02.07.2014 18:21
Терроризм - это не просто форма и способ выражения политического, социального или религиозного протеста, но также инструмент геополитического соперничества и, следовательно, всегда был орудием большой политики. Большинство террористических организаций возникли в периоды усиления геополитического противостояния ведущих государств в различных регионах мира, которые преследовали цель оказывать через них косвенное воздействие на развитие событий, а также манипулировать, используя т.н. «национальный вопрос», текущей ситуацией в той или иной стране или регионе. При этом скрытое ведение войны, включая использование террористических форм борьбы, становится основой их военно-политических стратегий.
На рубеже XVIII-XIX столетий происходит ослабление Османского государства, территория которого из-за своего выгодного геостратегического расположения всегда находилась в центре пристального внимания многих государств. Экспансионистская политика царской России, Франции, Англии, Австрии и Италии в отношении Османского государства, направленная на его ослабление и свержение, в этот период еще больше усилилась. В борьбе за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и приобретения свободного доступа к Средиземному морю эти государства регулярно разыгрывали карту так называемого «национального вопроса», устанавливали прямые контакты с представителями этнических меньшинств, в основном этническими армянами, оказывали им моральную, финансовую, материальную поддержку для создания многочисленных террористических организаций. Именно такая политика ведущих держав привела к формированию во второй половине XIX века особого вида терроризма, ярким представителем которого является армянский терроризм, основанный на агрессивном сепаратизме и национальной нетерпимости. Этот вид терроризма, получивший широкое распространение в современной практике террористической деятельности, характеризуется безграничной жестокостью, сопровождающейся этническими чистками, массовыми погромами и большим числом человеческих жертв. Он обладает исключительной разрушительной силой, способной нагнетать социальную напряженность в обществе, разжигать национальную вражду и приводить к разрушению государства. Естественно, что каждая из этих держав преследовала свои геополитические и экспансионистские цели, и соответственным образом попытки ослабить Османское государство проводились в нескольких направлениях.
В этой связи, чтобы понять причину и историю возникновения армянского терроризма как фактора политики великих держав, следует в первую очередь обратить внимание на экспансионистскую политику царской России, направленную на осуществление геостратегических устремлений - свержение Османского государства и установление господства над Босфорским проливом, - при реализации которых армяне неоднократно становились разменной монетой.
Как известно, после заключения Гюлистанского договора в 1813 г. между Россией и Персией (ныне Иран - Прим. Р.С.) исторические азербайджанские территории приблизительно по линии бывшей ирано-советской границы перешли к России. Далее последовал Туркменчайский договор 1828 г., согласно которому другие азербайджанские территории - Иреванское и Нахчыванское ханства - передавались царской России. Следует отметить, что в этот период в боях впервые приняли участие вооруженные армянские отряды, и русские быстро поняли, в каких целях в будущем они могут использовать армян.
Трагическими последствиями подписания названных договоров стали разделение азербайджанского народа и расчленение исторических азербайджанских земель, включение в политическую повестку дня надуманного «армянского вопроса», а также изменение демографической ситуации на Южном Кавказе. Именно с этого момента началось массовое заселение различных областей Южного Кавказа армянами, которые при поддержке царской России начали притеснять коренное азербайджанское население. На исторические азербайджанские земли из стран Ближнего Востока в 1828-1829 годах было переселено 130 тысяч армян, а позднее еще 600 тысяч. Согласно российскому ученому Шаврову Н.И., в целом численность этнических армян, которые были переселены на исторические азербайджанские территории в течение XIX века, составляла более одного миллиона человек. Хотя армяне, размещенные на территориях Иреванского, Нахчыванского и Карабахского ханств, составляли меньшинство по сравнению с проживающими там азербайджанцами, в соответствии с указом российского императора Николая I от 21 марта 1828 года были упразднены Нахчыванское и Иреванское ханства. На их месте была образована новая административно-территориальная единица под названием «армянская область», переименованная в 1849 г. в Иреванскую губернию. Таким искусственным территориальным делением по существу были созданы предпосылки для реализации в будущем политики этнической чистки и сепаратизма. За последние 200 лет в результате политики, проводимой на Южном Кавказе сначала царской Россией, а затем Советским Союзом, азербайджанцы стали жертвами насильственного переселения из родных краев на своих исторических землях.
С другой стороны, на рубеже XVIII-XIX веков правительство Соединенных Штатов Америки начало проводить торговую и военную экспансию на Средиземном море, которая проводилась параллельно с идеологическим проникновением - протестантские миссионеры Америки, поставили себе цель завоевать Святую Землю для христианства, которая находилась под контролем Османского государства. Миссионеры вели экономическую, политическую и военную разведку. Они развернули в широких масштабах проамериканскую пропаганду, стремились установить тесные связи с правящими кругами и уделяли много внимания подготовке местной агентуры. Хотя формально миссионеры действовали самостоятельно, вне связи с правительством, по существу они всегда пользовались самой активной поддержкой государства. Американская миссионерская сеть создавалась на Востоке планомерно и продуманно. В 1810 г. в Бостоне (штат Массачусетс) было образовано «Американское бюро, ведающее деятельностью иностранных миссий». Это бюро, устав которого был в 1812 г. утвержден верховным судом штата, стало организационным центром миссионерской деятельности за границей, главным образом на Востоке. Данная акция, хотя и была задумана как благотворительная, сыграла на руку России, Франции и Англии и оказалась как ни кстати. Естественно, что ни мусульмане, ни евреи, ни представители различных направлений христианства не приняли протестантство. Группа американских миссионеров в 1821 году после неудачной попытки в Иерусалиме обосновалась в Бейруте (Ливан), где она добилась успеха - два этнических армянина, Григорий Вартапет и Карапет Дионисий, приняли протестантство. После этого американские миссионеры начали развивать свой успех и на других территориях Османского государства. Они открыли штаб-квартиру в Стамбуле, далее в Бурсе, Трабзоне, Ване, Битлисе, Конье, Эрзеруме, Мараше, Мардине. По данным Н.А.Халфина, к 80-м годам XIX века в Турции насчитывалось 45 «главных» и 254 «второстепенных» американских миссионерских пункта, 98 церквей и 129 миссионеров. Н.А.Халфин, ссылаясь на русского путешественника Путята, пишет, что «еще в 1845 г. в Малой Азии насчитывалось всего 34 миссионера-протестанта, 12 помощников из туземцев, 7 школ со 135 учащимися обоего пола, а в 1890 г. было 177 миссионеров, 791 помощник, 117 церквей, 11709 протестантов-армян, 464 низшие школы, 26 высших мужских школ, 18 женских школ и 5 колледжей с 16990 воспитанниками... Общее число протестантов достигало, таким образом, 28667 человек... В будущем развитие протестантской проповеди обещает следовать в усиленной прогрессии»
Армянское духовенство, озадаченное успехами американских протестантских миссионеров среди армян, в 1839 году предприняло попытки избавиться от этих миссионеров и вернуть ренегатов. Армянская церковь без колебаний применяла силу. По рассказам Вильяма Э.Стронга, на которого ссылается Э.Файгл, во время этой акции, названной армяно-американским протестантским «гонением», были «сожжены школы, произведены аресты и распространился террор». Эта акция, выполненная в лучших традициях международного терроризма наших дней, стала продолжением армянской трагедии, начатой царской Россией, и принесшей неисчислимые жертвы многим народам, в первую очередь турецкому и азербайджанскому и, естественно, самому армянскому народу.
Отметим, что сразу после этих событий крупные державы, в первую очередь Англия, устремились на помощь армянским протестантам, поскольку ситуация им показалась благоприятной для вмешательства. После создания протестантской церкви борьба за души армян Османского государства приобрела еще более жестокий характер. Эта объяснялось тем, что, во-первых, в Османской империи исторически существовала армянская григорианская церковь, а, во-вторых, с 1850 г. официальный статус получила армянская протестантская церковь и, в-третьих, осуществляла свою деятельность и армянская католическая церковь. Если армянам-протестантам, помимо американских миссионеров, покровительствовала Англия, то Франция выступала в качестве «защитника» армянского католицизма.
Таким образом, Россия использовала армян для выхода к южным морям, чтобы отрезать путь Англии к Индии. Англия использовала протестантов-армян для защиты своей дороги жизни в Индию, отбрасывая назад Россию и Францию. Французам католики-армяне были нужны для собственных интересов на Ближнем Востоке. Все эти державы, под видом защиты религиозных прав христиан и работы своих миссионеров, на самом деле стремились захватить часть территории Османского государства. В то же время стремления великих держав были использованы армянскими лидерами для реализации своих политических целей. Эти обстоятельства и более поздние исторические события во время русско-турецких войн вплоть до конца первой мировой войны стали основой для зарождения армянского экстремизма и нетерпимости. Впоследствии возникли группы заговорщиков, появились революционеры, служители церкви и представители интеллигенции, подстрекаемые Россией и определенными кругами Англии и Франции, отвергающие реальные исторические факты и прибегающие к более бесчеловечным методам - террору. Как следствие все армянские партии «Арменакан», «Гнчак», «Дашнакцутюн», возникшие на рубеже XIX-XX веков, в качестве средства политической борьбы избрали террор. Кровавые акции, совершенные армянскими террористическими организациями, отличались особой жестокостью и изощренностью и, как правило, сопровождались уничтожением целых населенных пунктов, культурных и религиозных памятников, массовыми убийствами гражданского населения, включая детей и женщин.
Армянскому терроризму с момента своего становления был присущ ряд важных особенностей, который приводим ниже.
Первое, принято считать, что появление международного терроризма и принятие террористическими группировками организованного характера является одним из пороков и трагических страниц XX века. Однако армянский терроризм зарождался в XIX веке как международный терроризм и с момента своего возникновения уже имел организованный, систематичный, планируемый характер.
