27.12.2014 15:29
«Ужасно, когда распутные люди говорят о нравственности», - публично бросил в адрес Заруи Постанджян ее коллега по депутатскому корпусу Национального собрания Армении Ваграм Багдасарян в прошлом году. Тогда дива армянской оппозиции отличилась тем, что назвала мошенником генерального прокурора Армении. Однако она сама не далее как вчера проявила собственное мошенничество, т.е. умение хитрить, лукавить в корыстных целях и посягать на чужое имущество путем обмана. Сия любительница ловить рыбу в мутной воде решила посягнуть на природный объект Турции путем обмана Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Бравурная мадам партии «Наследие» предложила официально обратиться в ЮНЕСКО по вопросу регистрации горы Арарат в качестве армянского нематериального культурного наследия. Ее умопомрачительный довод сводится к следующему: мол, «вокруг горы Арарат сформировалась армянская цивилизация, и ее влияние на менталитет армян исключительное». Это тот случай, когда словоблудие сродни плутовству и духовному распутству, которыми изрядно грешат квасные патриоты вроде Заруи Постанджян. В погоне за дешевым популизмом она, видимо, решила сыграть на недавнем поражении Армении в битве за лаваш и, не вникая в исторические факты, принялась втягивать свою страну в очередную шаткую конструкцию, заведомо обреченную на провал.
Арарат по-прежнему и навсегда остается самой высокой точкой Агрыдагского хребта Турции, а не Армении. Несомненно, никакие усилия армянского лобби не сумеют пробить в международной правовой системе такую лакуну, которая позволила бы принять столь идиотское решение.
А теперь, уважаемый читатель, ВНИМАНИЕ! Армяне веками скармливают всему миру байку о своем библейском Арарате, к которому якобы причалил Ноев ковчег по окончании Всемирного потопа. На самом же деле, согласно библейской версии, Ной, или Нух, причалил к горе ДЖУДИ (2098 м.), которая расположена в Шырнакской области на юго-восточных рубежах современной Турции с Сирией. Таким образом, настоящий библейский Арарат и Араратская область находились на стыке границы Верхней Месопотамии с горной цепью Тавр, в древней исторической области Кордук, или Кордуэна, южнее и юго-западнее озера Ван. Об этом свидетельствует автор «Истории армян» живший в IV в. Фавстос Бузандаци (Фауст Византийский), который отметил место горы Масис не в Гаваре Арарат, а в области Апа(h)уник. К этому добавим, что «отец армянской историографии» Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) тоже называл сегодняшний Арарат (современный Агры-даг) Масисом и никогда не отождествлял эту гору с библейским Араратом.
Дело в том, что Ной жил в Месопотамии, в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Поскольку потоп произошел именно в этой местности, то вероятнее всего Ной причалил именно к наивысшей в Месопотамии горе - Джуди. В Книге Бытия указано, что «в седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на ГОРАХ Араратских». Следовательно, речь идет не об одной горе, а о совокупности гор. Здесь подразумевается Араратский горный хребет, который начинается на юге Ванского озера и заканчивается как раз у горы Джуди. По мнению ученых, имелись в виду горы, расположенные на северной стороне Месопотамии, в Ассирии. Урарту - так называли ассирийцы своего северного соседа и постоянного противника. Видимо, это название в ассирийский период прилагалось ко всему обширному нагорью вокруг озера Ван, которое позже, с арменизацией Урарту, получило название Армянское нагорье.
Именно с южными отрогами этих гор и был связан в ассирийский период старый месопотамский миф о потопе, который был включен в Ветхий Завет. Не случайно в свитках Мертвого моря, обнаруженных в пещерах Иудейской пустыни, гора, у которой причалил Ноев ковчег, названа Урарат. А американский арменист профессор Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту. В Библейской энциклопедии Брокгауза указано: «Следует учитывать, что название Арарат горной вершине на северо-востоке современной Турции дали европейцы. Ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к ней».
Здесь речь идет о турецкой горе Агрыдаг, которую древние летописцы, в том числе переводчики Библии на древнеармянский язык, называли Масис, но НЕ Арарат, и не связывали ее с библейскими преданиями. Она расположена в турецком Ыгдыре по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 км от границы с Ираном и в 32 км от границы с Республикой Армения.
Согласно Православной энциклопедии, изданной в 2001 г., «лишь начиная с XI-XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег. В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат». Начиная уже с XIII в., следуя велению Ватикана, европейцы Бенджамин Тудела, Виллиям Рубрук, Марко Поло, а позже в 1647-м г. Адам Олеарий и в 1722-м г. Перр Даниел Гуэт указывали место Ноева ковчега на месте современного Арарата.
