Уильям Сароян: Армяне не хотят быть братьями русских

09.04.2020 18:49

 

 

«Бойтесь данайцев, дары приносящих», - эти слова вкладывал в уста троянского жреца Лаокоона римский поэт Вергилий. Данайцы, предки греков, тогда осаждали Трою. И, уверен, что все знают, чем обернулась доверчивость троянцев, позарившихся на огромного деревянного коня.

 

Так вот, есть такое мнение, что история движется по спирали. И теперь в роли троянцев выступают русские, а в роли данайцев – армяне. Троянский конь же – постоянные уверения армян в преданности, почтительности и любви до гроба. А русские с большим удовольствием расположили под медоточивый аккомпанемент славословий армянского «троянского коня» прямо в Кремле. И голоса немногочисленных Лаокоонов тонут в постоянном, гипнотизирующем ржании этого «коня».

 

Не верите, что у армян далеко идущие планы насчет своего положения в России? Пожалуйста, и не надо мне приводить в пример пару-тройку обрусевших армян, в которых от этого народа остались лишь одни фамилии. Большая часть так называемой армянской интеллигенции – это плоть от плоти своего народа, и его интересы для них будут всегда выше интересов страны обитания.

 

Хотите пример? Пожалуйста – американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян. Кстати, лауреат Пулитцеровской премии и Оскара. Его перу принадлежат воспоминания о встречи с Андраником, на котором еще с советского времени выжжено клеймо погромщика, провокатора и организатора этнических чисток.

 

В своих воспоминаниях о встрече с ним Сароян пишет и о советизации Армении. Причем пишет, искажая исторические факты. Это можно было бы простить, если бы речь шла о художественном произведении. Но в мемуарной литературе такое непростительно.

 

Так, говоря об образовании в 1918 году Армении, Сароян дает характеристику дашнакскому правительству, которое сразу же после провозглашения независимости стало воевать и с Азербайджаном, и с Грузией. После даже осмелилось бросить вызов Турции, полагаясь на помощь Антанты. Но эта авантюра закончилась позорной Гюмрийской капитуляцией.

 

«Выбранный дашнаками путь был плох; он был ни к черту», - пишет Сароян. Но вместе с тем он пытается переложить ответственность на плечи русских: «Воевали, разумеется, с турками. Все прочие враги хотя и были начеку, но не так активны. Когда же подвернулся удобный момент, один из этих врагов в одночасье совершил то, что туркам не удавалось сделать сотни лет. Это были русские. Те, новоиспеченные. Вообще-то это были те же самые, прежние русские, только они придумали новую теорию о братстве людей на земле. Они навязались Армении в братья, взяв ее на мушку».

 

Обратите внимание, что 11-ая Красная армия, которая спасла Армению от полного исчезновения с политической карты мира, оказывается, «навязалась» армянам. Точно так же, как в 1828 году «навязалась» царская армия, обеспечив переселение армян на благодатный Кавказ. Но продолжу цитировать Сарояна:

 

«Они убили всех командиров армянской армии…. Очень немногим в Армении захотелось становиться братьями этих самых новых русских, но армяне голодали и были измотаны войной, поэтому восстание против русских было коротким и трагичным. Оно моментально захлебнулось. Но, похоже, миру просто не хотелось, чтобы у армян была своя страна… Просто этого не хотелось русским. И вышло, что командиры армянской армии оказались преступниками, вот их и расстреляли. И все. Русские братья их расстреляли, и дело с концом. А потом сказали армянам, что им нечего опасаться. Турки их больше не потревожат. Проникнутые братскими чувствами русские солдаты маршировали по улицам армянских городов и говорили всем, что бояться нечего. У каждого солдата была винтовка. В Армении царила атмосфера великого братства».

 

То есть, по логике Сарояна, командиры и комиссары Красной армии должны были цацкаться с военными преступниками и идеологическим врагом. Дать возможность ударить в спину. И это на фоне полыхающей гражданской войны. Характерно, что и сейчас Россия продолжает наступать на те же грабли. Вот уж воистину, русский мужик – пока гром не грянет, не перекрестится.

 

 

axar.az