Армянские ученые об Армении / Армянские ученые о территории армян /

Заказная армянская история от Моргана

    Современные армянские историки часто безапелляционно обращаются к французскому археологу Жак де Моргану, считая его одним из «классиков» армянской историографии. С 1892 по 1897 годы он возглавлял Агентство египетских древностей, с конца XIX века работает на территории Российской империи, руководит раскопками в Ахтале и Алаверди. В начале XX века Моргану удалось убедить персидского шаха даровать французам монополию на раскопки в пределах Ирана. Его самым крупным достижением стало археологическое исследование Суз, где, помимо прочего, был им обнаружен знаменитый свод законов Хаммурапи. Морган, в 1916-1917 годов публиковавший на страницах французских журналов и газет статьи о событиях в Османской империи, в 1919 году издал книгу «История армянского народа». Армянские идеологи  сразу же причислили ее к разряду классических работ. С тех пор вся армянская историческая наука ссылается на этот «первоисточник».

     Однако история создания работы Моргана, показывает, как на заказ  писалась эта история, выдаваемая за классическое произведение этого автора.

В1981 г. было осуществлено факсимильное переиздание книги Моргана, предваряемое предисловием К. Ветроверса и статьей Э. Каячияна, посвященными разоблачительной переписке Моргана с заказчиком  по ходу выполнения заказа.

   В предисловии Ветроверса примечательна следующая фраза: «По мысли авторов и их вдохновителей, написание «Истории армянского народа» могло бы помочь достижению трех целей: просвещению французской и мировой общественности и привлечению ее внимания; пробуждению самосознания армянского народа; объяснению и оправданию мотивов выдвижения требования о создании независимого армянского государства; наконец, принуждению государственных деятелей, приступивших к переговорам, при заключении договора обеспечить это требование» (219, с VI).

    Морган был привлечен к работе над историей армянского народа членом французского института византиеведом Густавом Шлунбергером, которого, в свою очередь, попросил об этом некто Аршак Чобанян. Возникает вопрос, почему историк Шлумбергер не взялся сам за эту работу, а попросил заняться ею археолога Моргана, находящегося к тому же в натянутых отношениях с официальными властями. Каячиян не поясняет этого. (прим. видимо сыграли роль статьи Моргана о событиях в Османской империи). Из статьи явствует, что Аршак Чобанян писатель, родился в1872 г. в Стамбуле, ставшем во второй половине XIX в. истинным культурным центром для османских армян. Он получил образование в центральной армянской школе. Начав свою деятельность в Стамбуле в качестве журналиста в1895 г., он переехал в Париж и возглавил здесь антитурецкие группировки. Далее мы узнаем, что с началом Первой мировой войны Чобанян осознал необходимость написания армянской истории (прим. для обоснования территориальных претензий) и с этой целью заручился поддержкой Шлумбергера, который обратился 14 марта1916 г. с письмом к Моргану.

   «Основной целью моего обращения к вам, - пишет Шлумбергер, - является просьба о принятии предложения г - на Чобаняна. Вчера он посетил меня. Крайне необходимо выпустить в издательстве «Плон» или любом другом солидную книгу, посвященную христианской Армении. Французский народ должен получить книгу об армянской истории (багратиды, рубены, турецкое правление). История эта должна быть написана мастерской рукой, живо и ярко. Мы с господином Чобаняном пришли к единому мнению: быстрее и лучше всех такую книгу можете написать вы (Чобанян) напишет вам. Пожалуйста, дайте свое согласие на это, прошу вас. Ваше согласие будет в тысячу раз важнее вашего 18 - месячного пребывания на баррикадах. Бросьте все иное и займитесь немедля этим полезным делом» (219, с. 29).

    «Думаю, что подписанная моим именем история армян при всей нашей благожелательности должна быть всесторонне документирована и обоснованна. Но я понял, что г - н Чобанян и вы желаете иного. Ожидается книга, подобная «Великой Греции» Ф. Ленормана, без библиография с опорой на общие места. Это несколько меняет дело», - пишет в ответ Морган и продолжает: «Кстати, здесь у меня нет никаких материалов... Вы пишете, что все необходимое мне будет выслано г - ном Чобаняном... Если я вынужден буду прервать работу, дело нужно продолжить и завершить. Пользуясь вашими полезными советами, сделать это легко может сам г - н Чобанян. И книга, таким образом, выйдет в срок... Написать в подобных условиях историческую книгу поистине титаническое занятие» (219, с. 32).

