|
|
Карабах расположен на стыке торговых путей, связывающий север Азербайджана с его южной частью, а также Турцией и Ираном. Этим, очевидно, объясняется заметное влияние на карабахскую школу ковроткачества тебризской и иранской школ. К классическим образцам карабахской школы ковроткачества профессор Ройа Тагиева относит ворсовые ковры типов: “Аран”, “Бахчада гюллер”, “Балыг”, “Буйнуз”, “Барда”, “Бахманлы”, “Карабах”, “Годжа”, “Гасым ушагы”, “Лемберан”, “Муган”, “Талыш”, “Ленкоран”, “Лемпе”, “Малыбейли”, “Хангервенд”. “Ханлыг”, “Хантирме”, “Челеби”, “Шабалыд бута”.
Ковроткачеством занимались исключительно мусульмане. Несмотря на то, что в нагорной части Карабаха было много населенных пунктов, прославившихся своими коврами, ведущее место в ковроткачестве до начала XX века прочно занимала Шуша. Здесь также производили безворсовые ковры – шадда, верни, зилли, килимы, паласы. Изделия из безворсовых ковров, как правило, в продажу не поступали – их обычно изготовляли и использовали бедные слои населения для себя. Поэтому их оформление, размеры и качество определялись только вкусами самого изготовителя, а композиции и цветовые решения безворсовых ковров и изделий на их основе остаются неизменными веками. Они сохранили прелесть художественного мышления наших предков, построенного на первобытных культах поклонения идолам и природе. Приводимые ниже безворсовые ковры и огромное разнообразие изделий на их основе возникли в среде скотоводов и на Кавказе в полном комплекте изготовлялись исключительно азербайджанцами и о для азербайджанцев. То же самое можно сказать и молитвенных коврах, в Карабахе их изготовляли только азербайджанцы. |