«Геноцид армян» Правда ли? /

Тюрко-мусульманский геноцид, учиненный армянами в 1918 году в Шемахинском уезде

Одним из важнейших шагов национального правительства Азербайджана было создание Чрезвычайной следственной комиссии для расследования преступлений большевиков в первой половине 1918 года. Так как европейские средства информации всецело находились под влиянием армян и описывали события в совершенно ином свете, это вынудило Министерство иностранных дел Азербайджана поднять перед правительством вопрос о необходимости всестороннего изучения проблемы. Председателем Чрезвычайной следственной комиссии при правительстве АДР по расследованию мартовского геноцида 1918 года, учиненного армянами над мусульманским населением Азербайджана, был назначен Алекбер бек Хасмамедов.  В короткий срок комиссия собрала большой материал о преступлениях, чинимых в Бакинской губернии и других местах.

    Как известно, тюрко-мусульманский геноцид не ограничивался одним лишь Баку. С первых дней апреля аналогичные преступные действия совершались в Шемахе, Губе, Хачмазе, Лянкяране, Гаджигабуле и Сальяне. Карательными отрядами, посылаемыми (под видом советских войск) в уезды Азербайджана, руководили армянские "полководцы" Т.Амирян, С.Лалаян, Г.Амазасп. Более всех пострадал от дашнакских палачей Шемахинский уезд. В первой половине апреля мусульманское население города и сел понесло большие потери. Оставшиеся в живых покинули Шемаху.

 В документах Чрезвычайной следственной комиссии отмечалось, что еще в январе из Баку в Мадрасу было отправлено 15 телег оружия. А в середине марта Бакинский Совет послал в Шемаху 2 тысячи армянских солдат и 60 телег оружия. Недолго длилось затишье после переговоров с местными армянами. В этот же самый день, что и в Баку, 30 марта поутру со стороны Мадрасы город Шемаха был подвергнут артиллерийскому обстрелу [18].

 О Шемахинских событиях следственная комиссия узнала следующее: "Когда известие о шемахинских событиях дошло до Кюрдамира, его жители избрали двух почетных лиц и отправили в Шемаху узнать о настоящем положении дел и просить армян не обижать мусульман. Когда упомянутые делегаты обратились к армянским руководителям, прибывшим в Шемаху из селения Мадрасы, с просьбой жить в мире с мусульманами, указав на только что данную армянским епископом клятву, они получили ответ: "Может мириться мусульманское и армянское духовенство, но народ армянский желает войны с мусульманами, и в этом деле его поддержит Англия".

 Мусульмане, получив клятвенное заверение армянского епископа, что армяне не выступят против них, успокоились и поверили, что несчастье их миновало. Мусульманские добровольцы из сельчан, находившиеся до этого времени в Шемахе, разошлись по домам. Армянский епископ 17 марта выехал в село Мадрасы объявить армянским руководителям о заключении мира между мусульманами и армянами Шемахи. Вдруг 18 марта на рассвете вокруг Шемахи стали раздаваться пушечные выстрелы. Оказалось, что ночью город был окружен с юга армянами и с северо-востока - молоканами, которые бомбардировали мусульманскую часть города" [20].

 Зверства, чинимые в Шемахе, по своей жестокости могут быть сравнимы только с бакинскими по методу их исполнения. В отчете следственной комиссии об этом сказано: "Установлено, что они перебили почти всех мужчин, женщин и детей, которые остались в городе и не ушли с мусульманскими войсками. Зверски был также замучен известный всеми уважаемый Ахунд Джафар Кули. Армяне замучили его в мечети, при которой он состоял ахундом. Они вырвали ему бороду, выбили зубы, выкололи глаза, отрубили уши и нос. Убили также армяне в его доме и во дворе его дома массу женщин и детей, которые искали у него защиты. Во дворе дотла сожженного его дома обнаружено много человеческих мелких костей. Крупные же кости истлевших трупов были собраны и преданы земле после изгнания армян из Шемахи турками. Во дворе и в настоящее время имеется удушливое зловоние от гниения трупов. Кроме этого во дворах сожженных домов и мечетей при осмотре обнаружены были кости истлевших трупов. Во дворах мечети имеются в большом количестве свежие могилы, в которых преданы земле кости, собранные в разных частях города. Вся мусульманская часть города была предана огню. Пожар уничтожил решительно весь город. В мусульманской части не осталось ни одного дома, осталось только несколько землянок в беднейших отделениях города, не пригодных для жилья.