В 1885 г. была создана первая армянская политическая партия «Арменакан», члены которой, помимо Османского государства и стран Европы, действовали также и на территориях России и Персии. Ее руководителем стал М.Портакалян, эмигрировавший в Марсель (Франция), где организовал «армянское патриотическое общество», которое, в свою очередь, занималось сбором денег для закупки оружия. Закупленное современное оружие предназначалось для армян, проживающих в Ване и его окрестностях, где их обучали искусству ведения диверсионно-террористической войны и готовили «к всеобщему восстанию», опирающемуся на поддержку, оказываемую «дружественными державами».
Партия «Гнчак» («Колокол»), декларировавшая террор основным методом борьбы против Османского государства, была образована Назарбекяном в 1886 г. в Женеве. В 4-м пункте программы этой партии указывалось: «Чтобы добиться намеченных целей, революционное правительство должно прибегнуть к следующим методам: пропаганда, агитация, терроризм, создание подрывных организаций, развитие рабоче-крестьянского движения... Агитация и терроризм должны послужить тому, чтобы сделать людей более сильными и смелыми, и т.д.».
Другая политическая организация - армянская революционная федерация Дашнакцутюн (АРФД) была создана в 1890 г. в Тифлисе. Центральный печатный орган «Дашнакцутюн» газета «Дрошак» («Знамя») начала выходить с 1891 г. в Женеве, где издавалась до 1930 года. С самого начала своей деятельности «Дашнакцутюн», как другие армянские политические партии, считала террор против турецких государственных, политических и общественных деятелей главной формой борьбы за создание «единой, независимой Армении от моря до моря», названной идеологами этой организации «Великой Арменией». «Дашнакцутюн» за короткий срок создала многочисленные ячейки в городах Южного Кавказа, в Иране, Турции и в странах Европы. В Иране и других странах были созданы базы боевиков, выполнявших многочисленные террористические акции на территории многих государств. АРФ «Дашнакцутюн» в своей деятельности прибегала к любым средствам, чтобы вооружить людей, поощряла столкновения и терроризировала правительственных чиновников и информаторов, грабила и разрушала государственные учреждения и т.д. Один из лидеров «Дашнакцутюн» Саймон Вратзян, являвшийся некоторое время премьер-министром армянского государства до ее присоединения к советской России, писал, что АРФ «Дашнакцутюн» согласно своей программе от 1891 года, «для достижения своей цели революционным путем организовывала вооруженные банды, которые вели непрерывную борьбу против [Османского] правительства». А армянский автор Тер-Минасян А. утверждал, что «движение армянских федаинов стало предшественником борьбы за свободу в мусульманском мире от Иране до Алжира в XX веке».
«Дашнакцутюн» с момента создания в качестве главного способа своей деятельности избрала террористические методы. Как пишет один из историков «Дашнакцутюн» Микаэль Варандян, цитируя Папазяна К.С., писал, что «может быть никогда не была революционной партии, включая российских народовольцев и итальянских карбонариев, с таким богатым опытом в сфере осуществления террористических актов, как «Дашнакцутюн», которая в трудных условиях подготовила самых яростных террористов, в том числе сотни профессионалов для актов мщения с использованием пистолета, бомбы и кинжала». Другой армянский автор Саркис Атамян утверждал, что для «Дашнакцутюн» «терроризм стал актом мужества подпольных организаций-популистов и дашнаков, сопоставимый в понимании Запада c войной».
Как видно, все армянские политические партии создавались в разных странах, все эти партии считали террор самым эффективным методом для достижения своей цели. Финансирование деятельности этих партий, как отмечалось ранее, осуществлялось за счет сбора денег, как правило, путем угроз и запугивания («добровольное пожертвование»). Оружие для активистов и боевых отрядов этих, по сути, террористических организаций закупалось за деньги «добровольных пожертвований» во многих странах мира. Все эти организации вели скрытую борьбу и между собой за обладание большей властью над умами армян, которые, в свою очередь, стали послушным инструментом в руках террористических организаций, выступающих за насильственное расширение «армянских территорий».
Террористические акты и массовые погромы на территории Османского государства совершались не только подданными Османского государства, но и других государств, в частности царской России и Персии, иначе говоря, преступные акции армян носили трансграничный характер. Так, армяне, переселенные в соответствии с Гюлистанским и Туркменчайским договорами в Карабах, Нахчыван и другие регионы Южного Кавказа, с целью совершения вооруженного нападения на государственные объекты и населенные пункты на территории Османского государства в последней декаде XIX века предпринимали многократные попытки перейти границы. Согласно информациям генерального консульства Османского государства в Тифлисе, а также перепискам министерств внутренних дел и юстиции от 1891 г., 1894 г. и 1897 г., они планировали объединиться в окрестностях Карса с прибывшими из Ирана армянами и осуществить нападения на Ван, Баязид и Муш. Следует также подчеркнуть, что эти преступные акции армян благословлялись Эчмиадзинским католикосом.
Отметим, что трансграничная деятельность армянских боевиков носила не спорадический, а системный и продуманный характер. Армяне, подданные царской России, тайно доставляли на территорию Османского государства, не только оружие, но и развернули разветвленную агитационную деятельность. С территории Южного Кавказа, входившей в состав России, в Турцию доставлялись газетные материалы и брошюры, призывающие армян, подданных Османского государства, к вооруженному восстанию, сепаратизму и подстрекательствам против мусульман. В частности, как указывается в донесении Управления внутреннего контроля Министерства внутренних дел Турции, 18 января 1887 года была конфискована книга под названием «Карабах», отправленная из России этническим армянином по имени Оганнес. В информации Кабинета министров Турции, адресованной Министерству внутренних дел от 8 октября 1903 г. сообщалось об изъятии двух брошюр, распространяемых среди армян российским подданным Аристакисом, проживавшим в Карабахе и являвшимся одним из лидеров армянских организаций. В этих и других материалах лидеры армянских организаций призывали армян, подданных царской России, Османского государства и Персии, к вооруженным восстаниям с целью создания надуманной «Великой Армении» и «Армении от моря до моря» на территориях указанных государств.
Второе, армянский терроризм с момента своего появления внес множество нововведений для развития терроризма во многих странах мира, он стал без преувеличения примером и своего рода «академией» для других аналогичных организаций. Сегодня международный терроризм, если можно так выразиться, «должен быть обязан» армянскому терроризму за «обогащение» своим опытом и за то, что, армянский терроризм для международного терроризма стал своего рода ориентиром, указывающим последнему пути и методы развития.
Известно, что 26 августа 1896 г. армянские террористы напали на Османский банк. Данная акция сыграла «особую роль» в развитии террористической деятельности в мире и вот спустя более ста лет метод, к которому прибегли армянские террористы во время этой акции, остается самым распространенным и излюбленным методом для международных террористических организаций. Так, во время этой акции, организованной «Дашнакцутюн», армянские террористы взяли в заложники мирных граждан. Другим нововведением для террористической деятельности стало предъявление террористами требований властям. В этом сенсационном террористическом нападении третьей отличительной чертой стало то, что террористам удалось получить гарантии беспрепятственного выезда за пределы Османской Турции. Этот акт насилия, начавшийся тем, что террористы «ворвались в банк, бросили бомбы и забаррикадировались мешками серебряных монет, продолжая стрелять во всех направлениях», имеет еще ряд важных особенностей. Отметим, что нападение на Османский банк, было совершено тремя этническими армянами, являющимися подданными царской России. Помимо этого, у террористов было изъято много оружия и взрывчатых веществ. Турецкая сторона организовала выставку конфискованного у террористов оружия, которая скоропалительно была закрыта после вмешательства послов иностранных государств.
Данная акция стала и продолжает служить классическим примером и образцом для последующих террористических актов насилия во всем мире. До сих пор методы террористического нападения не изменились: совершение террористических акций гражданами одной страны на территории другого государства; взятие заложников; предъявление властям требования; получение гарантии выезда в одну из иностранных государств; покровительство террористам иностранными государствами в угоду своим геополитическим и иным устремлениям, ставшее, на наш взгляд, типичным примером применения ведущими державами «двойных стандартов» в XIX веке.
Отметим, что захват заложников на сегодняшний день остается самым распространенным методом террористической деятельности: террорист или группа террористов совершают нападение на относительно изолированный объект (здание, самолет, автобус, корабль и др.), где обычно скапливается много людей. Они устанавливают контроль над этим объектом, берут находящихся там людей в заложники и предъявляют властям требования (часто эти требования поступают властям через сообщников исполнителей этих акций). В этих требованиях содержится угроза убить заложников, в случае невыполнения властями требований террористов в установленный срок. Часто власти вступают в переговоры с террористами, которые редко бывают эффективными. В зависимости от результатов этих переговоров либо заложники освобождаются после выполнения властями требований террористов, либо власти предпринимают штурм, который, как правило, приводит к жертвам среди заложников. Поэтому метод взятия террористами заложников, «основоположниками» которого являются армянские террористы, остается одним из самых общественно опасных методов террористической деятельности.
Третье, армянский терроризм с момента своего становления отличался особой жестокостью и изощренностью, совершаемых ими насилий, при этом для достижения своей цели эти насилия почти всегда оборачивались и против тех этнических армян, которые не хотели становиться соучастниками кровавых акций, совершаемых армянскими террористами.
