24.06.2020 22:07
Согласно армянской исторической концепции, пространство между двумя морями было их patria, что в переводе с латыни означает «родина». Если во время первой мировой войны под двумя морями подразумевались Черное и Средиземное (в связи с намерениями Антанты разделить анатолийскую часть Османской империи на зоны оккупации), то после краха планов, вынашиваемых дашнаками, это понятие было существенно отредактировано в соответствии с новой исторической реальностью. Так, после создания и скорой советизации Армении научный потенциал был направлен на утверждение в научном мире идеи о принадлежности территории между Черным и Каспийским морями к понятию «Великая Армения».
Об этом Axar.az сказал доктор филологических наук, завсектором древних языков и культур Национальной академии наук Азербайджана Ильгами Джафарсой.
По его словам, основой этой концепции стало отождествление древних h`айских народностей с современными армянами, что само по себе является неоправданным допущением, исключающим из поля зрения те генетические, лексические и антропологические изменения, которые были приобретены за все последующие века.
«Отождествлять древних h`аев с современными армянами – это то же самое, что проводить знак равенства между иценами Боудикки, поднявшей восстание против римлян в 61 году н.э. в Британии, и англичанами; галлами и современными французами; кельтами и современными чехами, валлийцами; древними иберами и сегодняшними кастильцами, басками, каталонцами», - отметил ученый.
Собственно древнейшие сведения о народностях, легших в основу этногенеза h`аев, обнаруживаются в клинописных источниках, в частности в надписях хеттских царей. В XXVIII в. до н.э. на территории Анатолии существовали протогосударственные образования, города-государства, население которых, хатты (не путать с хеттами!), разговаривало на языках, которые, по мнению ведущих специалистов, близки к адыгской языковой группе. Потом, под давлением мигрантов-индоевропейцев хеттов, оно было оттеснено в горы, где в реликтовой форме сохранилось до наших дней. Доказательством служит тот факт, что многие географические термины, встречаемые в хеттских источниках, имеют неиндоевропейское происхождение, причем не интерпретируются также с позиций хурритского и урартского языков, которые тоже имеют общие с кавказскими языками корни.
Примечательно, что еще основоположник яфетической теории академик Н.Я. Марр отмечал, что в основе древнеармянского языка лежат глагольные формы и основы совершенно других языков, как кавказского, так и тюркского происхождения, которые не имеют ничего общего с современным армянским языком, флективным (словообразование идет путем не добавления приставок, суффиксов и префиксов к корням слова, а изменения самого корня) по своему словотворчеству, но сохранившим явление аффриката (смычка нескольких согласных подряд), что вообще нехарактерно для индоевропейских языков и является отголоском древнейшего прошлого.
Также академик Марр еще в 1903 году указывал, что в V-VII веках произошла окончательная ассимиляция h`аев, в результате чего возник совершенно новый язык, а церковная пропаганда привела к практически полному исчезновению диалектальных форм грабара.
«История знает немало примеров, когда в одном регионе одним и тем же именем начинают называться народы, совершенно разные по происхождению, просто сменившие друг друга. Это было в Анатолии, когда на смену кавказоязычным хаттам пришли хетты, это было на Балканах, когда тюрки-булгары ассимилировались в результате тесных контактов со славянским Союзом семи родов и дальнейшего проникновения славянских племен. Как известно, до конца X – начала XI веков на Балканах фиксируется большое количество тюркских имен, но под влиянием Византии и принятия православия тюркский элемент вскоре исчезает. И на смену Болгарскому ханству приходит Первое Болгарское царство», - приводит он пример.
То же самое произошло и с h`аями. Особо примечателен тот факт, что современный армянский язык – ашхарабар, ставший литературным с легкой руки Хачатура Абовяна – флективный язык (в котором при склонении и словообразовании изменяется сам корень слова), тогда как древнеармянский – грабар – агглютинативный (словообразование идет путем добавления морфем, приставок, суффиксов к корням).
В своей древнейшей форме грабар представляет собой язык рабовладельческого, затем – феодального сословий, дохристианского жречества. Затем он становится языком церковной пропаганды.
Так, в труде «отца армянской историографии» Моисея Хоренского отмечены сказители, озаны, по своим функциям схожие с русскими былинниками. Космогонические мифы, происхождение человека, деяние героев древности – основной репертуар этих хранителей фольклора, на которых объявила гонения церковь, сосредоточившая в своих руках функции государства после того, как Армения была разделена между Византией и Сасанидским Ираном в 387 году. В различных диалектах грабара форма названия их варьировалась – озан, гусан, варсак. Возможно, что в них скрыто функциональное отличие, пока что не определенное исследователями.