 Вся мусульманская часть города в настоящее время представляет одни лишь развалины, одно большое пепелище. Не пощадили также мечети и при них святые места: сожжены тринадцать приходских мечетей и большая святыня "Джума-мечеть", которая была дорога для мусульман не только как святыня, как место для молитвы, а также как памятник древности, так как она была построена более чем восемьсот лет назад. Осмотром установлено, что как мечети, так и дома, магазины и другие постройки поджигались с помощью какой-то горючей жидкости, которой обливались каменные стены и затем поджигались. Развалины нескольких мечетей, домов и магазинов, а также человеческие кости сфотографированы в сорока пяти снимках" [21].

 В шемахинских событиях приняли участие и молокане, переселенные сюда еще в XIX веке. Их атакам подверглись села Шемахинского уезда. В документах следственной комиссии сказано: "18 (30) марта на рассвете подверглось нападению селение Ангехаран, находящееся на расстоянии 3-4 верст от Шемахи. Жители Ангехарана на рассвете услышали пушечный выстрел и когда вышли из домов узнать, где стреляют, то увидели, что селение их окружено исключительно молоканами Шемахинского уезда, засевшими в окопах, которые при появлении мусульман открыли по ним стрельбу. Произошло смятение. Молокане ворвались в селение и начали убивать мужчин, женщин и детей. Убив около ста человек, остальных окружили и вывели за селение, а другие начали расхищать движимое имущество и скот ангехаранцев и поджигать лучшие дома в селении. Награбленное имущество и скот отправляли в свои селения. Сожжено было почти все селение, за исключением землянок. Была сожжена также и мечеть.

 Пленных женщин и детей они отвели в мусульманское селение Мельгам и там их оставили, а мужчин в количестве около 88 человек повели в молоканское селение Чухур-Юрт. Не доходя до селения, молокане оставили пленных в садах, где убили несколько человек, причем они ставили несчастных один за другим в затылок, стреляли в них и таким образом пробовали силу боя своих ружей. Остальных в количестве 76 человек отправили в качестве пленных в армянское селение Мадраса. По дороге были убиты двое, так что в Мадрасу было доставлено 74 человека. Двое из них спаслись бегством, когда были отправлены армянами в гор. Шемаху с каким-то поручением к мусульманам. Остальные оставались в плену.

 Когда после прибытия в Шемаху мусульманских войск и ухода армян из Мадрасы родственники и односельчане пленных ангехаранцев отправились в Мадрасу узнать о судьбе их, то за селением нашли трупы их всех, причем трупы были страшно изуродованы: уши и носы отрублены, отрублены были также руки и ноги, а на грудях некоторых трупов были следы обугления, что служило доказательством, что при жизни на их грудях разводили огонь. Кроме того, очень много ангехаранцев умерло от голода, холода и болезней. В настоящее время население Ангехарана уменьшилось более чем наполовину" [22].

 О привлечении молокан к геноциду азербайджанцев в Шемахинском уезде вышеназванный Яков Николаевич Смирнов говорил следующее: "С событиями в Шемахинском уезде я познакомился со слов приходивших ко мне за советом молокан. В этом уезде имеется селение Мараза, населенное молоканами, а по смежности с ним - мусульманское селение Маразалы. В Маразу явились Татевос Амиров и Степан Лалаев с армянскими отрядами и под угрозой расстрела пулеметами заставили молокан присоединиться к ним и идти на селение Маразалы. Присланная депутация мусульман-маразалинцев была расстреляна, в самом селении мечеть и многие дома были сожжены. О событиях в Шемахинском уезде мне, между прочим, рассказывал молоканин Иван Васильевич Калмыков, живущий в селении Астраханка Шемахинского уезда" [23].

 Армяне, обладавшие в Шемахе полным превосходством, стали высвобождать Шемахинский уезд от азербайджанцев. Операциями армянских национальных формирований руководили помощники С.Шаумяна и непосредственно получавший от него инструкции С.Лалаев (С.Лалаян), который приказал большому отряду армянских солдат, бывших в его распоряжении, окружить в первую очередь все мечети Шемахи, в которых находились старики, женщины и дети мусульман, поджечь их и расстреливать тех, кто пытался спастись бегством. За несколько дней была разрушена вся мусульманская часть города. Мусульманские села Шемахинского уезда были подвержены жестокому террору. В результате только в марте 58 деревень уезда были разрушены армянскими войсками Бакинского Совета. Были убиты около 7 тысяч человек, в том числе 1653 женщины и 965 детей. Ущерб, причиненный местному мусульманскому населению в Шемахе, превышал миллиард рублей по курсу того времени [24].