В частности, программа «Гнчак», как указывает французский ученый Малевил, гласила: «Убивать турок и курдов в любых условиях, никогда не щадить армян, которые предают свои цели, и мстить им». Для борьбы за создание на территории Турции армянского государства идеологи «Гнчак» по всей Европе собирали деньги с целью закупки оружия. Сбор денег для финансирования деятельности «Гнчак» производился, как правило, путем шантажа и запугивания, при этом несогласные с деятельностью «Гнчак» армяне жестоким образом уничтожались. Изощренные способы истребления несогласных армян и предумышленная провокация явились одним из основных элементов в деятельности «Гнчак» по созданию атмосферы страха в среде армян. В частности, в 1895 году армянские террористы Авет Авека и Калуст Андросян, являющиеся членами этой партии, «готовили великое «ванское восстание», которое должно было напомнить мировой общественности о «зверствах, совершенных турками». Такие действия требовали денег, много денег и много жертв. Аббат Ахтамарского монастыря, что у озера Ван, предполагал внести вклад монастыря по частям. Он отказался заплатить сразу, так как считал, что армяне в Османской империи жили счастливо. Его отказ стоил ему и его секретарю жизни: оба были убиты и четвертованы. Затем их трупы были брошены в озеро. Преемник аббата охотно заплатил требуемую сумму» и во время акции, начавшейся годом позже, армянские террористы истребили почти все мусульманское население Вана.
Профессор департамента политических наук Теннесского Технологического Университета Майкл Гюнтер также указывает, что «террористические акции «Дашнакцутюн» были направлены не только против официальных лиц Османского правительства, но и против тех армян, которые не отвечали дашнакским интересам». Армянский политолог Ж.Либаридян в 18-м ежегодном собрании Ассоциации Ближневосточного исследования, состоявшемся 3-6 ноября 1983 года в Чикаго (штат Иллинойс), выступил с докладом на тему «Корни политического насилия в недавней армянской истории». Он в своем докладе представил статистические данные о политических убийствах с 1904 по 1906 год, совершенных армянскими террористами в Баку и Тифлисе, а также в Ване и его окрестностях. Согласно представленным Ж.Либаридяном данным, которого цитирует профессор Лоури, в этот трехлетний период было совершено 105 политических убийств, в результате которых были убиты 56 армянских информаторов, 32 русских и турецких чиновников и офицеров, 7 или 8 провокаторов. Как видно, за краткий период каждый второй убитый армянскими террористами был этнический армянин. Как нам представляется, армянские террористы, убивая мирных граждан армянской национальности, преследовали цель сеять страх среди армянского населения, путем запугивания и шантажа добивались подчинять их своей воле, а также заставить их молчать относительно бесчеловечной сущности армянских террористов.
Аналогичный метод был применен армянскими бандитами почти сто лет спустя в Сумгаите в 1988 году. Установлено, что эти события были подготовлены и спровоцированы КГБ СССР, а их исполнителями были уголовники и бандиты из этнических армян во главе с Эдуардом Григоряном, который в ходе этих событий лично сам убил пятерых армян. Во время этих событий объектом нападения и насилия стали именно те этнические армяне, которые не были членами экстремистских организаций «Карабах» и «Крунг». Отметим, что сумгаитские события были спланированы при активном участии армянских националистических кругов, с тем, чтобы создать благоприятную почву для широкой международной антиазербайджанской кампании в преддверии вооруженного нападения против Азербайджана.
Отметим, что совершение насилия армянскими террористическими организациями против тех этнических армян, не желающих становиться соучастниками кровавых акций, подтверждается, в частности, заявлением руководителя АСАЛА Акопа Акопяна, сделанным 1 августа 1980 года газете «New-York Times» о том, что «наш враг - турецкий режим, НАТО и армяне, которые не с нами».
Этот кровавый опыт армянских террористов был взят на вооружение другими террористическими организациями, которые и в настоящее время применяют его для подкупа чиновников государственных учреждений и привлечения финансовых источников, а те, кто отказываются сотрудничать с террористами, жестоким образом уничтожаются. При разрешении разногласий между террористами внутри одной и той же террористической организации этот метод остается одним из самых эффективных - вопрос решается самым простым способом: тот, кто, с точки зрения руководства террористической организации, является виновным, уничтожается, другими словами, вопрос решается по-сектантски.
Отметим, что в дальнейшем метод убийства с особой жестокостью и изощренностью был использован армянскими террористами многократно не только против этнических армян, отказавшихся участвовать в бесчеловечных насилиях, но и против гражданского населения других национальностей в первую очередь против азербайджанского населения. В дальнейшем история стала свидетельницей и других бесчеловечных и изощренных видов насилия, в том числе и глумления над трупами. Скальпирование трупа или живого человека, отрезание конечностей человеческого тела, изнасилование женщин и малолетних детей, порка живота беременных женщин, выкалывание глаз, четвертование или сожжение живого человека - вот неполный перечень, применявшихся армянскими террористами чудовищных, бесчеловечных способов насилия над гражданским населением. Эти и другие жестокости армянскими террористами были применены против этнических азербайджанцев в разные периоды процветания армянского терроризма в течение XX века.
Ряд авторов отмечает, что дашнаки и другие армянские группы в своей деятельности сознательно использовали террористические акты в широких масштабах, чтобы вызвать массовые репрессии и убийство армян со стороны османов, тем самым добиться широкой поддержки у армян и, наконец, вмешательства ведущих держав в их поддержку. В частности, по словам известного историка Уильяма Лангера, «непосредственной целью [армянских] агитаторов было подстрекательство к беспорядкам, сопровождающимися бесчеловечными репрессиями, и, тем самым, спровоцировать вмешательства держав». В свою очередь, известный специалист по проблемам терроризма Уолтер Лакер писал, что «так как они [армянские террористы] не надеялись свергнуть правительства, их стратегия была основана на провокации. Они полагали, по всей вероятности, что их нападения на турков вызовет жестокую месть и в результате армянское население будет действовать более радикально; более решительные западные державы, потрясенные массовыми убийствами, будут выступать на их стороне».
Четвертое, армянские террористические организации с целью привлечения внимания иностранных государств и получения наибольшего эффекта планировали и проводили свои акции в многолюдных местах - на площадях и вокзалах, и, как правило, пользовались крайними провокационными действиями. Приглашение репортеров и журналистов сразу же после совершения насилия являлось обязательным атрибутом всех армянских террористических акций.
В этом смысле показательным является манифестация 30 сентября 1895 года, организованная партией «Гнчак» около Великой Порты (Баб-и-Али) в Стамбуле. Организаторы акции заранее разослали письма во все посольства, где сообщали о мирном характере манифестации, выступая против любого акта насилия. Между тем, как отмечает австрийский ученый Э.Файгл, «многие манифестанты явились с оружием для того, чтобы сделать 30 сентября памятным днем, спровоцировав столкновения с полицией. К полудню около 2 тыс. человек собрались в квартале Кум-Капы перед армянской патриархией. Толпа шумно горланила, раздавались крики о мщении, это продолжалось до тех пор, пока один из вожаков восстания не выкрикнул: «Свобода или смерть!». Это было сигналом к штурму Баб-и-Али». Данная акция завершилась жертвами, а в течение нескольких дней Стамбул был парализован.
Пятое, уничтожение населенных пунктов, истребление людей в массовом порядке, погромы, особая жестокость по отношению к мирным гражданам, в особенности к детям и женщинам, по этническому признаку, разрушение исторических, культурных и религиозных памятников, а также социальных объектов (больниц, школ и др.) являются отличительными чертами армянского терроризма.
Как известно, в начале XX века руководство «Дашнакцутюн» приняло решение усилить деятельность партии на Кавказе, и с этой целью в октябре 1905 г. принят так называемый «Кавказский проект». К началу 1907 г. «Дашнакцутюн» имел 3233 группы, из которых более 2300 действовали в царской России, в основном на Южном Кавказе, а остальные в странах проживания армянской диаспоры. Отметим, что данное решение, в частности, было принято в ответ на Указ русского царя от 1903 г. о конфискации имущества армянской григорианской церкви. Вскоре армянскими террористами были совершены многочисленные покушения на генерал-губернаторов и других чиновников России. Однако царской России удалось направить террористическую деятельность «Дашнакцутюн» против азербайджанцев. В период 1905-1907 гг. армянские вооруженные отряды провели ряд широкомасштабных кровавых операций против азербайджанцев, которые были начаты в Баку и охватили весь Азербайджан, а также азербайджанские населенные пункты на территории нынешней Армении. Были разрушены и стерты с лица земли сотни населенных пунктов, варварски убиты тысячи азербайджанцев. Согласно информации Генерального консульства Османского государства в Тифлисе от 22 января 1906 г., в течение 1905 г. только в Гяндже армянскими боевиками были сожжены более 300 мусульманских домов и убиты тысячи мусульман, в массовом истреблении которых также принимали участие более 800 армянских боевиков, прибывших из Эрзерумской области Османского государства. Важно подчеркнуть, что в погромах азербайджанцев активное участие принимала армянская церковь. Так, в 1907 г. полицией было обнаружено большое количество огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в армянских церквях в г. Гянджа. Согласно письму Генерального консула Османского государства в Тифлисе Фовзи, адресованному Министру Иностранных дел, обнаруженные в армянских церквях оружие и боеприпасы принадлежали группировкам «Дашнакцутюн». Помимо этого, в том же году в Гяндже за хранение в своем доме большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ был арестован один из влиятельных лидеров «Дашнакцутюн», архимандрит армянской церкви Корпик, который также вынашивал планы осуществить диверсионно-террористические акции на территории Османского государства.
