09.05.2016 15:44
Византийскую империю настигла катастрофа после поражения при Манцикерте 19 августа 1071г. Предательство армянского полководца Андраника Дуки вынудило императора Романа IV Диогена бежать. Тем временем в столице произошел переворот и разгорелась гражданская война.
В контексте последующих событий в историю Византии вошли нелицеприятные деяния другого армянина по имени Филарет Врахамий, в армянских источниках известного как Филарет Варажнуни.
Биография Варажнуни, православного армянина-халкидонита – до манцикертского периода малоизвестна. Сиро-армянский источник – Матфей Эдесский – сообщает, что в юности Филарет Варажнуни воспитывался в армянском монастыре Хисн-Мансура у своего дяди(2, 86). Первое упоминание о нем относится к 1069 году – ко времени второй кампании Романа IV против сельджуков, когда император оставил «в качестве заслона против сельджуков часть войск во главе с доместиком ( прим. – полководцем) Филаретом» (2, 87).
Для правления Романа IV характерным было выдвижение на высочайшие армейские посты представителей провинциальной аристократии в противовес дворцовой оппозиции, что и обусловило быструю карьеру Варажнуни. Между 1067 и 1069 гг. Варажнуни получил пост доместика схол Востока (высший военно-административный пост в византийской администрации). Но как показали дальнейшие события, особенным талантом полководца и политика он не отличался.
В роковом для империи сражении при Манцикерте он, по-видимому, не участвовал. Крупнейший русский исследователь истории Византии Ф. И. Успенский полагает, что к 1071г. Варажнуни уже потерял доверие императора (3, 93). Об его участии в гражданской войне 1071 – 1072гг. источники так же хранят молчание.
Следует отметить, что вопреки устоявшемуся мнению, свергнутого Романа IV поддержали не так много армян, и они исчезли вместе с опальным императором.
К тому времени на восточных границах империи сложилась крайне сложная ситуация: Сельджуки прорвали оборонительную линию в Закавказье и вторглись в Малую Азию. Но территории вдоль сирийской и месопотамской границ пострадали не так сильно. Учитывая отсутствие связи со ставкой в Константинополе, войска продолжали подчиняться Варажнуни как единственному полководцу, оставшемуся на данной территории. К тому же он не признал власти узурпировавшего трон Михаила VII Дуки.
С этого момента некоторые армянские исследователи, стремясь создать впечатление о преемственности армянских государственных традиций, говорят об образовании государства Варажнуни, имея в виду владения, которые мятежному доместику удалось оторвать от империи. Но вести речь о «государстве» не совсем верно, поскольку официально Варажнуни никогда не отделялся от Византии (4, 443), хотя в течение 15 лет проводил отчасти самостоятельную политику.
Центром управляемой им территории Филарет избрал киликийский город Мараш , в котором находилась мощная цитадель(2,88).
В условиях безраздельного господства Сельджуков в Малой Азии Филарет единственный обладал реальной силой и был способен сохранить остатки византийских владений на востоке, опираясь на значительные военные силы и крепости Киликии. Отметим, что основу вооруженных сил, подчинявшихся Варажнуни, составлял 8-тысячный контингент франкских наемников, дислоцированный в Месопотамии. Армия также пополнялась за счет беженцев из малоазиатских провинций, подвергнувшихся сельджукскому завоеванию (2, 88).
Учитывая то, что Варажнуни не объявлял о своем отделении от Византии, империя не шла на открытую конфронтацию с ним. Варажнуни также предпочитал предпринимать шаги от имени империи, особенно на местах, где все еще продолжала действовать имперская администрация.
Между тем характер его подлых намерений был очевиден для правительства в Константинополе. Так, согласно мемуарам византийской принцессы Анны Комниной, Варажнуни «замыслил мятеж и захватил власть над Антиохией» (1, VI, 9, 90).
Но вскоре Филарет все же сдался перед силами империи и признал, пусть и номинально, сюзеренитет императора Никифора III Вотаниата (2,89). Сиро-армянский источник Матфей Эдесский сообщает: «Это было то время, когда началось тираническое господство вождя безбожного и подлого по имени Филарет... Во время катастрофы Диогена ( прим. – Романа IV) он предался своим узурпациям... Он захватил большое количество провинций и убил безжалостно множество людей» (там же).
Другой источник, Михаил Сириец, приводит легенду о том, что Филарет Варажнуни после 1071г. сначала атаманствовал среди шайки разбойников. Затем он распространил свою власть на Киликию, уже утраченную Византией, которая была охвачена анархией.
Правя в Мараше, Варажнуни продемонстрировал полное отсутствие добропорядочности. В 1073г. он намеревался захватить наследственные владения своего единоплеменника князя Сасуна Торника. Но в сражении в районе Хандзита был разбит и бежал, бросив на поле боя своих наемников. Ничтоже сумняшеся, он обратился за помощью к злейшим врагам своего сюзерена – Сельджукам, руками которых и «устранил» Торника. Ситуацию с гибелью князя он использовал для установления отношений с эмиратом Мерванидов Диярбекира, послав эмиру Низам ад дауле голову князя Сасуна Торника в качестве дипломатического дара (2,91).
Для укрепления своей власти Филарет, сам ортодокс по вероисповеданию, способствовал созданию армянского антикаталикосата и перемещению престола патриаршего престола из Тавплура в подконтрольный ему Мараш. Как заметил Н. Адонц, «Перемещение патриаршего престола из одного места в другое... совпадает с последовательным переходом политического первенства от одного князя к другому — от армянских князей царского происхождения к Филарету...» (5, 202).
