10.02.2020 22:53
Сочинения представителей армянской диаспоры представляют большой научный интерес для освещения взаимоотношений между народами Османской империи. Одним из таких трудов являются «Путевые заметки» польского армянина Симеона Лехаци.
На прошлой неделе мне наконец удалось вырваться на «блошиный рынок» в пригороде Баку – поселке Сабунчи. Побродив добрых три часа по рынку, я натолкнулся на одну пожилую женщину, продававшую старые, еще советского времени, занавески, простыни, наволочки.
Рядом с целым ворохом старых, но очень чистых, местами аккуратно, можно даже сказать, любовно заштопанных вещей, стояла стопка книг, на которые никто даже не обращал внимания. И в отличие от других посетителей рынка, именно эта стопка вызвала мой интерес. С первой же снятой книгой я понял, что не зря прожил этот день.
«Путешествие Ун-Амуна в Библ» – издание древнеегипетского папируса с предисловием и примечаниями советского египтолога Коростовцева – эта книга еще с момента издания в 1960 г. стала редкостью. Что говорить о сегодняшнем дне! В этой стопке (которую я выкупил целиком, за какие-то 10 манатов (представляете, 6 редчайших книг за 10 манатов!!!) была и та книга, с которой я хочу сейчас познакомить вас, мои читатели.
Это труд армянского путешественника, уроженца Польского королевства, Симеона Лехаци, родившегося в 1584 г. в небольшом ныне западноукраинском городке Замостье, куда родители его переселились во второй половине XVI в. из Кафы. Когда ему исполнилось 20 лет, он отправился в путешествие, которое длилось 12 лет и результатом которого явились его «Путевые заметки», изданные Академией наук СССР в 1965 г. В них Лехаци приводит крайне интересные сведения о межэтнических и межконфессиональных отношениях в Османской империи.
Он отмечает, что армяне под властью Блестящей Порты благоденствовали. В Константинополе, превращенном в Стамбул, было 8 армянских церквей, главную из которых – св. Геворга в Сулуманастре – отнял у греков и передал армянам султан Мехмет II Завоеватель, и она до 1641 года оставалась резиденцией армянских патриархов Стамбула.
«И если посмотреть, то от Молдавии до Стамбула и от всей Румелии до великой Венеции нет города, села или поместья, где не было бы армянина, ибо, погрязнув в грехах наших, мы подобно пыли рассеялись по лицу земли. Господи, помилуй нас!» – пишет Лехаци.
«Племя мусульман столь милосердно и добродетельно, что в начале каждой улицы сооружен источник и поставлено много посуды со сладкими и приятными напитками, да еще туда кладут лед, чтобы прохожие пили и получали удовольствие. Точно так же во многих безводных и безлюдных местах для путников поставлена холодная вода. Иные же или возят ее на ослах, или носят повсюду на плечах и выкрикивают: «Из любви к богу испейте холодной воды», и никого не различают – ни гявуров, ни евреев», – описывает он социальную политику султана и заботу о горожанах.
Цитируемый нами автор дает и описание межконфессиональных отношений в Османской империи. Турки-мусульмане относились практически одинаково ко всем христианским конфессиям и иудеям. Но вот греки презирали и ненавидели армян.
«Греки тех мест были… злейшие враги армян. При виде нас они плевали и кричали: «ишкил», что значит «собака» и «еретик», и, если кто-нибудь [из армян] ел или пил из их посуды, тотчас разбивали ее, даже если она была дорогая. И это неудивительно, ибо греки – исконные враги армян», – свидетельствует армянский путешественник.
В этой книге он также описывает, как армяне смогли завоевать доверие мусульман.
«Наш святой патриарх Саак отправился к Мехмету и поручил нас ему, освободив армян от коварного и вероломного племени греков, наших древних врагов», – рассказывает Лехаци.
Тут я считаю необходимым дать небольшой экскурс в историю.
Армянский путешественник говорит о католикосе Сааке III Дзоропореци (677—703), который в начале арабских завоеваний сразу же перешел на сторону новых хозяев, потому что Византия была намерена положить конец существованию Армянской церкви. А его преемник Элия в 702 г. написал донос на Албанского патриарха о контактах того с византийскими духовными и светскими властями. И тогда халиф издал указ о подчинении Албанской церкви Армянской.
Но вернемся к дневнику Симеона Лехаци. Он абсолютно прав, говоря о том, что греки запрещали армянам селиться в черте города.
«Я прочел также у наших историков, что во все время владычества греков ни один армянин не вступил в Стамбул и не то чтобы поселился там, но даже и купцов не пускали. Но когда Стамбул взяли турки, тогда они с приглашениями и уговорами привезли из многих областей армян, так же как [было] в Польше и других местах. Точно так же турки отобрали у греков большие и великолепные церкви и передали армянам», – гласит армянский источник.
И поэтому не нужно удивляться, чем же армяне заслужили такую нелюбовь греков в указанный период.
Отметим, что по сведениям русских дипломатов и путешественников XIX века, подобное отношение к армянам со стороны греков сохранялось и в то время.
Заур Мехдиев
axar.az