Начиная с декабря 1917 г. по июнь 1918 г., были разграблены и сожжены 200 азербайджанских деревень только в Иреванской губернии, входившей после подписания Гюлистанского и Туркменчайского договоров в состав царской России. Армянские вооруженные формирования применяли против азербайджанцев ставшей уже традиционной политику этнической чистки. Как пишут американские ученые Дж.Маккарти и К.Маккарти, «массовые убийства и разрушенные деревни побуждали последних (азербайджанцев - Прим.Р.С.) покидать свои родные места. К концу конфликта 180000 мусульман, или более двух третей мусульманского населения Иреванской губернии, были или убиты, или стали беженцами». Под знаменем большевизма и борьбы с контрреволюционными элементами Бакинская коммуна под руководством С.Шаумяна с марта 1918 г. приступила к осуществлению зловещего плана по ликвидации азербайджанцев всей Бакинской губернии. С особой жестокостью геноцид азербайджанцев осуществлялся в Баку, Шемахе, Губе, Карабахе, Зангезуре, Нахчыване, Лянкяране и других регионах Азербайджана. В массовом порядке было истреблено мирное население, сожжены деревни, разрушены и уничтожены национальные памятники культуры, школы, больницы, мечети и другие сооружения, превращена в руины большая часть Баку. Согласно отчету Чрезвычайной Следственной Комиссии, созданной Постановлением правительства АДР для расследования насилий над мусульманами и их имуществом 15 июля 1918 г., число погибших тюрко-мусульманского населения только в г.Баку составляло 12 000 человек. Более половины жителей Баку - этнических азербайджанцев были вынуждены бежать из города. В целом, как отмечают Дж.Маккарти и К.Маккарти, в остальной части Азербайджана, по данным американских разведывательных источников, 60 000 азербайджанских тюрков стали беженцами и 420 мусульманских сел было разрушено армянами. По различным оценкам на Южном Кавказе в этот период было уничтожено от 50 000 до 100 000 этнических азербайджанцев.
После провозглашения государственной независимости 28 мая 1918 г. Азербайджан вновь столкнулся с территориальными притязаниями армян. С учетом сложившихся исторических и политических реалий, а также в целях устранения территориальных притязаний в 1918 году было решено передать армянам Иреван, и на азербайджанских землях было создано армянское государство со столицей в городе Иреван. Однако и после этого продолжалось изгнание азербайджанцев с этих и других земель. В результате вооруженной агрессии армяне, захватив Зангезурский коридор, добились установления границы с Персией.
Шестое, создание мифов о некогда существовавшей «Великой Армении», надуманные утверждения о «многострадальности армянского народа» занимали центральное место в идеологии армянского терроризма, которые в свою очередь служили оправдательными мотивами совершенных ими кровавых актов насилия.
Террористические методы, применяемые «Дашнакцутюн» для достижения своей цели, отличались особой жестокостью и изощренностью, при этом в борьбе за власть над умами и сознанием этнических армян создавались мифы о некогда существовавшей «Великой Армении», «многострадальности этого народа», «исторической несправедливости» в отношении к ним и «национальной исключительности». О справедливости данного суждения свидетельствуют слова одного из лидеров «Дашнакцутюн» Качазнуни, произнесенные им в своем выступлении на съезде в Бухаресте в 1923 году: «...мы создали в своем мозгу атмосферу, полную иллюзий. Мы навязали наши желания умам других; мы потеряли чувство реальности и позволили нашим мечтам вести нас...». В результате мифы, созданные армянскими организациями, овладели умами и сознанием практически всех армян, став для них оправданием в осуществлении многочисленных кровавых террористических акций не только против турецкого, но и Азербайджанского народа. Террористическая деятельность «Дашнакцутюн» была направлена также против граждан многих государств, имеющих дружественные отношения с Турцией.
Создание все новых мифов «об уничтожении армянского народа» занимало центральное место в деятельности «Дашнакцутюн», среди которых необходимо отметить надуманное утверждение о «геноциде армян», якобы совершенных Османским правительством в 1915 году. Без преувеличения можно констатировать, что так называемый «геноцид армян» молниеносно овладел умами всех армян, поскольку в создании этого мифа принимали участие не только «Дашнакцутюн», но и все слои армянского общества, включая армянскую церковь, и ежегодно 24 апреля армяне отмечают как день памяти «геноцида армян». Более того, Республика Армения, армянская церковь и различные армянские организации во многих странах мира ведут активную пропагандистскую работу по признанию «геноцида армян» как различными государствами, так и международными организациями. Ввиду того, что миф о «геноциде армян» сыграл одну из ведущих ролей для дальнейшего процветания армянского терроризма, как нам представляется, следует внести ясность в историю его становления.
Как известно, во время первой мировой войны армянские незаконные вооруженные отряды де-факто являлись воюющей стороной. Боевые отряды армян - подданных Турции - воевали на стороне царской России против Турции, помимо этого, армянские вооруженные отряды действовали также в тылу турецкой армии далеко от военных действий, они устраивали погромы, уничтожали населенные пункты, убивали людей в массовом порядке (этнических турок и курдов). Планирование и управление действиями армянских незаконных вооруженных формирований велись руководителями армянских партий и их ячеек, названных «комитетчиками». В этих условиях Османское правительство приняло решение об аресте «комитетчиков» и 24 апреля 1915 г. было арестовано 2345 «комитетчиков», обвиненных в антигосударственной деятельности. Католикос Геворг V армянской церкви в Эчмиадзине послал телеграмму президенту США, где сообщил о массовом уничтожении армян Османским правительством и просил оказать помощь армянскому народу. Об этом была информирована и царская Россия, Министерство иностранных дел которой немедленно отправило телеграмму послам России в Лондоне, Вашингтоне, Париже и Риме. МИД царской России в этих телеграммах просил своих послов активизировать свою деятельность и добиться признания Британией, США, Францией, Италией признания т.н. «геноцида армян в Османском государстве».
Таким образом, день 24 апреля 1915 года, о котором так много говорят армянские политики, ученые и общественные деятели, во-первых, не имеет никакого отношения к переселению армян внутри Османского государства, реализация которого началось в конце мая того же года. Надуманный «геноцид армян», во-вторых, на долгие годы определил объекты нападения армянских террористов - ими стали турецкие и азербайджанские государственные и общественные деятели, а также граждане стран, имеющих дружественные отношения с Турцией.
После первой мировой войны и свержения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) убийство турецких и азербайджанских политических и общественных деятелей стало одной из главных задач «Дашнакцутюн». С этой целью в 1919 г. в Ереване на IX съезде «Дашнакцутюн» было принято решение о начале акции особой террористической организации «Немесис» («Возмездие») под общим руководством Армена Гаро, чьим настоящим именем был Гарегин Пастермаджян. Он являлся бывшим депутатом османского парламента и в начале первой мировой войны перебежал в сторону царской России. Координатором операций «Немесис» был живущий в Америке армянин, выходец из Турции Шахан Натали (Shahan Natali), настоящим именем которого был Акоп Тер Акопян (Hagop Ter Hagopian). За финансы, логистику и подготовку кадров отвечал Аарон Сачаклян (Aaron Sachaklian). В списки «Немесис» были включены имена 650 видных политических и государственных деятелей Турции и Азербайджана. Вскоре, в течение всего нескольких месяцев 1920 года видные деятели АДР Н.Юсифбейли (май 1920 г.), Ф.Хойский и Х.Хасмамедов (19 июня 1920 г.), Г.Агаев (19 июля 1920 г.) стали жертвами армянских террористов. Одним из жертв «Немезис»а стал и министр внутренних дел, а позднее военный министр Османского правительства Талят паша. Он был убит на глазах сотен свидетелей 15 марта 1921 г. Согомоном Тейлеряном на одной из самых многолюдных улиц Берлина. В результате политических давлений судебное разбирательство было превращено в шоу с утверждениями о «геноциде» - суд вынес оправдательный приговор террористу, и в Берлинском окружном суде судили не террориста Тейлеряна, а фактически Турцию. Прокуратура, требовавшая смертную казнь, опротестовала оправдательный приговор суда, но позже отступила от своего требования. Члены суда были избраны из политических соображений и в течение всего периода рассмотрения дела подвергались закулисным угрозам со стороны адвоката обвиняемого. В суде Тейлерян оправдывал свои действия тем, что члены его семьи были уничтожены Турецким правительством в период первой мировой войны. Однако его мать и один из братьев потеряли жизнь во время переселения внутри османского государства. Он сам в это время, как пишет профессор Гюнтер, «был занят убийством турков добровольно в пользу России», а его «другой брат присоединился к русским», «отец и дядя, возможно, были в Сербии, расширяли семейный бизнес». Тем не менее, к сожалению, тогдашний Берлинский окружной суд вынес политическое решение, а не юридическое и, по сути, вынес оправдательный приговор армянскому терроризму в целом и дал «зеленый свет» последующим кровавым акциям армянских террористов, совершенных ими против турецких дипломатов в 70-80 годы по всему миру. Действительно, дашнакская газета Armenian Weekly в связи с судебным процессом над двумя армянскими террористами, убившими 9 марта 1983 года турецкого посла в Югославии Галип Балкара, писала, что этот процесс «стал похожим на «процесс Тейлеряна» в том смысле, что террористы могли и оправдывали свои действия политическими требованиями против Турции». Также следует отметить, что сразу же после позорного приговора Берлинского окружного суда последовали серийные убийства армянскими террористами турецких и азербайджанских государственных деятелей в разных странах мира. Ими были убиты Бехбуд хан Джаваншир в Стамбуле (18 марта 1921 г.), Саит Халим паша в Риме (6 декабря 1921 г.), бывший премьер-министр османского правительства Бахаттин Шекер и бывший губернатор Трабзона, профессор Джемал Азми в Берлине (17 апреля 1922 г.), Камаль паша и его заместитель Сурейя бек в Тифлисе (25 июля 1922 г.), Энвер паша в Бухаре (4 августа 1922 г.). Эти кровавые акции стали началом очередного этапа деятельности армянских террористических организаций.
