Ереван и Арарат – громкие армянские фальсификации

23.10.2018 18:54

 

В Армении отпраздновали 2800-летие Еревана. Армянские СМИ захлебываясь от восторга, наперебой спешат донести до незнакомого с историей читателя, что их столица (кстати, подаренная правительством другой страны – Азербайджана 29 мая 1918 года из-за политической необходимости) старше оказывается таких всемирно известных городов древности, как Рим, Карфаген, Афины.

 

Армянские агитаторы приводят для придания наукоподобности своим нелепым аргументам даже народные этимологии, которые, как свидетельствует практика мировой науки, не имеют ничего общего с реальной историей.

 

Так, о происхождении слова «Ереван», по мнению армянских наследников Риббентропа, свидетельствует легенда о якобы причалившем к Арарату ковчеге ветхозаветного Ноя. Она гласит: когда воды потопа стали сходить и Ной увидел сушу из ковчега, он закричал «еревац!», что означает «появилась (суша)!». Интересно, что распространяющие подобное не только антинаучное, но и вообще противоречащее здравой логике заявление, ссылаются на каких-то ученых, якобы поддерживающих эту теорию. Но на самом деле наука говорит совсем другое.

 

Легенда о всемирном потопе существуют у многих народов планеты. Но тот ее вариант, который спешат причислить к своему мифотворческому активу армянские пропагандисты, сложился в Месопотамии – земле между реками Тигр и Евфрат. Правда, на языке древних обитателей того края – шумеров – Ной носил другое имя, Утнапиштим. Именно он с супругой при помощи богов смог пережить потоп и продолжить человеческий род. Сама историчность Ноя/Утнапиштима давно уже стала объектом скепсиса среди ученых, поскольку никакой иной документ, кроме книг авраамических религий и шумерских мифов, не упоминает его.

 

Древние евреи, поселившиеся в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры, адаптировали шумерское сказание к своим реалиям, и уже потом оно вошло в текст Ветхого Завета, откуда попала в армянский фольклор после перевода Библии на армянский язык. К тому же, на армянском языке Арарат называется Масистом, что восходит к среднеперсидскому «масист» — «самый большой». Араратом высочайшую гору Агрыдагского хребта стали называть позднее, когда к XI – XII вв. гора стала связываться с мифом о потопе.

 

В действительности название Арарата — это ничто иное, как передача в масоретской (традиционной еврейской – прим. авторов) огласовке названия государства Урарту – одного из сильнейших государств древности. В VIII Книге бытия говорится, что ковчег Ноя причалил «на горах Арарата», в Септуагинте (греческом переводе Библии – прим. З.М.) – «на горах Арарат», в Вульгате (латинском варианте Библии – прим. З.М.) – «на горах Армении». То, что именно латинский перевод Священного Писания стал основой для этого многовекового подлога, подтверждают и документы иудейской общины, более известной как рукописи Кумранской общины, где название гор, где причалил мифический ковчег, передается в форме Урарат/ Urārāţ /hwrrt.

 

Примечательно, что на самом деле и Араратов несколько. Как доказал российский ученый Семенченко Л.В., первоначально гора Арарат локализовывалась не в Закавказье, а во Фригии – Малой Азии.

 

Есть в сумрачной земле Фригии

 

Крутая высокая гора, имя ей Арарат.

 

Это строки из Первой книги Сивиллы – литературного и исторического памятника первых веков нашей эры. Из текста этого памятника выясняется, что гора Арарат находится вовсе не в Армении, а во Фригии, в месте, где берет свое начало река Марсий, — пишет исследовательница.

 

К тому же традицию о расположении ковчега во Фригии, а точнее, в Келенах, передают и раннехристианские писатели. Юлий Африкан, историк III века нашей эры пишет, что некоторые помещают гору Арарат в Парфию, а другие во Фригию. Комментируя это свидетельство, Семенченко Л.В. поясняет, что уже в эпоху этого историка Келены во Фригии служили местом паломничества для восточных христианских общин. К тому же, на обозрение паломникам были выставлены фрагменты корабля, выдававшиеся за остатки ковчега Ноя.

 

Другой ранневизантийский историк Иоанн Малала, живший в VI веке, сообщает, что ковчег пристал на горе Арарат в провинции Писидия, и что там до сих пор хранятся деревянные фрагменты этого корабля. На его свидетельства опирался и другой византийский автор – Иоанн Антиохийский, согласно которому ковчег пристал на горе Арарат в провинции Писидия, столицей которой являлся город Апамея.

