Проекты / Тюркский след в Древнем Мире: Разрушение ложной исторической матрицы / Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана /

9 часть

  Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана 





Теперь перейдем к скифам, населяющим соседнюю (с индийцами) страну. Они сначала занимали незначительную область, но впоследствии, понемногу усилившись благодаря своей храбрости и военным силам, завоевали обширную территорию и снискали своему племени большую славу и господство. Сначала они жили в очень незначительном количестве у реки Аракса и на них смотрели свысока думаю из за их скромной репутации; но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера и прочие области до реки Танаиса...


Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) «ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА», книга II гл. 43


Как видно из вышеприведенных сведений Диодора Сицилийского, изначальная территория проживания скифов находилась у Аракса! Данный факт сильно противоречит устоявшимся официальным историческим воззрениям о скифах, которые в основном базируются на сведениях Геродота. Здесь следует отметить, что Геродоту не доверяли даже античные авторы. Страбон называл его сказочником, а Ктесий Книдский вообще обманщиком. Геродот не всегда верно трактует и приводит факты и мы в своем материале приводим от него только те цитаты где его слова совпадают с другими античными авторами


Действительно у Геродота имеется немало запутанных, а порой даже вымышленных сведений. Проблема в том, что в свое время просто на веру был принят тезис Геродота об изначальном месте проживания скифов на севере Причерноморья1 Отсюда сформировалось историческое воззрение о том, что якобы киммерийцы, а чуть позже скифы перекочевали в Азию с северо-запада Причерноморья, начиная от бассейна реки Днестра -Тираса, проделов длинный путь на восток в Меотиду, и оттуда, завернув на юг через кавказские проходы, спустились в Азию. Считается, что эти походы скифов и киммерийцев имели место на рубеже VIII-VII в.в. до н. э. Сам по себе указанный Геродотом маршрут вызывает сомнения. К тому же анализ этих сведений выявляет противоречивость в высказываниях автора.


Дело в том, что современные историки без особого критического анализа и сопоставления со сведениями других авторов античности, а также с клинописными документами Междуречья просто приняли на веру многое из написанного Геродотом. Ведь античные авторы и мифографы, жившие до Геродота, говоря о скифах, больше их локализуют на территории Малой Азии и Кавказа. В отличие от древних греков, обладавших скудными географическими познаниями, более поздние авторы описывают скифские племена на северном Черноморье. Археологические исследования свидетельствуют о том, что скифская культура в Меотиде и на севере Причерноморья фиксируется только в слоях не раньше VI в. до н.э. Это означает, что кочевники- скифы не могли появиться в этом регионе раньше этого времени. И как же тогда они оттуда могли переселиться на юг в Азию уже VIII-VI вв. до н. э.?
Действительно, в IV книге Геродота имеются разные предания о скифах и киммерийцах и их миграции в Азию. Для полной ясности и последующего анализа я все-таки приведу одну часть этих рассказов Геродота:


11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь еще в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары...2


Здесь уже привлекает внимание то место, где упоминается о переходе скифами Аракса и прибытии их в киммерийскую землю. Почему то историки советской школы склонны видеть Аракс в Туркестане, а некоторые даже связывают его с Волгой. Те же, кто пытается в какой-то степени придерживаться реальной картины той эпохи, выставляют такие тезисы: «Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.»


Конечно, в ассирийских источниках имеются некоторые сведения о миграциях скифов и киммерийцев, но при этом нигде не упоминается регионы Туркестана и Причерноморских степей. Везде фигурируют только территории Кавказа, Анатолии и Передней Азии. Возможно, скифы действительно перешли Аракс с юга на север и прибыли на землю киммерийцев, которые отошли на запад и заняли полуостров, где позже находился город Синопа, названный в честь имени царицы Синопы, дочери царицы мифических амазонок Марпезии. Территория эта, которую позже назовут Пафлагонией, находится западнее р. Галиса (Кызыл Ирмаг). Это примерно там, где локализуется страна мифических амазонок.


Таким образом, по всей вероятности, маршрут следования киммерийцев пролегал от Кавказа на запад в Центральную Анатолию. Единственным открытым вопросом здесь остается локализация р. Тирас, где были похоронены цари киммерийцев. Почти все академисты без исключения связывают эту реку с сегодняшним Днестром, который протекает на западе Украины. Но зачем киммерийцам проделывать огромный крюк от Днестра на восток по Черному морю, чтобы попасть в Синопу, если существовал более короткий и безопасный путь через западное побережье Черного моря? Ведь скифы же двигались на них с востока. Зачем было киммерийцам, убегавшим от огромных полчищ скифов, продвигаться им на встречу? Этому нет логического объяснения.


