Заселение города Шуша и Карабаха армянами

07.12.2020 15:31

 

ЗАСЕЛЕНИЕ города ШУША И КАРАБАХА АРМЯНАМИ

 

После завершения второй Русско-персидской войны и подписания Туркменчайского мирного трактата в 1828 году Россия начинает интенсивно зеселять Южный Кавказ армянами. А.С.Грибоедов писал по этому поводу:

 

"Армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских... Переселенцы находятся сами в тесноте и теснят мусульман, которые все ропщут и основательно..."

 

Еще в 1724 году Петр I после своего похода в Баку выдал армянам грамоту "о дозволении им селиться" в прикаспийских областях. Русской администрации предписывалось "всячески стараться, чтобы армяне селились в Гиляне, Мазандаране, Баку, Дербенте и прочих азербайджанцев при случае даже потеснить". Прошло с тех пор свыше 200 лет, армян продолжают заселять по всему Южному Кавказу, а азербайджанцев теснить по-петровски. В результате за эти годы сюда (территория бывшего Ириванского Ханства и Зангезур) было переселено полтора миллиона армян и приблизительно столько же азербайджанцев насильственно выселено с родных мест. Этим, однако, не закончилось. Еще до распада СССР зарубежными армянскими организациями, очевидно, не без поддержки спецслужб разрабатывается и внедряется в жизнь так называемый карабахский конфликт. Конфликт создавался с тонким учетом национальных особенностей участвующих сторон с неоднократно апробированными в Турции и в Азербайджане погромами, резней, массовыми выселениями и с односторонним, рассчитанным на европейцев, документированием. В результате при открытой поддержке России и молчаливом согласии христианских стран Европы и Америки Армения оккупировала около 20% территории Азербайджанской Республики, уничтожила огромное количество населенных пунктов, материальных и культурных ценностей, семейных архивов и реликвий. Около миллиона азербайджанцев бежало от армянских оккупантов. Таким образом, с учетом ранее выселенных, свыше двух с половиной миллионов азербайджанцев, то есть почти половина населения Азербайджанской Республики, на протяжении нескольких поколений подвергалась насильственным переселениям, депортациям, выселениям и эвакуациям с родных мест в результате этнических чисток. Весь "цивилизованный" мир не признал самоопределившейся Арцахской республики, но и не наложил на нее никаких санкций, предлагая азербайджанцам помириться с оккупантом. Вопиющая несправедливость за несправедливостью воспринимается в христианском мире как должное только потому, что армяне постоянно спекулируют своим христианским происхождением и множеством албанских церквей, находящихся в нагорной части Карабаха и, конечно, из нежелания портить отношения с Россией.

 

Теперь приведем некоторые фактические данные.

 

Согласно проведенному по распоряжению главнокомандующего русскими войсками на Кавказе Ермолова "Описанию Карабахской провинции", в 1823 году в Карабахе проживало около 16 тысяч семей азербайджанцев и около 5 тысяч семей армян, в Шуше на тысячу семей азербайджанцев приходилось около четырехсот армянских. В то же время в Карабахе было 450 азербайджанских сел и 150 армянских. Если учесть, что азербайджанские семьи всегда были более многочисленными, получается, что в Карабахе и Шуше только четверть населения была армянской. Это еще после выселения из Карабаха ряда азербайджанских родов Надир Шахом Афшаром в Иран. Переселялась в Карабах, в основном, неимущая армянская беднота. Поэтому пропорция в соотношении числа потомственных дворян более или менее сохранилась. На 5033 тысячи потомственных дворян-азербайджанцев приходилось только 1987 дворян-армян. К концу XIX века армян в Шуше и Шушинском уезде уже было 53%. Как писали русские авторы, "русская колонизация" превратилась в "армянскую колонизацию". По другому источнику ("Кавказский календарь", 1846 год) видны приблизительно те же цифры: "Самое многочисленное племя за Кавказом есть мусульманское, состоящее преимущественно из Татаров-Турок, в нем считается 675000 душ, затем Грузин и Имеретин около 400000, Армян до 200000 душ. Мусульмане в прежние времена были господствующим в крае народом". К концу XIX века количество армян на Южном Кавказе возросло в несколько раз, причем везде. Так, в Тифлисе в 1864 году было 47% армян и только 26% грузин.

 

Карабах при всех административных делениях в России всегда официально именовался мусульманской (азербайджанской) провинцией с центрами в Баку, Шемахе или Гяндже, но не в Ереване и никогда, даже неофициально, не назывался армянской провинцией. Джаванширы официально и неоднократно признавались русской администрацией ханами Карабаха, с вручением знамен медалей. вышедшей в Петрограде в 1916 году книге армянский автор Ишханян пишет: "Армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются аборигенами, потомками древних албанцев, а частью бежавшими из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследования и гонений".

 

К великому сожалению, голодные, безродные и безземельные беженцы, освоившись, отогревшись и более или менее насытившись на азербайджанской земле, стали заявлять о своих "исконных" правах на эти земли. В 1905 и 1918 годах ими организуются армянско-азербайджанские столкновения - трагические для обоих народов. Справедливости ради надо заметить, что до появления печально знаменитой террористической организации "Дашнакцутюн" с ее мировыми планами возрождения пресловутой "Великой Армении" взаимоотношения были вполне нормальными. Как пишет Юсиф Чеменземинли, армяне совершали паломничество к азербайджанским святыням, а азербайджанцы могли принести в жертву барана во дворе армянской церкви. Азербайджанские ашыги, музыканты и певцы приглашались на армянские свадьбы, армянские кяманчисты играли в азербайджанских ансамблях на азербайджанских свадьбах. Было много смешанных браков.

 

Армянам азербайджанцами в Нагорном Карабахе во времена советской власти была предоставлена довольно широкая автономия, тогда как азербайджанцам ни в Армении, ни в Грузии, ни в России автономии предоставлено не было. Хотя жили и живут они там компактно на исконно азербайджанских землях.

 

Чингиз Каджар. Старая Шуша Баку, "Şərq-Qərb", 2007, 344 стр.

Карабах мой - райский сад,
Грозди черные висят.
Хоть прекрасен Тегеран,
Сердце просится назад!
Стихотворение дочери
Ибрагимхалил-хана Агабейим, выданной замуж за иранского шаха

 

 

 

Кямран Рустамов

Библиотека

Деэтнизация кавказских албан в XIX веке

Подробнее

Социальные сети