03.06.2014 00:29
"Первые сведения об истории средневекового города Иреван упоминаются в книге известного турецкого путешественника Эвлийа Челеби "Саяхатнаме". Дата возникновения этого населенного пункта относится к началу XV века. Как пишет Челеби, в 1407-1408 гг.один из любимцев эмира Тимура, Ходжа хан Лахиджани вступил на землю Иревана, увидел плодородный край и поселился там со своими домочадцами. После завоевания Иревана в 1509-1510 гг., шах Исмаил Хатаи приказал визирю Ревангулу хану построить крепость на берегу реки Занги, что было сделано за 7 лет. Впоследствии крепость была названа Реван". "До 1912 г. в Иреванском уезде, на территории Западного Азербайджана было 42 мечети, в Эчмиадзинском уезде - 33, а в Зангезурском уезде - 35 мечетей. На протяжении ХХ века материальная и духовная культура, архитектурные памятники средневековья были полностью уничтожены, а часть сфальсифицирована. Историческая правда об Азербайджане была варварски и мастерски стерта..."
Дорогие читатели, это были выдержки из исторического альбома "История Иреванского ханства", в которых использованы подлинные артефакты, хранящиеся в Национальных музеях Азербайджана, Грузии, Армении, архивные источники российских и зарубежных авторов, представлены сведения путешественников, дипломатов и историков, посетивших Иреван в XYII-XX вв. Автором этого красочного и научно аргументированного издания является руководитель Центра комплектования и систематизации научного наследия НАНА Азербайджана, председатель экспертно-проверочной комиссии НАНА, доктор исторических наук Земфира Гаджиева. Сегодня Земфира ханум наш гость, и мы беседуем о ее исследованиях:
- Вы занимаетесь очень актуальными и значимыми вопросами истории Азербайджана, восстанавливая историческую справедливость. Как вам удалось заполучить редчайшие данные и снимки, сделанные в самом сердце вражеской территории, которые нигде до сих пор не публиковались?
- Каталог "История Иреванского ханства" на трех языках я издала по следам своей докторской диссертации. Ценность каталога объясняется тем, что здесь впервые публикуются фотографии, находящиеся в Матедаране, ключи Иреванской крепости, фотографии из зеркального зала Сардара, где находились неизвестные и неисследованные портреты, - все это и многое другое публикуется в каталоге впервые. Иреван - исконно азербайджанская земля, испокон веков Армения не имела своей государственности. После создания АДР, позиционировавшая себя как светское государство, опередив при этом не только Турцию, но и остальные страны исламской алькумены, в начале ХХ века вынужденно передала территорию Иревана армянам для создания армянской государственности. Конечно, при поддержке России. Нужно отметить, что национальный лидер Турции М.Ататюрк дал согласие создать на территории Азербайджана армянское государство взамен на обещание армян не претендовать в дальнейшем на Нагорный Гарабаг и другие территории Турции. Это было роковой ошибкой, а молодое демократическое государство не имело сил защитить себя и исконно азербайджанские земли. За долгие советские годы все, что разрешалось публиковать армянам, было запрещено азербайджанским ученым. Наши ученые побаивались предавать гласности правду, а миф о великой Армении, ее грандиозных планах, от моря до моря, армяне так искусно внедрили в умы и сознание людей, что поверили в него, в том числе, и сами. Миф для армян стал родной историей, которую они сейчас защищают когтями и зубами.
- Эта тема столь обширна, что ограничиться одним исследованием или книгой, наверное, невозможно...?
- Вы правы. Монографии "Историография Иреванского и Гарабагского ханств" (тема докторской) более глубоко исследуют эту проблему. Научное исследование Иреванского ханства выявило, что это ханство было изюминкой среди 20-ти ханств. Это было самое культурное и цивилизованное государство, применявшее европейское военное обучение. Более 80% населения Иреванского ханства составляли азербайджанцы. Армяне проживали за пределами крепости, т.к. были пришлыми, у них никогда не было в сознании создать свое государство. Хочу особо отметить очень большой труд по этой проблеме уважаемого ученого-историка, члена-корреспондента НАНА, директора Института истории им. А.А. Бакиханова, д. и.н., профессора, депутата ММ Ягуба Махмудова, за что распоряжением президента Ильхама Алиева он был удостоен Государственной премии Азербайджана.
- А какие трудности возникали при работе с древними источниками?
- Разумеется, они были. Я бы сказала, что огромное значение имеет обучение на исторических факультетах университетов иностранных языков. Если будущие историки будут изучать очень важные языки (английский, французский, немецкий, арабский и т.д.), то для них будут доступны уникальные архивные материалы всего мира, к которым из-за незнания языка обращаются очень немногие ученые Азербайджана. Раньше в БГУ на исторических факультетах обязательно обучали персидскому языку как общему и государственному языку. Как мы знаем, ученые-историки должны проработать огромный пласт иноязычной литературы зарубежных источников. Незнание языков создают большую проблему включения очень богатых материалов, написанных на других языках, с чем столкнулась и я. Было сделано множество переводов с фарси (пять авторов), английского (три автора), французского (два автора) языков. Перевод книги американского ученого армянского происхождения (родился в Иране) Джорджа (Геворк) Бурнутьяна с комментариями вышел в издательстве "Шэрг-Гэрб" в 2011 году. "Тэкрарланан тарих, тэкрарланан шэрцлэр". Это ответ на все искажения, сделанные Бурнутьяном.