 Город Шемаха, переживший кровавые события, долгое время не мог оправиться от страшных потрясений. Если в 1918 году в Шемахе население составляло 15 тысяч человек (более 80% населения было тюркским), то в 1921 году в Шемахе насчитывалось всего 1700 человек [25]. В Губинском уезде карательным отрядом руководил Г.Амазасп, получивший от С.Шаумяна особые полномочия. В апреле были разорены 122 мусульманских села, уничтожены сотни тюркских и лезгинских жителей [26]. Серьезный урон от разгула армянских карательных отрядов понесли также Гейчай, Кюрдамир, Сальян и Лянкяран.

 В докладе председателя Чрезвычайной следственной комиссии А.Хасмамедова министру юстиции есть и материалы о разгроме сел Кюрдамир, Карабуджаг, Араб-Мехтибек и др. Гейчайского уезда Бакинской губернии, которые подтверждают акты армянского терроризма вне Шемахинского уезда. В документе сказано: "После вступления большевиков в Кюрдамир армяне приступили к хищению мусульманского имущества, которое увозили на арбах и фургонах. Ловили скрывавшихся в садах мусульман и убивали их. Русские большевики, убедившись наглядно, что армяне преследовали свои национальные цели в избиении мусульманского населения и уничтожении имущества его, стали протестовать против этих насилий. Из-за этого между ними и армянами доходило до перестрелки. В конце концов они оставили армян и уехали в Баку, взяв с собой многих мусульман, которым спасли жизнь.

 В результате в селении Кюрдамир было сожжено 56 домов и лавок, 127 отдельных усадеб, сожжены также две мечети, разгромлена квартира местного имама, в которой уничтожена богатая библиотека по толкованию Корана, сам же Коран разорван в клочки и отдельные листы его испачканы человеческим калом (испачканные листы приобщены к делу в качестве вещественных доказательств), убито очень много жителей, число коих не установлено; несожженные усадьбы разгромлены и все движимое имущество расхищено. Материальные убытки очень велики, и сейчас точное их определение невозможно" [27].

 В материалы комиссии включен и доклад члена комиссии Н.М.Михайлова о разгроме мусульманских селений и о насилиях над мусульманами в Арешском и Нухинском уездах Гянджинской губернии, который свидетельствует, как далеко от Баку разошлись волны армянской агрессии. Н.М.Михайлов сообщил следующее: "При нападении на селение Кюрд армяне, ворвавшись в селение, убили 67 человек мусульман, убивали женщин кинжалами, убивали маленьких детей и тела бросали в канавы. Трупы кюрдцев были так обезображены, что в них не было ничего человеческого. В селении Молла-Шихали армяне увели женщину Гаджи ханум Аллах-Верди кызы, они отрубили ей руку, вырезали груди и потом уже убили и сняли с лица кожу. У убитого работника в селении Кичик-Амилы Азиза была снята кожа с лица. В селении Кюрд в домах были обнаружены жители-мусульмане, прибитые гвоздями к стенам домов. В том же селении у многих убитых мусульман на трупах была найдена масса штыковых ран - отрезаны носы и уши, причем носы были вложены во рты убитых. Армяне подбрасывали в воздух маленьких детей и на лету разрубали их шашками" [28].

 В Лянкяране лишь с помощью вооруженных грузинских отрядов, пребывавших в области, удалось пресечь бесчинства двухтысячного армянского войска. Документы свидетельствуют о том, что в Баку и уездах в проведении политики геноцида, направленной против азербайджанского населения, самое активное участие принимала также армянская церковь.

Сколько же мусульман погибло в результате большевистско-армянского террора начиная с марта 1918 года?

 Документ, подготовленный и направленный в Лондон британским бригадным генералом Р.Гортоном, датированный 8 декабря 1918 года, подтверждает цифру в 20 тысяч погибших азербайджанцев [29]. Р.Мустафазаде в своей книге, опубликованной в Москве, указывает цифру 20 тысяч [30]. А.Балаев в книге, опубликованной там же, называет число жертв в 30 тысяч мусульман [31]. Самым солидным и достойным доверия источником мы считаем 36-томные 3500-страничные материалы Чрезвычайной следственной комиссии, которая определила погибших в Баку и других уездах мусульман в 30 тысяч человек [32].