Варажнуни воспользовался имевшими место неурядицами среди армянского монофизитского духовенства. Еще в 1066г. католикос Григорий II Пахлавуни покинул Тавплур, оставив местоблюстителем престола архимандрита Георга Лорийского (5, 197). В 1068 г. Георг был избран антикаталикосом (2,93). В 1072 г. в результате распри с Георгом Григорий II ушел в Мутарасун к армянскому князю Гагику Арцруни, но вскоре, вероятно, в том же 1072 г. перешел к Филарету (там же).
Варажнуни пытался использовать антикаталикоса Георга для захвата Сасуна и направил его для ведения переговоров к князю Торнику Сасунскому (прим. - они были родственниками). После гибели Торника католикос отказался возвращаться к Варажнуни, хотя его престол уже находился в марашском каталикосате.. И тогда по приказу Филарета в крепости Хоны близ Мараша был избран новый католикос — Саркис (там же).
Это факт, заслуживающий отдельного внимания: православный армянин, объект ненависти своих соплеменников-монофизитов, создал монофизитский каталикосат в своих владениях! Тем самым он поступился своим вероисповеданием, что является дополнительной характеристикой его и без того невысоких моральных качеств.
К тому же для политики Варажнуни в отношении армянского духовенства была характерна манипуляция выборным процессом каталикосов. Так, в 1086г. очередной католикос Тевдоре отказался перенести свою резиденцию во владения Филарета, и тогда последний приказал избрать в Мараше нового католикоса — настоятеля Варагского монастыря в Васпуракане Погоса (там же). Но попытки Варажнуни использовать армянскую церковь в собственных интересах закончились крахом: марашский каталикосат исчез одновременно с ликвидацией владений Варажнуни.
Он также был замечен в попытках вмешательства в дела яковитов - сирийских христиан. Варажнуни получил взятку от одного из претендентов на яковитский престол – Авдуна, обещав оказать воздействие на ход выборов главы яковитской общины. Эта затея также провалилась, поскольку заметившие подвох яковиты просто перебрались за пределы владений Филарета.
Варажнуни умело использовал анархию, развернувшуюся в Византии в 1076 – 1077гг., и имевшие место феодальные междоусобицы. Наиболее яркой иллюстрацией к этому является присоединение Антиохии и Эдессы к подконтрольной Филарету территории.
В 1076г. в Антиохии армянские офицеры-монофизиты убили дуку (прим. - губернатора) Васака Пахлавуни. Это вызвало бунт среди солдат, которые предпочли сдать город Филарету. Но тот «отблагодарил» их по-своему: «Собрал всех ромеев и корпус копьеносцев под предлогом экспедиции, которую он хотел предпринять, и привел в деревню, называемую Афшун. Здесь он приказал своим войскам употребить мечи и уничтожить это ополчение» (2,95)
Похожим образом он расправился и с оппозицией в Эдессе: вся городская верхушка подверглась жесточайшим репрессиям, ишхан (прим. - глава города) и его брат были ослеплены, дома отдельных представителей городской знати разрушены, имущество конфисковано, сами они в цепях были отправлены в Мараш (2,96).
Но в скором времени по «государству» Филарета был нанесен мощнейший роковой удар. 12 декабря 1084 г. Румский султан Сулейман без боя овладел Антиохией (там же). Как сообщают источники, турки вошли в город ночью и никому не причинили зла. Причину молниеносного захвата города источники видят в ненависти населения к Варажнуни, душившему население поборами. С этого времени начался стремительный распад «государства» Филарета.
В скором времени город Антиохия отошел к Великим Сельджукам, а распад владений Варажнуни продолжался. В 1086г. эмир Каппадокии захватил округ Джахан с г. Хоны (2, 98). Пытаясь хоть как-то сохранить за собой остатки владений, Филарет отправился в ставку Сельджуков, надеясь получить утверждение во владельческих правах ценой признания сюзеренитета султана.
Но в это время в Эдессе произошел переворот: власть захватила городская верхушка, несколько лет безжалостно терроризируемая Филаретом. Матфей Эдесский утверждает, что, получив информацию о перевороте, Великий Сельджукид Мелик шах «изгнал от себя и обошелся с презрением с Филаретом: доведенный со всех сторон до отчаяния, Филарет... отрёкся от веры христианской. Он рассчитывал привлечь расположение персов, но обманулся» (там же).
Причины поспешного перехода в ислам были ясны еще современникам. Анна Комнина с презрением говорит: «Так как турки непрерывно совершали … набеги на окружающие земли и не оставляли Филарета в покое, он решил перейти к туркам и по их обычаю совершил обрезание» (1, VI, 9, 190).
По-видимому, Мелик шах оставил за Филаретом Мараш, поскольку Михаил Сириец пишет: «Когда он возвратился, он увидел, что турки правят над множеством стран, которыми он владел... Он отправился в Мараш, где и умер» (2, 98).
Таким образом, «государство» Филарета Варажнуни на проверку оказалось рыхлым, неустойчивым образованием. Подвизавшийся на предательстве Филарет не смог получить поддержки ни армянской, ни сирийской церквей, ни городов, ни армянских князей, которым он пытался навязать свой сюзеренитет.
ЛИТЕРАТУРА:
Анна Комнина. Алексиада. СПб.: Алетейя, 1996
Степаненко В.П. Государство Филарета Варажнуни (1071—1084/86гг)// Античная древность и средние века. — Свердловск, 1975. — Вып. 12
Успенский Ф.И. История Византийской империи, т. 3. М.— Л., 1948
Чернявский С.Н. Алексей Комнин — спаситель Византийской империи. М, 2006.
N. Adontz. La famille de Philarete. — Byz., IX, 1, 1934
Заур Мехдиев