Фундаментальное исследование по этому вопросу провел советский и российский историк-востоковед, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР и РАН, крупный специалист по средневековой истории стран Кавказа и Закавказья Анато́лий Петро́вич Новосельцев. Труд ученого «О местонахождении библейской горы Арарат» ("Восточная Европа в древности и средневековье",М., Наука, 1978) не оставляет сомнения в том, что Масис-Арарат не имеет никакого отношения к библейской горе. Он особо подчеркивал: «Ученые специалисты хорошо знают, что упомянутая гора и горы, о которых могла речь идти в Библии - вещи разные<...> Еще в I в. н. э. известный иудейский историк Иосиф Флавий, комментируя соответствующее место из Библии, отмечал, что горы Араратские - это Кордиенские горы, т. е. горный хребет, непосредственно примыкающий с севера к Месопотамской равнине. Следовательно, и тогда никто из толкователей Библии не пытался искать Араратские горы в далеких отрогах Малого Кавказа <...> Когда армянские переводчики старшей школы в V в. н. э. стали переводить Библию на древнеармянский язык, они, несомненно, столкнулись с вопросом, что же это за горы Арарат (в Септуагинте, с текста которой переводилась древнеармянская Библия, стоит именно эта форма). Если бы в их времена место, где пристал ковчег к суше, связывалось с Масисом, армянские переводчики вместо Араратских гор поставили бы именно Масис. Но они этого не сделали и оставили термин оригинала - Араратские горы. Итак, в то время в Армении Масис с библейскими Араратскими горами не связывали, что, впрочем, характерно и для комментаторов Библии тогда в целом».
Читателям наверняка интересны научные доводы о топонимах Масис и Агры-даг. А.Новосельцев подчеркивает, что античные авторы не упоминали о горе Арарат, а в древнеармянских источниках эта гора именуется Масис или "мегс Масис" - "большой Масис". Название это, однако, не армянское, а, по-видимому, иранское и само по себе означает "великий, большой", в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски "масист" - "самый большой". А тюркское название Агры-даг было известно уже в позднее средневековье.
На пафосную банальность Заруи Постанджян об «армянской цивилизации», якобы сформировавшейся вокруг горы Арарат и дающей право признать ее нематериальным культурным наследием, уместно ответить аргументированными научными тезисами крупного ученого: «Даже во времена Геродота территория древнего Урарту полностью арменизирована не была, тем более это относимо к району Масиса и территории современной Армянской ССР. <...> Еще в раннее средневековье гора Масис была, по сути дела, рубежом между областями с преобладанием армянского населения и районами, где, очевидно, основным населением тогда были мидийцы, именуемые в армянских источниках маарами»
Далее профессор повествует о завоевании царем Большой Армении Арташесом области Малой Мидии Васпуракан, расположенной на северо-восток от озера Ван до Аракса, включая и район Масиса. «После присоединения к Армении, а может быть и раньше, началась активная арменизация этой области, которая коснулась сохранявшегося тут алародийского населения, поскольку какая-то часть старого населения была, очевидно, иранизирована. Это мидийское население, судя по данным армянских источников, сохранилось здесь и в раннее средневековье. С арменизацией же соседней Айраратской долины и более восточных районов гора Масис оказалась на территории этнической Армении».
Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской и Персидской империями, и склоны Большого и Малого Арарата контролировались Персией. По условиям Московского договора 1921 г. и турецко-персидского соглашения 1932 г. Большой Арарат и часть восточного склона Малого Арарата были переданы Турции. Как видим, к Армении эта гора не имела никакого отношения.
Парадоксально, но факт. Подавляющее большинство образованной общественности думает, что Арарат находится в Армении. А как им думать, если по логике нормального порядочного человека символом нации и страны может быть только то, что по праву принадлежит этой стране и народу. Армения - единственная страна в мире, которая поставила на свой герб гору другой страны и превратила ее в собственный символ.
Причина ясна - весь христианский мир априори уважает страну и народ, которым принадлежит библейская гора. Вот они и используют Арарат как королевский бренд для поддержания надуманного имиджа сакральной нации. А ведь король-то голый! Налицо еще один армянский подлог! Настоящую сакральную гору Ноя - Джуди - подменили, переместили, обокрали, переименовали, раздели и натянули ее убранство на гору Масис.. Но это не самое страшное. Страшно то, что злодейскую гору назвали сакральной и убедили в этом весь мир. Вот она - научная Правда! Читайте: «В армянском народном эпосе гора Масис считалась обителью вишапов - мифических существ армянского языческого культа, и Мовсес Хоренаци писал о вишапах, которые владеют Масисом».
Действительно, ужасно, когда распутство рядится в тогу нравственности, а чудовища - в тогу святости. Масис - обитель драконов-вишапов, поглощающих солнце, несущих людям горе, тьму, страх, - возведен на мировой пьедестал библейской горы Арарат. Досадно! Неужели всегда «правда остается правдой, а ложь становится историей»?
Шелале Гасанова
haqqin.az