02.05.2020 09:56
В российской историографии существует несколько достоверных документальных источников, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе. Факты, собранные в них, не подлежат сомнению. В ряду безупречных источников XIX века, доподлинно отражающих реалии кавказских народов, почетное место занимает АКАК, или «Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею» - 12-ти томная серия документов по истории Кавказа, охватывающих период с 10 века по 1862 г.
Предметом данной статьи являются отраженные в «Актах» бесценные сведения о древних христианских храмах, расположенных на территории Южного Кавказа. Сегодня эти ошеломляющие факты полностью разрушают сложившиеся почти за 200 лет фальсификации о якобы армянских церквях, в частности, Гандзасарском монастыре, расположенном на оккупированной азербайджанской территории в Нагорном Карабахе. Так, в томе V АКАК указано: «Гандзасарский монастырь: Внутренность этого портика служила усыпальнею техъ агованскихъ католикосовъ, которыми после истребления удскаго г Барды наводнениемъ Гандзасарскій монастырь обращень былъ въ ихъ резиденцию». (2,1014). Малый город Азербайджана Барда, в древности Партав, - столица Кавказской Албании и резиденция албанского католикоса, -был построен в V веке албанским царем Ваче II. А слово «АГВАНСКИЙ» вышеприведенном тексте означает АЛБАНСКИЙ, но никак не АРМЯНСКИЙ.
Наши доводы подкрепляет видный французский ориенталист - кавказовед XIX века Антуан Жан де Сен-Мартен, который четко констатирует, что братья и окружение албанского князя Гасан Джалала относились к роду Ильдегизидов – Атабеков Азербайджана.(4, 81)
Согласно советскому арменологу академику И.Орбели и другим исследователям, у князя Хасан Джалала Давла были братья Закария Наср Давла и Иванэ Атабег (3, 149). Как видим, их имена и указание на род Атабеков Азербайджана ясно дают понять, что этот княжеский род не имел никакого отношения к армянам. Таким образом, Гандзасарский собор является армянским лишь в оптике пространства армянских политиканов и лжеисториков. В достоверных же источниках он указан как сугубо албанский памятник христианства.
Не только Гандзасарский собор, но и построенные представителями албанской княжеской династии Амарасский и Ахпатский монастыри, стали жертвами клерикального террора политиканствующего армянского духовенства. Так, исконно албанский Амарасский монастырь, расположенный в ныне оккупированном армянами Ходжавендском районе Азербайджана, на армянских сайтах лживо называют «одним из крупнейших религиозных центров средневековой Армении». К примеру, энциклопедический сайт hayazg.info, вскользь отмечая, что Амарас является достоянием албанского зодчества, настаивает на лживой интерпретации родословной строителя монастыря Вачагана III якобы «из армянского княжеского рода Араншаик». Между тем объективная историческая наука давно констатирует, что ни албанский царь Вачаган, ни его род Араншахов не имеют отношения к армяно-хаям. И об этом достоверно свидетельствует АКАК, давая сведения об Амарасском монастыре в Карабахе: «Амарасс считался одною изъ древнихъ епископскихъ кафедръ Аговании <…> служилъ древнейшею резиденциею агованскихъ католикосовъ и изъ нихъ первымъ признается св Григорисъ, похороненный тамъ же…» (2, 996)
Информационной инсинуации подвергнут и памятник X—XIII вв., Ахпатский монастырь, расположенный на границе Армении с Грузией. В https://ru.wikipedia.org он ложно охарактеризован как «значительный памятник градостроительства средневековой Армении». Между тем материалы АКАКа свидетельствуют о принадлежности Ахпатского монастыря албанским правителям Хачена, родственникам князя Гасан Джалала: «На камне, вделанномъ въ стену часовни Ахпатскаго монастыря, вырезаны сии слова „… далъ Богъ ,намъ, двумъ роднымъ Захарію и Ивану, собственные кремль, замокъ построенные отъ предковъ нашихъ и другія многія крепости». (2, 445)