Необходимо отметить, что группировки армянской особой террористической организации «Немесис», которые специализировались на убийствах Оттоманских официальных лиц Османской Турции и Азербайджана после первой мировой войны, приостановили свою деятельность в середине 1920-х годов, но они не прекратили свое существование. Действительно, в письме Армянского национального комитета (Лос-Анджелес), адресованном редактору «Christian Science Monitor» в 1981 году, лукаво подчеркивалось, что ряд организаций (имеется в виду «Немесис» - Прим. Р.С.), существовавший десятилетиями на международной арене ... пытался продолжить армянское сопротивление всеми возможными мирными способами. В конце концов, многие армяне были расстроены отсутствием результатов мирного регулирования и начали пользоваться насилием. Как нам представляется, эти и другие армянские террористические организации в действительности выжидали подходящую международную обстановку для возобновления своей преступной деятельности.
Таким образом, рубеж XIX-XX веков был ознаменован самым жестоким и бесчеловечным периодом в истории армянского терроризма. За 20-90 годы XX века «Дашнакцутюн» не только не сошел с политической арены, напротив, превратился в мощную политическую силу, существующую на средства армянкой диаспоры и по существу, придерживающуюся той же программы, что и в начале века. На армянских национальных конгрессах, проводимых после второй мировой войны, лидеры «Дашнакцутюн» и АСАЛА не раз заявляли о том, что борьба армянского народа против Турции есть борьба освободительная, родственная по своему характеру борьбе палестинского народа, и, следовательно, тактика на данном этапе борьбы должна быть родственной - террор.
Кровавая практика армянского терроризма за все время своего существования была прикрыта длительной и умелой пропагандой и организованным психологическим давлением на общественное мнение о «Великой Армении» и «геноциде армян». В результате в течение длительного времени в мире многие общественные деятели и политики воспринимали и продолжают воспринимать армянские террористические организации как часть национально-освободительного движения, непосредственно или косвенно одобряя их преступную деятельность. Армянский терроризм явился средством подрыва стабильности Турции и давления на нее со стороны некоторых государств. Так называемый «геноцид армян», вопреки историческим фактам, превратился в предмет политических спекуляций на самых высоких уровнях.
Очередной этап всплеска армянского терроризма начался убийством консула Турции в Лос-Анджелесе Мехмет Байдара и вице-консула Бахадир Демера 27 января 1973 г. в Санта Барбаре. Террористический акт был совершен Яникяном и воспринят как индивидуальный армянский террор. Но вскоре стало ясно, что данная акция является частью запланированного, организованного и целенаправленного армянского терроризма, который, начиная с 1975 г., став более разрушительным, приобрел поистине всемирный масштаб. Об этом также свидетельствует утверждение изданной в США армянской газеты Armenian Reporter, которая после смерти Яникяна писала, что он «открыл новую эру политической борьбы» и «изменил ход армянской истории».
Так, армянские организации Франции, Великобритании, США, стран Ближнего Востока в начале семидесятых годов XX века, воодушевленные опытом палестинских террористических организаций, о которых речь пойдет ниже, и пришедшие к выводу о неэффективности политической борьбы, с целью привлечения внимания мировой общественности к так называемой «проблеме армянского народа», решили вернуться к методу осуществления террористических актов. В этот период были созданы многочисленные террористические группировки «Дашнакцутюн» - «Армянская революционная армия», «Армянское новое сопротивление», «Армянское новое сопротивление за освобождение Армении», «Армянская освободительная организация», «Борцы за справедливость в отношении армянского геноцида», «Коммандос правосудия за армянский геноцид», «Мстители армянского геноцида» и т.д. За период с 1972 по 1991 год этими группировками было совершено более 300 террористических актов против турецких дипломатов, политиков и бизнесменов. В частности, ими были убиты турецкие дипломаты в Австрии, Франции, Югославии, Швейцарии, Австралии, Бельгии, Болгарии, Дании, Испании, США, при ООН и др.
В это время для оправдания актов терроризма дашнакская газета Armenian Weekly заявляла, что «акты армянской армии и коммандос правосудия против официальных лиц Турции поддерживаются массами армянского народа» и «армяне могут проснуться только в результате этих актов насилия как «актов творения», так как уничтожение любого представителя Турции означает утверждение армянского достоинства». Дашнаки, указывали на «исключительное право» армян «участвовать в таких действиях» и заявляли, что «эти действия не являются терроризмом». Они утверждали, что «наше дело, независимо от того, насколько оно является вооруженным, никогда не было и не является частью международного терроризма». На 23-м Всемирном Конгрессе «Дашнакцутюн» в 1985 году была принята «Политическая Платформа», где декларировалось, что «главной политической целью АРФ остается создание свободной, независимой и объединенной Армении в границах Вильсона, охватывающей Нахчывань, Карабах и Ахалкалаки». В платформе также заявлялось, что «на пути решения армянского вопроса Турция - наш враг» и «существование турецкой империи принципиально противоречит решению армянского вопроса», а также утверждалось, что «армянский народ не имел выбора, кроме как прибегнуть к самообороне, чтобы обеспечить свое физическое существование и право на самоопределение».
В начале 70-х годов также была организована террористическая организация AСAЛA (Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia), которая придерживалась идеологии марксизма-ленинизма. Данная армянская террористическая организация преследует цель создание «Великой Армении», включающей в себя восток Турции, северный Иран, территорию нынешней Армении, территории нагорно-карабахского региона и Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана, а также признание мировым сообществом надуманного «геноцида армян». Эта организация намеревается заставить правительства Турции публично признать свою ответственность «за убийство якобы 1.5 млн. армян в 1915 году», выплатить репарации и уступить территории армянам. Симптоматично, что 7 августа 1982 года в международном аэропорту Анкары армянскими террористами были убиты 10 и ранены 71 пассажиров. Когда полицейский объявил информацию о количестве убитых и раненных во время террористического акта одному из арестованных армянских террористов Левону Екмекчияну, тот заявил, что «этого было не достаточно». Он, ссылаясь на трагические события 1915 года в Османском государстве, начал кричать: «Более одного миллиона из нас были убиты. Какая разница, если из вас умрет 25 человек».
Проведение террористических актов является основным методом реализации целей этой организации. АСАЛА получает поддержку армянской диаспоры в США, Греции, греческом Кипре, Франции, Иране, Ливане и Сирии. АСАЛА в период существования СССР активно использовала Армянскую ССР в качестве плацдарма для достижения своей цели. Террористический акт, осуществленный боевиками АСАЛА в январе 1975 г. в здании Всемирного Совета Церквей в Бейруте, возвестил мировое сообщество о начале новой эры в кровавой деятельности армянских террористических организаций. Боевики АСАЛА считают, что данная кровавая акция ознаменовала собой начало террористической кампании этой организации. Так, согласно заявлению представителя АСАЛА, «первая операция его организации была проведена в 1975 году против офиса Всемирного Совета Церквей в целях поощрения эмиграции армян в Соединенные Штаты».
Вскоре были созданы многочисленные армянские террористические группы АСАЛА - «Армянский фронт освобождения» (1979 г.), «Армянское освободительное движение» (1981 г.), «Орли» (1981 г.), «Эскадрон самоубийц» (1981 г.), «9 Июня» (1991 г.), «Армянское единство» (1988 г.), «Союз молодых армян» (1990 г.) и др. Более того, сама террористическая организация АСАЛА часто осуществляла свои кровавые акции от имени группы «Орли» и «3 октября». Первоначально объектами нападений этих организаций были турецкие дипломаты. В последующем они совершили многочисленные нападения против представителей и граждан государств, имеющих дружественные отношения с Турцией и удерживающих боевиков АСАЛА в заключении. В период нагнетания карабахского конфликта они занимались поставкой оружия в Нагорный Карабах и вербовкой наемников, а также осуществляли многочисленные нападения против этнических азербайджанцев в Нагорном Карабахе.
За период с 1975 по 1985 г. террористическими группировками АСАЛА в 38 городах 21 страны мира было совершено более 110 террористических актов, 39 из них были вооруженными нападениями, а более 70 сопровождались взрывами бомб. В результате этих актов были убиты 42 турецких дипломата и 4 дипломата других государств, а также 15 граждан Турции и 66 граждан других государств получили ранения различной степени тяжести.
Конечно же, всем вновь возникшим армянским террористическим организациям были присущи те особенности, которыми характеризовался армянский терроризм рубежа XIX-XX веков. В то же время армянский терроризм второй половины XX и начала XXI столетия, опирающийся на «богатый» опыт своих предшественников, благодаря некоторым приведенным ниже важным обстоятельствам оказался более масштабным и, стабильно развиваясь, охватил все регионы мира.
1. Армянский терроризм, являясь международным терроризмом, всегда получал и продолжает получать всестороннюю поддержку от церкви. Она играет центральную роль в формировании ненависти и нетерпимости к другим народам.
Как было отмечено выше, в истории возникновения и формирования армянских террористических организаций церковь сыграла важную роль. Это, в частности, было вызвано стремлениями царской России, Франции и Англии, имеющими свои геостратегические планы в отношении будущего региона. С другой стороны, как известно, в рамках Османского государства армяне составляли христианское меньшинство. Христианство армян отличалось от других христианских групп мира тем, что армянская церковь не признавала верховенства Римской церкви, не проявляла никакого интереса к папской власти, отдавая предпочтение своей вере - григорианству. Естественно, что с точки зрения Римской церкви факт существования христианской группы со своими идеями и верой представлял угрозу для всего христианского мира. Поэтому одним из основных задач Римской церкви являлось внесение раздора в ряды самих армян и формирование различных армянских религиозных групп, признающих ее верховенство. Эти устремления соответствовали планам Франции, Англии и России по созданию внутри армянской общины Османского государства различных групп, которые служили бы интересам той или иной заинтересованной стороны. Таким образом, разыгрывание религиозного фактора в реализации своих геостратегических планов занимало важное место в политике заинтересованных держав. Это привело к тому, что первые террористические акты планировались и осуществлялись армянскими церквями для возвращения ренегатов. В то же время Франция, Англия и Россия, стремившиеся подорвать основу Османского государства, оказывали моральную и финансовую поддержку различным армянским группировкам. Именно в такой исторической обстановке при непосредственном участии церкви возник и получил свое дальнейшее развитие армянский терроризм.
