«ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ» Часть 3. Женские гормоны армянской безнаказанности

24.11.2014 19:58

Период истории Византии конца XI - пер. пол. XII в. характерен наивысшим расцветом культуры. Во многом это было связано с возрождением традиций античности и внедрением светских идей в общественную жизнь. В числе литературных и исторических памятников указанной эпохи особое место занимает «Алексиада» - труд византийской принцессы Анны Комниной, дочери императора Алексея I из династии Комнинов.

 

Необходимо отметить, что данные, приводимые в «Алексиаде», имеют немаловажное значение для понимания и восстановления истории народов, так или иначе соприкасавшихся с Византийской империей. О самой принцессе Анне мы узнаем главным образом из ее слов, которые в большей степени изложены как горестный плач о злосчастной судьбе.

 

В начале декабря 1083г. (Анна Комнина, «Алексиада», стр.5. , далее - Алексиада) у императора Алексея I родилась дочь Анна, впоследствии ставшая знаменитым историографом. Еще в младенчестве девочка была обручена со своим дальним родственником - сыном императора Михаила VII и Марии Аланской - Константином Дукой, который был усыновлен Алексеем и готовился в будущем  занять престол. Но как только у Комниных родился сын Иоанн, Константин был лишен знаков императорского достоинства и вскоре умер. Через несколько лет Анна вышла замуж за Никифора Вриенния, безуспешно пытавшегося занять престол после смерти Алексея (Алексиада, 14).

 

После провала попытки переворота с целью возведения на трон Никифора Вриенния Анна с матерью и сестрой была сослана в Константинопольский монастырь Благодатной богородицы (Алексиада, 16-17), где и скончалась между 1153 - 1155гг.. С 1136г. она продолжала незаконченное произведение мужа, в результате чего появилась  «Алексиада» (Алексиада, 18-19).

 

Как уже упоминалось выше «Алексиада» предоставляет исследователю крайне важные и независимые данные для восстановления истории отношений между ромеями и остальными народами. Интерес представляют события 1105г. - начало путешествия одного из предводителей и вдохновителей Крестового похода Боэмунда Тарентского.  Характеристики, даваемые Анной, обычно точны, даже если герои ее повествования сыграли нелицеприятную роль в период  правления ее отца.

 

В частности, Анна вкрапливает эпизод, в котором срывает ореол героизма с армянина Аспиета, одного из наместников ее отца. Объективности ради отметим, что она отмечает, что это был «храбрый щитоносец Арея» (Алексиада,  322). А далее, по ходу повествования, становится ясным, что  молва о герое данного пассажа не имеет ничего общего с исторической реальностью.

 

В сентябре 1105г. Боэмунд отправился в Европу собирать дополнительные войска для продолжения крестового похода, оставив своим заместителем в Малой Азии  племянника Танкреда. «Повсюду распространялась весть о предстоявшей переправе  Боэмунда», - пишет Анна Комнина (Алексиада, 321).   Император принял спешные меры для отражения возможной  атаки норманнов. В зоны потенциального риска были посланы военачальники, в том числе во «все подвластные Монастре города и области» - Аспиет. «Этот муж происходил из знатного армянского рода и, как утверждала тогда молва, был знаменит своим мужеством; правда, события не подтвердили его репутации, по крайней мере, как полководца» (Алексиада, 322). 

 

Что касается личности Аспиета, то нам известно, что он принимал участие в борьбе еще с отцом Боэмунда Робертом Гвискаром и во время одного из сражений был тяжело ранен.  Согласно исследованиям (к сожалению, я не имел возможности с ними ознакомиться - З.М.), Аспиет - то же лицо, что и Осхин в армянских источниках, Ursinus - в латинских (Алексиада, 498).  Имя Аспиет в дальнейшем носили многие другие византийцы. Возможно, что упомянутый в «Алексиаде» Аспиет был основателем этого рода (там же).  

 

Норманны ясно давали знать, что не собираются останавливаться на землях к востоку от Адриатики, которые им не принадлежали, и их предстояло отвоевать. Танкред «усиленно распространял слухи, что вскоре прибудет в Киликию, дабы осадить ее и освободить из-под власти императора, поскольку эта страна не принадлежит ему и его оружием отвоевана у турок» (Алексиада,  322). Помимо слухов Танкред рассылал письма, «содержавшие еще более страшные угрозы» (там же). Далее автор подчеркивает, что и Аспиет получал подобные письма, причем акцентируется, что угрозы сопровождались набегами и регулярными военными учениями, в которых принимали участие отряды из «армян и кельтов (т.е. норманнов)» (там же).  

 

Анна сообщает о том, что норманны открыто строили осадные машины, готовясь к штурму города, негодуя по поводу того, что  «... в это время армянин Аспиет пребывал в беспечности и устраивал у себя по ночам неумеренные попойки, будто ему некого было бояться, будто ему никто не угрожал и будто над ним не нависла никакая опасность» (там же). Далее она подмечает, что лишившись контроля со стороны императора и почувствовав себя безнаказанным, «он предался всякого рода наслаждениям» (там же). Автор пишет, что «таким образом,  этот армянин превратился в женоподобного и распущенного человека и , когда настало время осады, проявил свое бессилие  перед лицом неутомимого воина Танкреда» (там же), тем самым предав  поруганию Киликию.

 

Анна пытается оправдать доверие, оказанное ее отцом Аспиету, ссылаясь на тот факт, что он происходил из рода Аршакидов(Алексиада, 323), говоря о том, что Алексей Комнин «был введен в заблуждение знатностью рода Аспиета (хотя трудно предположить, чтобы потомки династии Аршакидов - ираноязычных по происхождению - могли существовать в XII в)... поэтому император и назначил его стратопедархом ( командующим военными силами провинции - З.М.) всего Востока...»  (там же).

 

Анна ничего не сообщает о мерах, принятых против преступной халатности Аспиета. Скорее всего, император Алексей I был слишком занят войнами с болгарами и печенегами., чтобы отвлекаться на какого-то  стратопедарха.

 

Возвращаясь к характеристике «Алексиады», отмечу, что по справедливому замечанию Я.Н. Любарского, Анна Комнина создавала жизненные, психологические  портреты своих героев, тем самым предвосхитив своим произведением литературу и исторические источники нового времени (Алексиада, 695-696). 

 

 

Литература:
Анна Комнина , Алексиада. Из-во «Алетейя», СпБ. 1996



Заур Мехдиев

 

Библиотека

Указ от 11 марта 1836 года Его Императорского Величества Правительствующему Сенату об утверждении Положения «О управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России»

Подробнее

Социальные сети