Одновременно с этим примечательно, что корни этих слов, по мнению Марра, обнаруживают тюркское происхождение. Например, корень слова озан – öз – в орхон-енисейских надписях означает «сам», во всех других тюркских языках – «сам, сердцевина дерева, центр, средоточие». Можно предположить, что функциями озанов были исполнение космогонических мифов.
В Древнетюркском словаре дано несколько близких по смыслу значений слова «küs», производным от которого, вероятно, является «кусан». В своей инфинитивной форме глагол «küs» означает «беречь, присматривать», а «küzan» - «брачная ночь». То есть на основе этих данных напрашивается вывод о том, что «кусаны» исполняли заговоры, призванные оберечь имущество, обеспечить урожай, приплод скота и появление многочисленного потомства.
Но не только эти слова тюркского происхождения обнаруживаются в образцах древнего фольклора, приводимых Моисеем Хоренским.
Koz – грецкий орех. В текстах на грабаре упоминается в форме «койз».
Tut – шелковица и ее плоды. На всех тюркских языках имеет то же значение.
Bunduk – на тюркских языках и грабаре – лещина, ломбардский орех, лесной орех. На карабахском диалекте новоармянского языка «пындых».
Atma – вулкан. В корне лежит тюркское слово «ат» – бросать, извергать.
Zud – в некоторых тюркских языках «молоко». В древнейших списках «Картлис Цховреба» (История Картли) используется эта форма для обозначения молока.
Bambiş – царица, супруга высших феодальных властителей. Вместе с тем был титулом матери каталикоса Нерсеса.
По мнению академика Абегяна, титул «бамбиш» означал «царица цариц». И «бам», и «биш» - тюркские слова. «Биш» – диалектальная форма слова «баш», главный, голова. А «бам» в орхон-енисейских памятниках зафиксировано в значении «госпожа», «женщина». Например, герой «Китаби Деде Коркут» Бейряк из-за многоженства носит титул «Бамсы».
Сейчас в Турции проживают амшены – потомки метисов от связи тюрок с армянами в средние века. Во время событий 1915 года амшены из сел Амшен, Бамбиш, Амышга, Мамыш приняли ислам и не подверглись депортации в Сирию. «Ам» на тюрском – женский признак, а «шен» - заимствованное из семитских языков обозначение родовой принадлежности.
Анализируя данные факты, на ум приходит вопрос: а каким образом могла возникнуть идея «Великой Армении», если в основе предметно-понятийного словаря лежат заимствованные и переосмысленные слова?
На этот вопрос также дает ответ Моисей Хоренский. Он описывает, как среди h`аев обосновались выходцы из тюркской среды – Мамиконяны, потомки предводителей гуннской орды, потерпевшие поражение в противостоянии с более успешными соперниками.
По словам Хоренского, Мамиконяны прибыли со значительным количеством своих сторонников. Это первый зафиксированный в письменных источниках контакт древнеармянского с тюркским этническим элементом.
Теперь рассмотрим, как и где могла появиться идея о patria от моря до моря. Первым элементом, необходимым для возникновения подобной гипотезы, было наличие огромной степной зоны (потому что горы в сознании древних людей служили естественным рубежом, за которыми уже жили «чужие») между двумя крупными водоемами. Под такие требования подходят немногие территории на планете, которые к тому же должны быть связаны исторически между собой. Это Восточно-русская равнина, бескрайние степи между дальневосточными морями и Каспийским морем, аргентинские степи.
Само собой, что пампасы Латинской Америки не имеют никакого отношения к исследуемой нами проблеме, как и Восточно-русская равнина. Единственной приемлемой зоной остаются степи между Дальним Востоком и Каспием с одной стороны, Гималаями, Кавказом и Уральским хребтом – с другой. То есть как раз зона формирования тюркских народов Евразии.
«Именно там у древних тюрок сложилось представление о бескрайней родине между великими морями, которое было привнесено в древнеармянскую среду бежавшими от Аттилы или его отца основателями рода Мамиконянов, а потом перенято и адаптировано уже к иной, новой среде, из которой вышел мифопоэтический образ «Великой Армении», - считает Джафарсой.
axar.az