С другой стороны, армянская григорианская церковь, которую православные и католики считали еретической, в V веке откололась от византийской и римской церквей, а также из-за опасений быть поглощенной римской церковью, в 1441 году престол католикоса армянской григорианской церкви был переведен из Киликии в Эчмиадзин. Поэтому в те времена, вместо того, чтобы стать фактором, объединяющим армян с другими христианами, армянская церковь стала фактором разъединяющим. Будучи чисто армянской, церковь стала фактором самоизоляции, замкнутости, создавая почву для последующего этнической и религиозной нетерпимости, а также экстремизма и сепаратизма.
Армянская церковь всегда активно участвовала в политике, и ей принадлежит особая роль в разжигании ненависти армян к их соседям. По этому поводу С.Уимс пишет, что ненависть, которая возникла между христианскими армянами и мусульманскими османами, уходила своими корнями в работу и усилия армянской церкви. Роль церкви в формировании армянских террористических организаций раскрыта в книге епископа Гевонда Туряна, опубликованной в 1917 г. в Стамбуле. Данная книга, являясь своего рода признанием армянской церкви, проливает свет на «неоценимую» деятельность последней и раскрывает истинную суть армянской патриархии в формировании армянского общественного сознания и создании армянских террористических организаций. В частности, Турян пишет, что «религиозные общины в течение длительного времени были очагами армянских революционных партий, здесь были разработаны самые дьявольские программы... Религиозные центры словами и письменностью призывали народ к восстанию. В выступлениях высокие слова и доктрины Евангелия не упоминались. Слышны были призывы к восстанию вместо верности и правды, ненависти и мести вместо человечности, низости и позору вместо морали». Далее он писал, что все собрания и другие мероприятия, организованные комитетами, проводились под руководством религиозных лидеров и ни высочайший религиозный лидер армян - католикос Эчмиадзина, ни главы других армянских церквей, ни руководители революционных партий, ни другие армяне не смогли осознать, что «армяне более 600 лет, пользуясь равной с турками социальной и религиозной свободой, жили бок о бок с ними на землях Турции», и комитеты, отрицая эту истину, сеют семена ненависти и нетерпимости. Как следовало ожидать, армянская церковь и армянские террористические организации не смогли простить епископу Гевонду Туряну его «дерзкие» откровения и он был убит террористами «Дашнакцутюн» 24 декабря 1933 года в армянской церкви в Нью-Йорке. Турян был убит на глазах у сотни прихожан. Когда он шел по проходу, группа мужчин преградила ему путь, ножи сверкнули, и он упал мертвым. Все прихожане - свидетели убийства Туряна во время следствия утверждали, что нападавших не видели, и отказывались давать показания. Нью-йоркский окружной прокурор, проводивший расследование убийства епископа говорил, что «детективы сталкиваются об стену молчания, что не очень хороший прогноз для раскрытия таинственного убийства. Либо эти армяне хотели бы урегулировать распри по-своему, внутренней кровавой разборкой; или они в сильном страхе за свою собственную безопасность, чтобы раскрыть то, что они знают». По некоторым сведениям, убийство Гевонда Туряна было осуществлено Гарегином Нжде, который свою причастность в этом преступлении отрицал. Согласно Нжде, убийство Гевонда Туряна (здесь фамилия жертвы приводится как Дурян - Прим. Р.С.) было организовано Рубеном Тер-Минасяном вместе с другими руководителями «Дашнакцутюн».
Поддержка террористических группировок, подстрекательство рядовых армян к мести за «геноцид», составление планов, совершаемых армянскими террористическими группировками преступлений, организация сбора пожертвований во имя «высокой цели» и за месть «невинно убиенных армян», фальсификация исторических событий, создание все новых мифов о «древности» и «многострадальности» армянского народа занимают особое место в деятельности армянских церквей.
Армянская церковь все время оказывала как материальную, так и моральную поддержку армянским террористическим организациям. Так, 21 ноября 1983 г. армянская церковь в Калифорнии во главе с католикосом Е.Табакяном провела «вечер Хампига». Вечер был посвящен террористу Хампигу Сасуняну, ливанскому армянину, который 28 января 1982 года убил турецкого консула в Лос-Анджелесе К.Арикана и был осужден за свое преступление. После убийства турецкого генерального консула в Лос-Анджелесе К.Арикана в 1982 году армянским террористом Х. Сасуняном, «Коммандос правосудия за геноцид армян» заявил, что «наша единственная цель - турецкие дипломаты и турецкие учреждения».
Отметим, что это не единственный случай оказания армянской церковью почести известным террористам. Так, армянские террористы Еганян, Даглеян, Крджлеян, Аджемян и Абрамян 27 июля 1983 года захватили здание турецкого посольства в Лиссабоне (Португалия). Данная террористическая группа, получившая название «Лиссабонская пятерка», входила в состав наиболее близкой к «Дашнакцутюн» террористической организации «Армянская революционная армия». При атаке полиции они взорвали себя, при этом погибла жена посла. В 1984 году армянские церкви при содействии «Дашнакцутюн» в течение января в нескольких штатах США провели поминальные дни по «Лиссабонской пятерке». В частности, поминальные дни были проведены 12 января в армянской церкви поблизости Вашингтона, 21 января в армянской церкви святых пророков в Гленью штата Иллинойс, в армянских церквях Святого Вартанянца в Род-Айленде 22 января и в Нью-Джерси 29 января и др.
В 1987 г. католикос армянской церкви в Эчмиадзине Вазген I посетил США и Канаду. Основным лейтмотивом выступлений католикоса во время его встреч с этническими армянами в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в Канаде был призыв к объединению всех армян во имя «Великой Армении». Он также призывал армян мира всеми средствами и методами добиться признания Организацией Объединенных Наций вслед за Европарламентом так называемого «геноцида армян», которое, по его мнению, станет «фундаментом торжества христианского движения и христианской справедливости». Спустя год при активной поддержке церкви официальные власти Армении депортировали более 250 тысяч азербайджанцев из территории нынешней Армении, и реализация давнишнего плана по необоснованным территориальным притязаниям этой республики против Азербайджана вступила в открытую фазу.
Кроме того, массовая церемония памяти, проводимая в 1994 году 26 декабря армянской церковью Святого Григория в Калифорнии, была приурочена к первой годовщине смерти известного международного террориста и одного из лидеров АСАЛА Монте Мельконяна, руководившего террористической группой в Нагорном Карабахе и ликвидированного Вооруженными силами Азербайджана. В церемонии приняли участие лидеры армянских политических партий, представители армянских церквей, армянские ученые и общественные деятели.
Отметим, что армянская церковь оказывала и продолжает оказывать террористическим организациям не только моральную поддержку. Она принимала самое активное участие в планировании и осуществлении зловещего плана депортации азербайджанцев со своей исторической родины - нынешней территории Армении. До начала и во время диверсионно-террористической войны в нагорно-карабахском регионе Азербайджана сами служители армянской церкви выступали в роли непосредственных исполнителей террористических актов. В качестве примера следует отметить, что настоятель Макараванского монастыря отец Степан, в миру Степан Давтян, в июне 1988 г. был задержан милицией в Баку с тремя бутылками зажигательной смеси с фитилем и самодельным финским ножом. Кроме того, помещения армянских церквей во многих населенных пунктах Азербайджана, заселенных этническими армянами, были превращены в оружейные склады. Так, например, в армянской церкви села Кылычбак Аскеранского района бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджана было обнаружено 6 минометов, 16 самодельных мин, 130 самодельных ручных гранат, 7 гранат серийного производства для гранатометов, 2 блока питания к радиостанции.
Армянские церкви, действующие на территории других государств, многократно призывали армянскую молодежь пополнить ряды бойцов, ведущих борьбу «за торжество исторической справедливости» в Нагорном Карабахе. Так, например, на встрече со 150 молодыми армянами, состоявшейся с 6 по 9 сентября 1993 года в двух армянских церквях Ливана, приняли участия архиепископ армянской ортодоксальной церкви в этой стране, руководители армянских партий, а также террористических организаций ПКК и АСАЛА. Во время встречи было особо отмечено, что «геноцид армян» в результате проводимой пропаганды в мире стал лучше восприниматься, армянское общество находится в подъеме, создано армянское государство, территория которого расширяется в результате боевых действий в Нагорно-карабахском регионе Азербайджана, и Армения обязательно будет мстить за «геноцид армян». Участники, констатировав факт получения Арменией моральной, финансовой и технической поддержки из-за рубежа в «освобождении исконно армянских земель», приняли решение пополнить ряды воюющих в Нагорном Карабахе армян. Также было принято решение продолжить осуществление террористических актов внутри Турции с участием боевиков ПКК с целью разрушения экономики страны и расчленения Турции с последующим созданием на части ее территории курдского государства и присоединением другой части к Армении. Было решено, что в войне против Азербайджана и в борьбе против Турции армянские и курдские террористические организации будут поддерживать друг друга и выступать с единой позиции.
