Как армяне "перепутали" Севан со Средиземным морем

19.08.2020 12:00

 

Армения в силу своей агрессивной экспансионистской политики на Южном Кавказе и оккупации более 20% азербайджанских территорий оказалась в полной блокаде и выброшенной из больших региональных проектов. А в силу своего географического расположения рассуждать о морских делах ей тоже не приходится. Перефразируя слова гоголевского Городничего: «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого моря не доедешь».

 

Об этом в беседе с корреспондентом Axar.az сказал заслуженный деятель науки Азербайджана, член Российской академии наук, профессор Кямран Рустамов, комментируя попытки армянского лобби подлить масла в огонь турецко-греческого противостояния.

 

«Не имея опыта и понимания принципов морского разграничения по поверхности и дну морского пространства между странами-соседями и тем более в области промышленной разработки природных ресурсов на море, просовываться в эту тему, разыгрывая из себя нового политического игрока на мировой арене, смотрится просто как новое карикатурное явление в международных отношениях. Трудно не согласиться с официальным представителем МИД Турции Хами Аксоем, который точно подметил, что армянские политики не должны путать озеро Севан со Средиземным морем», - сказал историк.

 

Напомним, что нынешняя напряженность в отношениях между Анкарой и Афинами касается шельфа между турецким прибрежным городом Анталья и греческим островом Кастелоризо (турецкое название – Меис).

 

По словам К.Рустамова, Турция и Греция враждовали веками: это было и во времена падения Византии, и во времена Османской империи, продолжается и до сих пор. В последний раз Греция и Турция воевали друг с другом в 1974 году на Кипре. Турция оккупировала остров после военного переворота на нем. После обнаружения природного газа у берегов Кипра и перспективы более значительных запасов углеводородов споры о суверенитете продолжились. Страны не могут поделить между собой морские экономические зоны.

 

«Речь идет о греческом острове, который находится около южного турецкого города Анталья. Греция считает, что часть этого района принадлежит так называемому континентальному шельфу Кастелоризо. Турция оспаривает это, заявляя, что остров слишком мал и слишком далек от материковой Греции, чтобы делать такое заявление.

 

Впрочем, спор затрагивает весь водоем, разделяющий страны. Обе стороны в своих претензиях опираются на принципиально разные юридические аргументы», - пояснил профессор.

 

Он напомнил, что в ноябре 2019 года Турция подписала соглашение с правительством Ливии при поддержке ООН, побудившее Анкару заявить права на части морского дна, которые Афины называют греческими по международному праву. В ответ на эти действия Египет и Греция подписали свое соглашение о демаркации морских границ, которое позволит Афинам и Каиру получить максимальную выгоду от нефти и природного газа в этом районе.

 

«Спрашивается, зачем Египту надо было влезать в этот конфликт? И зачем Греция, которая начала переговоры в Берлине с Турцией, вдруг пошла на обострении ситуации? «Мы вели переговоры с Грецией в течение последних двух с половиной месяцев в Берлине и даже договорились о совместном заявлении, но Греция объявила о своей сделке с Египтом всего за день до этого», — заявил официальный представитель президента Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын.

 

Что заставило Египет сделать этот шаг: экономические интересы или противодействие Турции в исламском мире!? Почему Греция вдруг повернулась на 180ᵒ? Кто спровоцировал Грецию пойти конфронтационным путем? Франция, европейские страны?

 

В конфликт Греции и Турции вокруг островов в Эгейском море решила вмешаться еще одна страна – Франция. Причем настолько серьезно, что французский лидер Макрон отправил на помощь грекам реальную военную помощь. Идет попытка собрать антитурецкую коалицию! И здесь армянское лобби в этих странах пытается сделать все возможное, чтобы нынешнее противостояние перерасти в горячее. Как не вспомнить известную книгу Габриела Лазяна «Армения и турецкий суд», изданную в Каире в 1946 году на армянском языке.

 

«Когда армяне должны подняться на борьбу? Когда великие державы поднимутся на борьбу между собой. Срок: любая война любой державы против Турции», - привел цитату К.Рустамов.
По его словам, Армения неслучайно с берегов озера Севан стала рассуждать о Восточном Средиземноморье.

 

«Вначале Президент Армении вспомнил о Севрском договоре, потом армянские политические партии скопом вспомнили и Севрский договор, и бредовые линии-размышления Президента США Вильсона, ранее российские армянские политологи призывали пересмотреть Карский договор и порассуждать о вильсоновских бреднях, которые никто и тогда всерьез не воспринял! Столкнуть мир в омут войны в надежде полакомиться на костях и крови миллионов народов – вот главная старая, но порой успешно реализуемая, политическая линия армянских идеологов», - подытожил наш собеседник.

 

 

axar.az