 После того как в результате массовой резни в марте-апреле 1918 года в Азербайджане чужеземцы одержали победу в Бакинской губернии, они задумали напасть на Елизаветполь и захватить весь Азербайджан. Враги, заняв Баку, Шемаху, Кюрдамир, Сальян, Губу, Лянкяран, устремили свои взоры на Елизаветполь и, заключив, на сей раз сделку с карабахскими армянами, стали готовиться к совместному нападению. Это признавал и сам С.Шаумян в своем сообщении Совнаркому в мае. По мысли Шаумяна, советские войска должны были захватить евлахский мост и занять оборонительную линию вдоль реки Куры, после чего незамедлительно двинуться на Елизаветполь, чтобы там и в других местах организовать армянские мятежи.

 Однако создание Азербайджанской Демократической Республики в мае 1918 года и начало борьбы азербайджанского народа не на жизнь, а на смерть во имя целостности территории Азербайджана нарушили эти планы.

 

ИСТОЧНИКИ

 

18. Протокол допроса Чрезвычайной следственной комиссией свидетеля Якова Николаевича Смирнова. 13.11.1918 г.// ГАППОД УДП АР, ф.277, оп.2, д.13, л.152-156.

19. Протокол допроса Чрезвычайной следственной комиссии при Азербайджанском правительстве о Шемахинских событиях, г. Гянджа. 1721.09.1918 г.// ГА АР, ф.1061, оп.1, д.105, л.12-17

 20. Доклад председателя Чрезвычайной следственной комиссии А. Хасмамедова министру юстиции по делу о разгроме гор. Шемахи и мусульманских селений в Шемахинском уезде и насилиях, совершенных над мусульманским населением названных города и уезда. 22.11.1918 г.// ГАППОД УДП АР, ф.277, оп.2, д.16, л.11

 21. Там же, л.12-13

 22. Там же, л.13-14

 23. Протокол допроса Чрезвычайной следственной комиссией свидетеля Якова Николаевича Смирнова. 13.11.1918 г.// ГАППОД УДП АР, ф.277, оп.2, д.13, л.154

 24. Постановление Чрезвычайной следственной комиссии. 28.07.1919 г.// ГА АР, ф.1061, оп.1, д.108, л.7

 25. "Новый Восток", 1922, ч.3, с.184

 26. Доклад члена Чрезвычайной следственной комиссии Новацкого господину А.Хасмамедову, председателю той же Комиссии о разгроме Губы и селений Губинского уезда и насилиях, совершенных над жителями упомянутого города и селений. 1918 г.// ГА АР, ф.1061, оп.1, д.95, л.5-8

 27. Доклад председателя Чрезвычайной следственной комиссии А. Хасмамедова министру юстиции по делу о разгроме сел. Кюрдамир, Карабуджаг, Араб-Мехтибек и др. Гейчайского уезда, Бакинской губернии и о насилиях, совершенных над мусульманским населением этих селений. 22.11.1918 г.// ГАППОД УДП АР, ф.277, оп.2, д.16, л.1-2 об

 28. Доклад члена Чрезвычайной следственной комиссии Н.М. Михайлова. Материалы обследования Арешского и Нухинского уезда Гянджинской губернии: протоколы осмотров пострадавших селений, протоколы допросов потерпевших и свидетелей, см.2т. производство по названным уездам, по разгрому мусульманских селений и о насилиях, учиненных над мусульманами в пределах упомянутых уездов, приводят к следующим выводам. 13.02.1919 г.// ГАППОД УДП АР, ф.277, оп.2, д.16, л.4-6

 29. Доклад генерала Р.Гортона о ситуации в Азербайджане. 08.12.1918 г.// Азербайджанская Демократическая Республика. Архивные документы Великобритании, с.83

 30. Р.Мустафазаде. Две республики. Азербайджано-российские отношения в 1918-1922 гг. М., 2006. с.29

 31. А.Балаев. Февральская революция и национальные окраины. Мартовские события 1918 года в Азербайджане. М., 2008, с.47

 32. См: Фонд Чрезвычайной следственной комиссии при Министерстве юстиции Азербайджанской Демократической Республики.// ГА АР, ф.1061; Фонд Азербайджанской Демократической Республики.// ГАППОД УДП АР, фонд 277

 

 

Дж.Гасанлы, доктор исторических наук

Библиотека

Abbas Mirzə və Azərbaycan

Подробнее

Социальные сети