В начале 2002 года в армянском религиозном центре, действующем в Бухаресте (Румыния), представители армянских организаций из различных стран мира провели собрание, где был принят план осуществления новых террористических актов против Азербайджана и Турции, который, по мнению участников, должен носить абсолютный характер для всех армянских организаций. В собрании также приняли участие представители «Дашнакцутюн», прибывшие из Армении и Франции. Во время этой встречи, на которой было принято решение помешать переговорным процессам по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в частности представитель «Дашнакцутюн» К.Аракелян заявил, что «жертвами армянского террора должны стать не арабы и другие мусульмане, а турки и азербайджанцы». Отметим, что участники мероприятия встречались также с послом Армении в Румынии Кареном Касияном. Этот факт показывает, что данное собрание было организовано с разрешения официального Еревана.
Таким образом, в деятельности армянских террористических организаций церковь принимает всестороннее активное участие и акты «возмездия» против гражданского населения не только Азербайджана, но и других государств армянскими террористическими организациями осуществляются с благословения своих религиозных лидеров.
2. Созданные армянами, живущими во многих странах мира, общественные объединения, фонды и движения являются ведущей силой и финансовым источником армянского терроризма. Первостепенной задачей этих организаций является расширение территории нынешней Армении до масштабов надуманной «Великой Армении» и оказание мировому сообществу давления для признания ими так называемого «армянского геноцида».
Так, например, армянские организации мира 3-6 сентября 1979 года в Париже провели свой первый конгресс, целью которого была разработка доктрины по «объединению армян мира вокруг одной идеи, под одним флагом и оценке политической ситуации для предъявления территориальных требований». Конгресс был организован при непосредственной поддержке живущих во Франции армян, вдохновленных ростом числа совершенного армянскими террористическими организациями насилия. Конгресс, в подготовке и проведении которого ведущую роль сыграла террористическая организация АСАЛА, принял, в частности, решение о создании международного «армянского фронта» и привлечении Армянской ССР и армян, живущих в других республиках СССР, к реализации этого решения.
Очередной конгресс армянских организаций мира, в подготовке и проведении которого активное участие принимали руководители «Дашнакцутюн», был проведен в 1983 году в Лозанне. С целью придания конгрессам армян мира демократического имиджа было решено подготовить «армянскую конституцию». В то же время Лозаннский конгресс привел к расколу в рядах АСАЛА и «Дашнакцутюн», результатом которого стало создание многочисленных армянских террористических группировок.
Третий международный конгресс армянских организаций, проведенный 7-13 июля 1985 года в Севре, принял «армянскую конституцию». Он был организован «Дашнакцутюн», и в его работе АСАЛА не принимала участие. Конгресс отдельным решением выразил благодарность Советскому Союзу «за усилие в сохранении армянской культуры в Советской Армении» и «за публикацию статьи, осуждающей «геноцид 1915 года», в «Правде» в апреле 1985 года». Данная акция показала, что официальные версии о враждебных отношениях «Дашнакцутюн» и СССР по идеологическим платформам не соответствуют действительности, и последние в течение длительного времени сотрудничали довольно успешно.
Как видно, ведущую роль в подготовке и проведении всех конгрессов играли армянские террористические организации. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что во время работы подобных конгрессов, вопреки стараниям участников придать этим мероприятиям демократический имидж, обсуждались и принимались зловещие планы действия армянских террористических организаций.
Как отмечает Т.Полоскова, «мировой опыт свидетельствует о том, что большинство диаспор в мире активно реализовывает свой корпоративный интерес в странах проживания, не уповая на бескорыстие государства - «материка». Все мировые диаспоры, создавшие действенную систему лоббирования, в том числе на уровне международных организаций, строят свою деятельность не только на сугубо материальных мотивах, но еще и на патриотизме, чувстве ответственности за судьбу своего народа, пусть разбросанного, но не утратившего духовной цельности». Как нам представляется, патриотизм армянской диаспоры, разбросанной по всему миру и создавшей в действительности эффективную систему лоббирования, основан на реализации идеи о создании «Великой Армении» и признании так называемого «геноцида армян». Армянская диаспора считает, что для реализации своих планов наилучшим и эффективным средством по-прежнему является террор. Так, например, Союз армян России, созданный в 1988 году в Москве, имеет тесные связи с АСАЛА, обеспечивает ее членов фальшивыми документами для беспрепятственного передвижения по территории бывшего СССР, активно участвует в вопросах обеспечения поставок оружия и наемников в Нагорный Карабах.
Сегодня Армения, получившая независимость после распада СССР, служит тем самым «ядром», вокруг которого интегрированы устремления многочисленных армянских диаспоральных движений и террористических организаций. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание Шарля Азнавура, адресованное этническим армянам мира, о том, что «если ты - армянин, то помогай Армении». Ныне сама Армения, получая огромные финансовые поддержки как непосредственно от армянских фондов и объединений, так и через систему лоббирования, выступает в роли спонсора армянских террористических организаций, планируя и координируя их деятельность.
3. Армянские террористические группировки обладают способностью маневрировать в зависимости от политической и идеологической ситуации и для достижения своих целей быстро адаптироваться к ней, одновременно сотрудничая зачастую с враждебно настроенными между собой режимами. Армянские террористические организации с момента становления получали поддержку от царской России, Великобритании, Франции, они установили связи с СССР и сотрудничали с гитлеровской Германией. Сегодня им удается сотрудничать с самыми радикальными режимами Ближнего Востока, в то же время иметь устойчивую последовательную поддержку со стороны политических кругов развитых стран.
Как было отмечено выше, армянские террористические организации были сформированы и получили свое дальнейшее развитие в обстановке сильной геополитической конкуренции царской России, Великобритании и Франции за территории Османского государства, которые оказывали этим организациям материально-техническую и финансовую поддержку. Завершение первой мировой войны, образование СССР и Турецкой Республики привели к изменению международной обстановки в целом и расклада сил в регионе в частности. К тому времени отделения «Дашнакцутюн», являющейся самой мощной и влиятельной армянской организацией, были рассеяны по всему миру. По официальной версии она придерживалась противоположной по отношению к СССР идеологии и считала оплот социализма своим врагом. В то же время, как нами будет показано ниже, представители «Дашнакцутюн» принимали самое активное участие в формировании курдских террористических организаций и обучении боевиков методам ведения диверсионно-террористической войны, регулярно информировали Москву о своей деятельности и получали от нее соответствующие инструкции. Кроме того, Москва, на наш взгляд, никак не могла прекратить связи с «Дашнакцутюн», поскольку у нее на счет территорий Ближнего Востока были свои планы, и «Дашнакцутюн» еще с конца XIX века на этих территориях создал свои многочисленные базы и разветвленную сеть. Опыт «Дашнакцутюн», приобретенный за этот период, позволял Москве в рамках идеологической борьбы с успехом провести в регионе те или иные террористические акции. Отметим, что в верхних эшелонах советской власти работали этнические армяне, имеющие отличные связи с руководством «Дашнакцутюн». Эти обстоятельства, в частности, в определенной степени позволили Москве в период установления и ликвидации Закавказской Федерации, создания Азербайджанской ССР и Армянской ССР в составе СССР под предлогом уточнения границ передать азербайджанские земли в состав Армянской ССР и теми или иными способами принудить коренное азербайджанское население покинуть родные края.
Отметим, что в период второй мировой войны армянские террористические организации довольно успешно сотрудничали с фашистским режимом в Германии. В нацистской Германии был образован «Армянский национальный совет». Члены совета Дро (Драстамат Канаян), Гарегин Нжде и другие деятели «Дашнакцутюн» вели активную работу среди армян по созданию «армянского легиона», и по различным оценкам воевать за «Великую Армению» в составе гитлеровской армии откликнулись более 30000 армян. Ими был организован выпуск еженедельников «Hayastan» (Армения) и «Hayrenik» (Родина) на армянском языке. В составе «армянского легиона» и в подчинении его командира, генерала Дро, на Северном Кавказе действовало несколько «абверкоманд», то есть разведывательно-диверсионных подразделений из числа армян. На оккупированной территории они формировали местные армянские подразделения на службе «тысячелетнего рейха» и проводили «контрразведывательную работу».
После второй мировой войны взаимоотношения СССР с зарубежными армянскими организациями, в том числе с «Дашнакцутюн», были восстановлены. По данным генерала армии и бывшего первого заместителя Председателя КГБ СССР Ф.Бобкова, «дашнаки упорно возбуждали у армян ненависть к турецкому народу, всячески подогревая националистические настроения», и «в 1946 году Советский Союз оказался на грани конфликта с Турцией». «Немедленно поползли слухи и разговоры об изъятии у Турции земель...и присоединении их к Советской Армении. Дашнаки, подталкивая к этому решению Советский Союз, определенно хотели столкнуть его с вчерашними союзниками - а то, что США и Великобритания непременно вмешаются в конфликт, сомнения не вызывало».
Как известно, к концу второй мировой войны Главное Управление контрразведки «Смерш» МГБ Советского Союза проводило карательные операции в освобожденных территориях и арестовывало сотрудничавших с гитлеровской Германией политических деятелей, тогда же были арестованы многие члены «Дашнакцутюн», в том числе Гарегин Нжде. В этот период руководство СССР предпринимало конкретные шаги по установлению сотрудничества с зарубежными армянами с целью дальнейшего использования их в осуществлении экспансионистской политики против Турции. Для использования возможностей Нжде, как ярого националиста и влиятельной личности среди зарубежных армян, с целью мобилизации усилий последних в борьбе против Турции руководство СССР дважды (в 1946 и 1952 гг.) его, будучи осужденного, этапировало в Армению. В частности, в 1947 г. Нжде предложил руководству СССР создать зарубежную общеармянскую военно-политическую организацию «Армянская ирредента», целью которой было отторжение части территории Турции, и ее присоединение к Армянской ССР. Предложение Нжде, в котором подробно была обоснована историческая необходимость создания подобной организации, ее структура и методы деятельности, серьезно заинтересовало советских руководителей, и оно несколько лет рассматривалось в различных инстанциях.