- Какая его точка зрения вызвала ваше несогласие?
- Он единственный армянский автор, изложивший многие факты объективно и выражавший несогласие многим армянским авторам. Его работы с научной точки зрения заслуживают внимания. Когда я цитировала его и соглашалась с каким-то его научным мнением, на ученом совете многие упрекали меня. Мне удалось создать с ним контакт по скайпу. Он сказал, что четыре раза был в Баку, что любит наш город и ему нравятся азербайджанцы - они красивые и добрые, говорил он. "К сожалению мы не вместе, потому что с нашим положением в мире и с вашими ресурсами, мы сделали бы для обоих государств очень многое". На что я ответила, что "положение в мире мы завоюем сами, а наши богатства в недрах земли уже достигли мирового признания. Объединив и то, и другое, мы давно на пути к справедливости, мы достигнем очень многого, будьте уверенны. Знаем, что это тернистый и долгий путь". В разговоре Дж.Бурнутьян сказал: " Кто не верит, что Низами - это великий азербайджанский мыслитель и поэт? Шопен великий польский композитор, похороненный в Париже. Весь мир преклоняет перед ним колени и все знают, что это польский композитор! Какая вам разница, к какому государству принадлежит Гарабаг?! Отдайте его, и проблема будет решена". НОНСЕНС. Это изречение принадлежит ученому, считающего себя одним из лучших историков, и осмелившегося на Западе поносить на Зию Буньядова.
- Согласен ли он с тем, что Армения построила свое государство на землях Иреванского ханства? Понятно, что ему трудно до конца быть честным и объективным...
- Я не затрагивала вопрос об Иреванском ханстве, мы говорили только о Гарабаге. Но в своей книге он сначала объективно передает исторические факты и очень старается при этом, а когда читатель начинает верить ему, то он подстрочно и мастерски внедряет ложь, при этом не ссылается ни на какие факты. Иногда он борется сам с собой и вынужденно сдается, не в силах устоять перед исторической правдой, - это дается ему нелегко. Вера в миф, созданный армянами за долгие века, выплескивается через строки, он вынужденно старается доказать, что эти земли в глубокой древности принадлежали армянам.
- Но ведь исторические факты сильнее домыслов и оговорок...
- Несомненно! После восстановления государственной независимости в конце ХХ века, азербайджанский народ испытывает необходимость переосмысления многих исторических событий и более глубоком изучении традиций собственной государственности. Постепенно, исправляя ошибки прошлого, добиваясь объективного отражения истории развития азербайджанского этноса, мы должны ознакомить мировое сообщество, представить им настоящие факты о принадлежности аннексированных территорий и навеки обеспечить свою государственную независимость. За свою многовековую историю азербайджанские турки в различное время, на различных географических территориях создали множество государственных образований. Большая их часть находилась на границах исторического Азербайджана и сегодняшней Азербайджанской Республики. Ряд объективных и субъективных причин не позволили тогда создать единое азербайджанское государство, но для социального, экономического и культурного развития нашего народа в это время были созданы благоприятные условия. И сейчас, когда уже независимому Азербайджану приходится защищать свое законное право на территориальную целостность и суверенитет, вполне закономерен рост интереса к истории всех периодов. Пытаясь узаконить захват 20% территории Азербайджана, придать легитимность своей захватнической политике, армянские сепаратисты и их покровители по-прежнему используют тактику лжи и искажения исторических фактов. Мы, ученые Азербайджана должны дать достойный отпор любым посягательствам на Азербайджан и добиться преимущества над противником на информационном поле и в сфере пропаганды. Опровержение любых исторических измышлений армян, выявление и доведение до общественности существующих научных фактов, доказавших безосновательность притязания армян. При этом домыслы и оговорки теряют свой смысл. Нам удалось переиздать "Описание Карабахской провинции", изданное в 1823 г. по распоряжению главного управляющего Грузии Ермолова, которое армяне уничтожили во всех российских архивах. В Государственном архиве Азербайджана в очень плохом состоянии остался единственный экземпляр, и сюда вошли статистические данные, составленные действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым Вторым. Этот реестр был составлен русскими для взимания налога с каждого дома, т.е. это настоящая перепись населения Гарабага. Азербайджанцы, для того, чтобы облегчить свою жизнь и меньше платить, вынужденно скрывали численность состава семьи. Факты, зафиксированные русскими, свидетельствуют, что более 80% населения Гарабага состояло из азербайджанцев. Эта книга стала настольной для каждого историка, занимающегося этим периодом. Эти факты сильнее домыслов и оговорок!
zerkalo.az