 

То, что Ноев ковчег пристал именно во Фригии, подтверждают и другие авторы – Ишоедад из Мерва (город в Средней Азии – прим. авторов) и крупнейший сирийский христианский историк Бар-Эбрей. Нижней хронологической планкой может служить дата написания своей истории Юлием Африканом – 221 год.

 

Дополнительной аргументацией могут служить и монеты с изображением ковчега, отчеканенные в период правления римских императоров Септимия Севера (193 – 211), Макрина (217 – 218), Александра Севера (222 – 235), Гордиана III (238 – 244) и других.

 

Возвращаясь к проблеме происхождения названия армянской столицы, отметим еще одну легенду, которую усиленно распространяют армянские СМИ. «Есть гипотеза, которая утверждает, что название городу было дано правителями царства Урарту. Так, в клинописной табличке царя Русы I встречается упоминание местности под названием Эриаини. Сама табличка была обнаружена в деревне Цовинар на берегу Севана и датируется 735–713 гг. до н.э. А в артефактах, относящихся к этому царству, присутствуют названия Эриахи и Эребуни. Что же касается самого слова «Ереван», по версии некоторых ученых, оно расшифровывается как «эриаван» — поселение эриев/ариев», - пишут духовные наследники Геббельса и Риббентропа.

 

На эту «гипотезу» могут повестись лишь только полные профаны в истории. Как известно, армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, и он отпочковался от общего языка греко-армянской общности. А урартский язык НИКАК не принадлежит к индоевропейским языкам. По своему строю урартский язык эргативный, то есть предложения в нем строятся методом направленного падежа, передающего зависимость от источника направленного действия. Словообразование в урартском и хурритском языках происходит агглютинативным путем – добавлением суффиксов к неизменяемому корню, что, кстати, характерно больше для тюркских языков, нежели для индоевропейских. Советскими учеными Старостиным и Дьяконовым была высказана гипотеза о родстве хуррито-урартской семьи с нахско-дагестанскими языками (чеченский, бацбийский, аварский и др.). Доказательством этой гипотезы может быть этимология названия столицы Урарту – города Тушпы. С армянского языка этимологизировать не представляется возможным, тогда как по-чеченски ТУШ - довольствие, процветание, ПХЬА - поселение, место.

 

Примечательно, что на одной из научных конференций в Ереване выступал ученый всесоюзного или даже мирового масштаба - Исаак Израилевич Минц. Когда гостей повезли смотреть древнюю часть Еревана, Кармир-блур — «Красный холм», где в свое время вел раскопки всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик Б.Б.Пиотровский, то рассматривая место раскопок, академик Минц спросил: «А что это за постройки и фигуры здесь — кто их установил?».
Минц задал вопрос: «Это оригиналы?», на что сопровождающие из Академии Наук Армянской ССР ответили: «Нет, это мы сами тут установили наподобие тех, что были в древней Ассирии и Вавилоне». Минц промолчал, но во время банкета после конференции сказал, что отсутствие фактов древности Кармир-блур открывает пространство для разного рода фантазий, на что армяне очень сильно обиделись.

 

На самом же деле, город Иреван (Ереваном он станет позднее, уже в советское время) был основан в виде крепости Ревангулу ханом – полководцем основателя Сефевидской империи шаха Исмаила в 1501 году. Ревангулу хан строил крепость в течение 7 лет. Основание крепости было предпринято в рамках программы возведения целой цепи оборонительных сооружений вдоль сефевидско-турецкой границы. Начальное же «И» в названии Иревана вполне объясняется с точки зрения диалектальных особенностей – начальный звук «И» характерен для говора Западного Азербайджана.

 

Основанный Реван ханом город перенес немалое количество бед – осады, разрушения во время землетрясения 1679 и 1853 годов. 29 мая 1918 года правительство Азербайджанской Демократической Республики под давлением внешних сил было вынуждено передать Иреван новообразованной Армянской республике. После уничтожения исторического центра Еревана - средневековой Эриванской крепости - в советской Армении придумали миф об Эребуни/Ереване, основанном еще до нашей эры. Частично сохранившаяся Эриванская крепость начала разрушаться армянскими властями в советские годы, когда снесли дворец сардара, мечети, бани и постройки, напоминавшие о мусульманском и тюркском прошлом города. В 1936 году город был переименован в Ереван, что должно было стереть даже упоминание о доминировавшей здесь мусульманской культуре и находившихся на этой территории мечетях, караван-сараях, дворцах, хамамах и общественных зданиях исламской архитектуры. На сегодняшний день в Ереване не осталось ни одного памятника, принадлежащего к историко-культурному наследию азербайджанского народа - оно было варварски уничтожено армянскими националистами или после «реконструкций» приписано другим народам.

 

 

Заур Мехдиев

axar.az