Отметим, что Гарегин Нжде командовал карательными операциями против азербайджанцев с конца 1918 г. в Нахчыване, а с августа 1919 г. по июль 1921 г. в Зангезуре. В частности, армянскими вооруженными отрядами под его руководством за этот период в Зангезуре были разорены 200 азербайджанских селений и убиты 15000 азербайджанцев. Нжде был идеологом и непосредственным организатором создания движения «Цегакрон», отделения которого в 30-е годы действовали в США (Бостон, Детройт, Чикаго и др.), Болгарии (София, Пловдив, Варна, Бургас и др.), Греции, Франции и Румынии. Движение «Цегакрон», став прототипом итальянского фашизма и немецкого нацизма, также являясь чисто армянским проявлением крайнего национализма и «кузницей мстителей» за т.н. «геноцид армян», зиждилось на первозданности «армянского рода, как Бога» и проповедовало культ силы. Нжде утверждал, что «он (армянский род - Прим. Р.С.) свидетель веков, вечный армянин, соучастник Бога». Преступления Нжде были направлены не только против турков и азербайджанцев, они были направлены и против тех армян, которые имели свои взгляды на события. Так, по свидетельству очевидцев самих армян, в течение декабря 1920 г. и января 1921 г. в Татевском ущелье в Зангезуре под руководством Нжде «были уничтожены путем расстрела и сбрасывания со скалы в ложбину живьем более 400 красноармейцев-русских, коммунистов и революционно настроенных крестьян и рабочих армян». Как видно, в своей внешнеполитической экспансионистской политике против Турции, как и раньше, СССР планировал использовать армянских террористов, при этом их идеологические взгляды и преступное прошлое, направленное даже против самого СССР, не имели никакого значения.
Благодаря сотрудничеству СССР с «Дашнакцутюн», политика этнической чистки и депортации Армении против азербайджанцев продолжалась в последующий период, и она проводилась официальной Москвой. Так, Совет Министров СССР под предлогом «расселения зарубежных армян, прибывающих в Армянскую ССР», принял Постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» № 4083 от 23 декабря 1947 г. и «О мероприятиях по переселению колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР» № 754 от 10 марта 1948 г., на основании которых около 150 тысяч азербайджанцев были депортированы из своей исторической родины.
По данным генерала Ф.Бобкова, дашнаки, понимая, что присоединить турецкие земли к Армянской ССР не удастся, «замышляли осуществить идею создания «Великой Армении» (кавычки поставлены мною - Прим. Р.С.) путем собирания земель на территории Советского Союза. Это совпало и с заметным ростом армянского населения в Армянской ССР за счет реэмиграции соотечественников из западных стран». Ф.Бобков далее пишет, что «в потоке репатриантов стал преобладать торговый люд со своими представлениями о нравственности и морали. С их появлением в республике усилилось влияние мелкобуржуазной партии «Дашнакцутюн», которая продолжала подрывную деятельность, опираясь, главным образом, на националистически настроенные экстремистские круги, всеми способами отстаивавшие свои идеи, не останавливаясь даже перед терроризмом».
В 50-60-х годах Советское руководство продолжало использовать армянский фактор на Ближнем Востоке против Турции. Как отмечает Дж.Гасанлы, «в августе 1957 года советское руководство разрешило лидеру партии «Рамкавар Азатакан» П.Товмасяну тайно, по подложным документам приехать в СССР. В Ереване П.Товмасян встретился со всеми руководящими лицами республики, в том числе с первым секретарем Компартии Суреном Товмасяном, а в Москве с заместителем начальника ближневосточного отдела МИД СССР Д.Солодом. Руководители Компартии Армении в письмах в Москву настойчиво предлагали увеличить число сотрудников советских посольств армянской национальности для развития сотрудничества с зарубежными армянами в пользу Советского Союза. В свою очередь, П.Товмасян на переговорах в Москве предлагал тайное сотрудничество с СССР взамен передачи НКАО в состав Армении».
Отметим, что СССР имел устойчивые отношения не только с «Дашнакцутюн», он оказывал поддержку также и террористической организации АСАЛА, имеющей со времени создания партнерские отношения с ООП. Известно, что армянские террористические организации, в том числе АСАЛА, имеют устойчивые контакты и активно сотрудничают также с другими палестинскими террористическими организациями - НФОП, НФОП-ГК, организацией Абу-Нидаля и др., а также курдскими террористическими организациями, в том числе ПКК.
Как будет показано далее, Советский Союз оказывал как финансовую, так и материально-техническую поддержку ООП и другим палестинским террористическим организациям. В то же время армянские террористические организации координировали свою деятельность с палестинскими террористами и выступали в роли исполнителей многих террористических актов, планируемых ближневосточными террористическими организациями. СССР оказывал прямую поддержку также армянским террористическим организациям, в том числе АСАЛА. Эта поддержка была обусловлена, в частности тем обстоятельством, что СССР имел общие границы с Турцией и рассматривал ее, как члена НАТО, как главную угрозу своей безопасности, а деятельность АСАЛА и других армянских террористических организаций была направлена против Турции.
Обращает на себя внимание тот факт, что три взрыва в Москве, осуществленных 8 января 1977 года, были единственным проявлением армянских террористических организаций на территории России за всю историю СССР. В этот день группа армянских террористов из трех человек - Затикян, Степанян и Багдасарян - совершила взрывы на станции метро «Первомайская», в торговом зале магазина в Бауманском районе и на улице 25 октября, в результате которых погибло 29 человек. Та же группа террористов планировала осуществить серию взрывов в Москве 7 ноября, в день 60-й годовщины Октябрьской революции. В 1979 году всех трех террористов казнили по приговору Верховного Суда.
Ряд исследователей полагает, что террористы были боевиками АСАЛА, а другие утверждают, что они принадлежали «Дашнакцутюн». На наш взгляд, террористы могли выступать от имени обеих террористических организаций, поскольку до начала 80-х годов «Дашнакцутюн» и АСАЛА имели тесные связи, и их деятельность осуществлялась скоординированно.
Интересен факт сроков проведения суда над исполнителями московских взрывов, скоротечное вынесение приговора и его скоропалительное приведение в исполнение. В связи с этим политолог Нурани сообщает, что «сотрудники КГБ, участвовавшие в расследовании, после долгого молчания объяснили причину. Расследование взрывов в Москве, по их словам, вывело на весьма разветвленную и многочисленную сеть АСАЛА, проникшую даже во властные структуры Армянской ССР. Результатом расследования, таким образом, мог стать судебный процесс, где на скамье подсудимых оказалось бы слишком много людей одной и той же национальности. И дабы не провоцировать политических проблем, чекисты решили ограничиться арестом непосредственных исполнителей терактов в Москве, но не трогать сети». Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что «армянское руководство сделало все, чтобы скрыть от населения республики это кровавое преступление. По указанию первого секретаря ЦК компартии Армении Демирчяна ни одна газета, выходившая на армянском языке, не опубликовала сообщения о террористическом акте. Документальный фильм о процессе над Затикяном и его сообщниками, снятый во время заседаний Верховного Суда, запретили показывать даже партийному активу Армении, его демонстрировали лишь в узком кругу высшего руководства».
Согласно исследованию Нурани, «многие московские сотрудники КГБ считали, что агентом АСАЛА, по сути дела, являлся тогдашний председатель КГБ Армянской ССР Юзбашьян. АСАЛА под «прикрытием» КГБ вывозила золото и валютные ценности через КПП ереванского аэропорта, имевшего статус международного, проводила своих активистов с выправленными в КГБ документами. Нередко даже боевики АСАЛА представлялись сотрудниками КГБ». Нурани, обращая внимание на тот факт, что армянские террористические организации всегда отвечали на арест или уничтожение своих боевиков в разных странах новыми террористическими актами, задается вопросом: почему на арест и смертную казнь исполнителей московских взрывов они не отреагировали? Политолог, на наш взгляд, не без оснований полагает, что «после ареста Затикяна между АСАЛА и КГБ был заключен этакий «договор о ненападении». «Сдав» устроителей взрывов в Москве, АСАЛА сохраняла в неприкосновенности всю сеть, брала на себя обязательство «вести себя хорошо» и не устраивать терактов против СССР, а еще и «выполнять отдельные поручения» КГБ».
На наш взгляд, разветвленная и многочисленная сеть армянских террористических организаций в Армянской ССР, скоординированные действия руководства этой республики и террористических организаций, а также поддержка московских чиновников руководству Армении позволили совместно с боевиками террористических организаций в 1988 году в кратчайшие сроки депортировать этнических азербайджанцев из своей исторической родины и предъявить необоснованные территориальные требования к Азербайджану.
Таким образом, можно утверждать, что армянский терроризм возник как средство реализации геополитических устремлений многих государств, - в первую очередь, России, Франции, Англии и США на Ближнем Востоке и стал логическим результатом многочисленных усилий этих держав, направленных на ослабление и свержение Османского государства. Он формировался на рубеже XIX-XX веков как особый вид терроризма, характеризующийся безграничной жестокостью и сопровождающийся этническими чистками, массовыми погромами и большим числом человеческих жертв, основой которого стали идеи об исторической несправедливости по отношению к своему народу, многострадальности, этнической несовместимости с другими национальными группами, национальной исключительности и превосходства. Этот вид терроризма, получивший широкое распространение в современной практике террористической деятельности, обладает исключительной разрушительной силой, способной нагнетать социальную напряженность в обществе, разжигать национальную вражду и приводить к разрушению государства. По существу армянский терроризм на рубеже XIX-XX веков имел и сегодня продолжает иметь этно-национальный характер, являющийся базовым элементом агрессивного сепаратизма.
1905.az