24.11.2017 11:40
Историки многих народов стремятся оправдать и объяснить неблаговидные поступки своих предков их благородными намерениями, чему есть масса примеров. К тому же, если большие и состоявшиеся этносы способны критически относиться к своему прошлому, то для малых этносов эта проблема трудноразрешима.
К числу загадочных и трагических событий эпохи христианизации Армении, находившейся в Малой Азии, относится уничтожение самобытности и верований индийской общины, веками существовавшей на территории Тарона, к западу от озера Ван. Многие до сих пор представляют себе процесс христианизации Армении как мирный переход в лоно церкви Христовой и добровольный отказ от старых верований. Но на самом деле это был процесс, обильно политый человеческой кровью, возглавляемый беспринципными политиками, одержавшими победу, за которую заплатили своими жизнями многие тысячи людей. В данном деянии проступает дух будущих инквизиторов и конкистадоров, завоевавших майянские и ацтекские города.
Основным источником для описания этих событий служит «История Тарона». Авторство и время составления этого памятника исследователи относят как к историку 4 века Зенобию Глаку, так и к Ованнесу Мамиконяну, жившему в 7 веке.
Видный армянский исследователь Р.А. Абрамян в своей статье «Из истории армяно-индийских связей», опубликованной в далеком 1958 году, подробно описывает процесс уничтожения индийской общины в Армении, ссылаясь на ныне раритетные и даже вообще недоступные издания, захороненные под спудом дальнейших славословий. Далее мы будем следовать переводу Р.А.Абрамяна.
Р.А.Абрамян отмечает, что первым исследователем, обратившимся к теме армяно-индийских связей, был индийский армянин Месроп Сет, который в своем труде «Armenians in India», изданном к Калькутте в 1937 году, впервые обратился к «Истории Тарона» в этом контексте.
Согласно источнику, двое индийских князей, Деметр и Гисане, в результате провалившегося заговора против царя вынуждены были бежать в Армению, к тому времени подвластную Риму. Здесь их принял Трдат 1 (66 – 100 гг.) и поселил в области Тарон. Остановимся на этимологии этих имен. Если арменоведы Г.Алишан и М.Абегян Гисане этимологизируют с армянского как «хвостатый» или «волосатый», то Р.А.Абрамян дает совершенно верную этимологию: здесь явственно проглядывает имя индийского божества Ганеса – слоноголового бога мудрости и богатства.
Имя же Деметр также толковалось по-разному; оно отождествлялось с греческим богом Деметром. Алишан даже видел в названии армянского села Дрмерт индийскую великую троицу — Брахму, Вишну, Шиву. Но другой исследователь, хороший знаток Индии, М.Тагиадян, верно дал истолкование этого имени. По его словам, оно восходит к имени индуистского бога Джанкриата, имевшего общие функции с греческим Деметром.
Расширившаяся в скором времени в Малой Азии индийская община построила город Вишап, что в переводе с санскрита означает «Дракон». Индийцы также активно участвовали в духовной жизни, что подтверждает следующий пассаж из «Истории Тарона»: «Приехав в Аштишат, они воздвигли идолов, которым поклонялись в Индии».
Именно в процессе культурных контактов с индийцами армяне переняли свое верховное божество – громовержца Ваагна, в индийских священных книгах – Ригведе – широко известного как Индра и/или Агни, божество грома и огня. Это явление широко изучено и доказано Алишаном, М.Абегяном и И.А.Орбели.
Довольно забавно, что в современной Армении существует секта неоязычников Арординери Ухт («Орден детей Ари»), избравшая объектом своего поклонения фашистского преступника Гарегина Нжде. Согласно их верованиям, Нжде является предвестником, пророком нового рождения Ваагна. При этом узколобые сектанты не подозревают, что это божество в далеком прошлом было отнято у индийцев, уничтоженных армянами.
С течением времени индийцы расселились на склонах горы Карке, где построили два храма, один из которых они посвятили Гисане, другой — Деметру. Вскоре при этих храмах они разбили 20 поселков— Куар, Мехти, Кетехк, Хорни, Базу, Брех, Тумб и др.
С началом воинствующей христианизации Армении индийская община, естественно, оказалась в оппозиции. «История Тарона» повествует, что против Григория Просветителя и царя Трдата выступило 10 тысяч индийцев. Цифра, скорее всего, преувеличенная, но хорошо отражает огромную численность индийской общины.
Автор «Истории Тарона» весьма подробно рассказывает о ходе сражения индийцев под руководством верховного жреца Ардзана в союзе с армянами-язычниками против правительственных войск. Трдат, выйдя из Тордана, намеревался идти к Карину и Арку, но кое-кто из армянских князей посоветовал Григорию Просветителю сначала разрушить два центральных индийских храма, находившихся в Тароне. Советовавший это рассчитывал на необузданную жадность вчерашнего политзаключенного (Григорий Просветитель долгое время сидел в земляной тюрьме за антигосударственную пропаганду), хорошо знавшего, какие немереные богатства хранятся в этих храмах. Индуисты украшали своих богов золотом и серебром, подносили драгоценные дары, а то и при наличии средств отливали из благородных металлов изображения своих божеств.
Конечно же, Григорий Просветитель немедленно доложился своему патрону Трдату. И армянский Барбаросса вместе со своим протеже сразу же двинулись в миниатюрный крестовый поход оправдывать военные расходы.
Силы индийцев встретились с правительственными войсками около села Гисане возле города Куарта. Но Просветитель настаивал на немедленном выдвижении к храмам – жажда индийского золота была неуемной. Между тем у Трдата были свои планы – он вступил в бой, чтобы уже в разгар сражения выделить отряд для захвата храмов. Во время сражения армянский князь округа Аншен, который оставался язычником и, по-видимому, еле терпел Просветителя, тайно переслал гонцов к индийцам с сообщением о плане царя.
Источник умалчивает об окончании боя, но его нетрудно восстановить. Индийцы, узнав о планах противника, перегруппировались и стремительным броском вышли из боя, отходя к своим святыням. За ними по пятам следовали охваченные жаждой наживы младокрестоносцы. Во время одного из столкновений князь Аншена вместе с 700 своими бойцами перешел на сторону индийцев, не собираясь отдавать на поругание общеязыческие ценности.
Прознав про замысел Трдата и Григория, индийский верховный жрец ночью закопал статуи Гисане и Деметра, спрятал принадлежавшие храму драгоценности и украшения, затем сообщил армянам-жрецам Аштишата, чтобы те собрали вооруженные силы и пришли бы ему на помощь. На следующий день армяне-язычники и индийцы дали бой Трдату
Победа досталась царской армии. Павших с обеих сторон воинов похоронили в братской могиле. На ней установили памятник со следующей надписью: «Здесь произошел бой, в котором участвовал храбро сражавшийся верховный жрец Ардзан. Под этим памятником вместе с ним похоронены 1038 человек. Эта война велась за идолов Гисане и за Христа».
Григорий Просветитель торжествовал победу. По его приказу в тот же день насильственно крестили 5000 индийцев-мужчин, а на следующий день — женщин. Он сравнял с землей храмы с многовековой историей и на их местах построил первые церкви. Так, на месте разрушенного храма Гисане был построен монастырь св. Карапета.
Монастырь св. Карапета в Муше. 1903 На этом месте ранее был индуистский храм Гисане.
Так наступил конец индийской общины. Армянская церковь зорко следила за своей новокрещенной паствой, за возвращение к старым верованиям грозили пытками и конфискацией имущества. Так постепенно индийская община слилась с армянами, передав им все богатства и достижения своей многовековой культуры.
Шелале Гасанова, Заур Мехдиев
minval.az