Пользуясь поддержкой российского самодержавия, в XIX в, армянские священники Эчмиадзина сделали все, чтобы прибрать к рукам и арменизировать Ахпат. АКАК выявляет всю резкую фактуру этого коварного захватничества. Доказательной базой является письмо армянского архиепископа Нерсеса Аштаракеци к главнокомандующему в Грузии генералу Н. Ртищеву от 30-го ноября 1814 года (2, 441-442). В нем Нерсес просит передать в распоряжение Армянской церкви храм в селе Ахпат, которое, заметьте, в тот период относилось к территории Грузии. При этом Аштаракеци лживо утверждает, что владелец храма умер своей смертью. Между тем включенная в АКАК справка свидетельствует о самом настоящем клерикальном терроре. Оказалось, что последний владетель Ахпатского храма Заал Баратов (Зурабишвили) и его беременная жена БЫЛИ УБИТЫ: «Не лишился жизни, а убить съ беременною женою Ахпатскими крестьянами, которые въ числе 5-ти домовъ бежали заграницу, въ Эривань, унеся съ собою вещи и бумаги, т е грамоты на принадлежность Ахпата князьямъ Баратовымъ. Все это прописано въ прошеніи вдовы княгини Маріи Баратовой, имеющеися въ деле» (2, 445).
В «Актах» также развенчиваются попытки армянских священников доказать русским властям, что албаны якобы произошли от армян, дескать являются потомками Гайка и что Албания есть де часть обширных территорий «древней Армении». В опровержение этого вымысла русские исследователи приводят разные авторитетные источники, в том числе ссылаясь на доводы Сен-Мартена: «Родство съ армянами агованцевъ, по его же мнѣнию, положительно не можетъ быть принято, край этотъ населенъ былъ множествомъ племенъ, при Страбоне говорившихъ на 27 различныхъ языкахъ; въ V в св Месробъ, изобретший алфавиты какъ для армянъ и грузинъ, такъ и для агованцевъ, вынужденъ былъ въ своихъ сношенияхъ съ агованцами прнбегать къ помощи переводчиковъ; въ половине X в Агования представляла арабскому географу Ибн Гаукалю «большое множество разнородныхъ языковъ» (2, 996).
Великим безмолвием великой истины можно назвать трагическую историю последнего албанского патриарха Израиля, более 200 лет хранившуюся среди эпистолярных документов АКАК. Письмо Израиля Гудовичу от 19-го августа 1806 года сегодня является бесспорным свидетельством подспудного процесса упразднения Албанской церкви и переподчинения ее Араратскому (Эчмиадзинскому) католикосу: «Около 1400 летъ, какъ св. Григорiя Велико-Армянскаго внукъ Григорiй же все живущие Армяне въ Карабаге, Елисаветополе, Шеки и Ширване, то-есть область Агванская досталась ему въ eпapxiю, – въ особое полное его распоряженiе, которое право для онаго монастыря и продолжалось до сего времени, и бывшiе Араратскiе пaтpiapxи никакого дела не имели и никогда до оной не касались, а всегда зависело въ полномъ распоряженiи одного Амарскаго пaтpiapxa…» (1, 79)
Таким образом, историческая документалистика российских источников доказывает, что Армянская церковь не имела никакого отношения к монофизитам-албанам, что силой самодержавия удалось раздвинуть границы армянского прозелитизма, подчинить, а затем ловко арменизировать духовное наследие Кавказской Албании и паству Албанской церкви.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею, том III,, Тифлис, 1869.
2. Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею Том V, Тифлис, 1873,
3.И.А.Орбели Избранные труды, Ереван, 1963.
4.. Saint-Martin M. Mémories historiques et géografique sur l'Arménie, Vol. II, Paris, 1819.
Шелале Гасанова, профессор Бакинского Славянского Университета.
NazarNews.kg