   Представляют интерес и письма Моргана, написанные им 19 апреля и 26 мая1916 г. «Не могу сообщить вам, в какой литературе для написания армянской истории нуждаюсь, ибо не знаю, что издано по этому поводу (прим. историк (?) не знакомый с историографией вопроса) . В моей парижской библиотеке имеются книги, относящиеся к древности до Моисея Хоренского, Зеноба и других. Но в книге, которую я напишу, основное внимание должно быть уделено средним векам. Не припомню ни одной книги, связанной с Великой Арменией до падения Ани. Безусловно, вы в этой области обладаете более обширными познаниями» (219, с. 35). Получил 2 тома Линча и приступил к чтению (прим. т.е. совершенно не знаком с вопросом). Поступили и любезно высланные вами другие книги, получение которых подтверждаю:

1 .Сиссуан или армянская киликия. Вена,1889 г.

2.М Алисхан, Леон Леманифик. Вена,1888 г.

3.Всемирная история. Этьен Ларон, перевод Дюларье. Париж,1883 г.

4.Псевдосебеос. Перевод Маклера.

5.Армянская церковь. Малахия Орманян, Париж, 1910г.

6.М. Маклер. История Геракла по епископу Себеосу. Париж,1904 г.

   Так, Морган сочинил свою книгу, используя лишь указанные работы. Написанное им было представлено на просмотр Чобаняну. В письме от 18 мая1916 г. он пишет: «Ваши дополнения к написанному мною тексту внимательно прочел. На роли различных армянских царств с древнейших времен в развитии культуры Востока я остановлюсь более того, чем вы рекомендуете...» (219, с. 35).

   В письме от 7 марта1917 г. Морган пишет: «Красивая и хорошая книга получается у нас, но я надеюсь на ваше предварительное ознакомление с нею. Многое я мог упустить».

В  письме от 18 июня 1917г. пишет Морган: «Заново пересмотрю, по - вашему, краткие разделы. Требования ваши имею, документы налицо, будет не трудно». Написанная таким образом книга была завершена в октябре1917 г. и сдана в издательство.

   В письме Моргана от 25 августа1918 г. содержатся следующие строки: «Сама книга без особого стремления удивить вычурностью одним своим солидным видом обязательно окажет влияние на умы...» (с. 16). «По завершении издания я вышлю вам письмо для приложения к рукописи Кесарю - Кесарево. Пусть будущие исследователи знают, как готовилась эта книга, кто ее просматривал, кто так щедро покрыл расходы по ее изданию» (124, с. 11 - 12).

    Публикуя эту переписку, Эдмунд Каячиян, наверное, желал подчеркнуть заслуги Чобаняна в армянском деле. Но вряд ли можно считать, что тем самым он укрепил авторитет Моргана как ученого или повысил доверие таким образом написанной книги. Вот так в1919 г. вышла в свет «История армянского народа», причисленная армянскими идеологами  сразу же к разряду классических работ.

   Весьма примечательно что, в  предисловии к книге Морган писал: «Что касается археологических находок, то их вовсе нет. Ибо начатые мною в1887 г. в Российской Армении раскопки были запрещены, и только сейчас они возобновляются специальной русской экспедицией. В Турецкой Армении по причине бесконечных препятствий, чинимых османским правительством, помимо некоторых бесплотных раскопок в районе Вана, других обследований не проводилось. Касаясь древнейших времен, мы, таким образом, опирались на труды греческих и римских классиков без археологической проверки».

Из книги Сабира Асадова «Миф о Великой Армении», Баку, 1999.

 

Подытоживая, историю об «истории» Моргана, можно кратко охарактеризовать ее современным языком - обыкновенная заказная работа.

Библиотека

Армянский вопрос

Подробнее

Социальные сети