армянского вопроса» был, в первую очередь,  армянский терроризм, который зародился в последней четверти XIX века и являлся составной частью армянского национализма, краеугольным камнем которого являлись партии «Арменистов», «Гнчак» и «Дашнакцутюн».

 

Созданная осенью 1885 г. в Ване партия «Арменистов» считала основным средством реализации идеи образования «Великой Армении» «вооруженное сопротивление турецкому правительству», а точнее террор.7  Учредителем этой партии был некий Мигирдиг Партугамян, сын богатейшего армянского банкира, который распространял среди  османских армян Восточной Анатолии идею о возможности образования самостоятельного армянского государства. Для достижения цели он считал необходимым вывести «армянский вопрос» на международную арену и подключить армянскую диаспору по всем параметрам к этой проблеме.

 

Основной идей созданной в 1887 году в Женеве партии «Гнчак» и организованной в 1890 году в Тифлисе партии «Дашнакцутюн» являлась идея  образования независимой армянской государственности на территории Османской империи. Методом политической борьбы они избрали  грубое насилие против османского правительства.

 

Для достижения цели армянские националистические силы решили организовать ряд смут в Османской империи, которые могли бы убедить Европу в том, что армяне в этой стране подвергаются жесточайшим гонениям.8 В результате, начиная с 1894 года, по всей Османской империи начались столкновения на межнациональной почве. Члены партии «Гнчак» Дамадиян и Баяджиан, имеющие большой опыт в организации мятежей, организовали беспорядки в Сасуне.9 Затем партия «Гнчак»10  способствовала распространению волнений по другим городам Османской империи, Осенью и зимой 1895 г. беспорядки достигли своего пика, особо выделялись Ванские события 1895 г. , которые были  характерны терактами и рекетерством. В самый пик этих событий чудом спасся английский консул Виллиама.12Об этом писала местная пресса в конце XIX века.11

 

В сложившейся ситуации дашнаки решили взять инициативу в свои руки и проводили террористические акты, среди которых самым авантюрным был захват Османского банка в Истамбуле 14 августа 1896 г. При этом были взяты гражданские заложники, что и стала классической моделью терроризма и шантажа в современной мировой истории. Этой акцией руководил Гареген

Пасдермаджян, позже в 1908 году избранный делегатом в национальное собрание Эрзерума.13 Дашнаки-террористы на этом не остановились. 30 августа 1896 г.  для привлечения внимания мировой общественности они организовали  в Галатиии несколько покушений с применением бомб. Однако, не сумев найти должной поддержки в европейском театре, армянское движение с осени 1896 года пошло на спад. Последним аккордом  дашнаков было покушение на султана Абдул Гамида.14,   совершенное  21 июля 1905 года.

 

Не сумев реализовать свою бредовую мечту в Османской империи и оставшись без поддержки европейских держав, армянские националисты решили перенести борьбу на Кавказ. Трезво оценив сложившуюся ситуацию и политико-националистическую деятельность армян на Центральном Кавказе, российские власти решили остановить наплыв армянских инсургентов. Для этого были предприняты определенные шаги, как, например, закрытие армянских церковно-приходских школ на Кавказе, Вступило в силу Положение от 12 июня 1903 года о секвестре на армяно-григорианскую церковь,  которая играла главенствующую роль в армянском движении, объединив османских и российских армян под идеей образования «Великой Армении». Такой была  реакция русских официальных властей на антиправительственную деятельность армян под предводительством партии «Дашнакцутюн» и армянской церкви на рубеже XX века. Образование комитетов для помощи восставшим в Османской империи, вербовка волонтеров, использование насильственных методов против тех, кто не воспринял деятельность армянских церковных, общественных, политических и других организаций, революционные идеи армянского националистического и шовинистического движения - все это не могло не обеспокоить русскую администрацию и побудило правительственные круги принять адекватные меры.

 

Ответная реакция армянских националистов была молниеносной. Уже в августе 1903 года в Александрополе, Карсе, Эриване и других городах Кавказа армянское духовенство выступило в роли застрельщика армянского движения в России. После того, как главноначальствующий по гражданской части на Кавказе кн. Г.С.Голицын отказал в  отмене секвестра, ситуация еще более усугубилась.  Конфронтация вступила в качественно новую фазу. Уже в 1903 году армянские террористы рассылали угрожающие анонимные письма в адрес кавказской администрации по поводу секвестра, наложенного на армянскую церковь.15 Так, один из армянских комитетов в ультимативном порядке требовал от высокопоставленного чиновника Управления Государственных Имуществ по Тифлисской губернии А.О. Кидиашвили, чтобы это ведомство оставило дело по Армянской церкви.16 Однако представители кавказской администрации были непоколебимы в своей позиции, и противостояние между армянскими националистами и самодержавием еще более обострилось.  14 октября 1903 года в Тифлисе террористическая организация «Новое время» организовала покушение на самого кн. Г.С.Голицына. Получив от трех террористов тяжелые кинжальные  ранения в голову Г.С.Голицын  вынужден был покинуть Кавказ.17 После 11 мая 1905 года были убиты Бакинский губернатор М.А.Накашидзе и его личный стражник. Этот акт возмездия был совершен по приговору Бакинского ЦК армянской «революционной» партии «Дашнакцутюн».18

 

 Среди жертв дашнаков были также православные религиозные деятели. 13 августа 1903 года в Александрополе был заколот кинжалом православный протоирей Василов, которому вынес смертный приговор «армянский революционный комитет» за то, что этот священник способствовал обращению в православие население трех армянских селений.19

 

 

Продолжение следует

 

 

Хаджар  Вердиева, доктор  исторических   наук,  старший  научный  сотрудник   Архива   Политических   Документов   Управления  Делами  Президенте  Азербайджанской  Республики

 

Библиотека

Социальные сети