И река Тирас, которая у Геродота озвучивается как Турен (Τύρην)
(почему-то переводчики античных авторов так часто и грубо ошибаются в фонетическом воспроизведении топографической и личной ономастики), по всей видимости, в данном случае не имеет ничего общего с Днестром. Можно предположить, что это река Тертер (приток Куры), которая раньше озвучивалась редуплицированно как Тур-Тур. Выдвигая эту версию, мы опираемся на то, что у Страбона в оригинале название р.Тирас дано именно как ТУР (Τύρ). К тому же в бассейне реки Тертер имеются малоисследованные или совсем не исследованные скифские курганы. А массагеты, которые теснили скифов, это кочевые скифские племена Азербайджана, а не Туркестана. Во всяком случае, историческая область проживания массагетов в Албании, именуемая Маскут, простиралась от Дербента до устья Куры, столицей которой являлся город Сабран (Сабиран - город сабиров). Геродот также отмечал, что «массагеты живут за Араксом, напротив Исседонов»3. Несмотря на эти данные, часть академистов опять же склонна искать Аракс в Туркестане.


Данные события могли происходить не около VII в. до н.э. (если, конечно, они имели место), а намного раньше, даже до Троянской войны (XIII-XII вв. до н.э.), поскольку киммерийцев уже упоминает Гомер в своих произведениях. Современные исследователи однозначно считают, что Гомер жил в VIII в. до н.э., хотя античные хронографы не раз отмечали, что он жил примерно на сто лет позже Троянской войны, т.е. в XI вв. до н.э по современному летоисчислению. Следует принять во внимание, что известные произведения Гомера являются поздней обработкой, которую, начиная с Писистрата, корректировали многие авторы. Страбон не раз упоминает киммерийцев времен Гомера, в одном месте отмечая, что «действительно, в гомеровские времена или немного раньше, как говорят, произошло вторжение киммерийцев в страну вплоть до Эолиды и Ионии4...». Выходит, что уже в гомеровскую эпоху киммерийцы, осевшие в Центральной Анатолии, совершали набеги на побережье Эгейского моря. Более того, по преданиям, киммерийцы, скифы и мифические амазонки выступали участниками Троянской войны. По всей вероятности, геродотовское повествование о противостоянии массагетов, скифов и киммерийцев и о миграции последних с берегов Аракса на запад относится к эпохе раннего Хеттского государства.


Интересно, что раннегреческие авторы именно территорию Хеттской Конфедерации называли Скифией. Этот момент мы еще затронем. Но уже во времена Геродота (V в. до н.э) часть скифов кочевала на северном Причерноморье, что внесло путаницу в его пересказы о скифах. Нужно учесть, что откочевавшие на север скифы и эллины, имевшие колонии на Северном Понте, дуплицировали многие топонимы на новых прижитых местах. По этой причине имеются повторения названий топонимов, таких как Тавр, Боспор, Турас (Днестр), Термодон, Истр, Себастия, Темискира. Лук и т.п. на Северном Причерноморье, что тоже внесло путаницу еще в труды античных авторов после геродотовского периода. Даже мифическую скифскую страну Гипербореев, которую Геродот ошибочно локализовал у истоков Истра, многие ищут на Урале, в Балтике или чуть ли не в Арктике, хотя анализ античных источников показывает, что данная скифская область находилась в горной цепи между Трабзоном и Самсуном.


В среде современных историков имеют место спекуляции по поводу реки Аракс, упоминаемой Геродотом. Очень часто Аракс пытаются идентифицировать с Амударьей, Сырдарьей или высохшим руслом Узбоя, хотя у этих рек были свои названия. Отметим, что река с таким названием была также в Тессалии (Пеней) и незначительная в Персиде, о которых, например, упоминает Страбон. Но сам Геродот четко указывает направление русла упоминаемого им Аракса:
...Там есть будто бы также и другие деревья, приносящие особого рода плоды. Собравшись толпой в одно место, массагеты зажигают костер и затем усаживаются вокруг и бросают эти плоды в огонь. От запаха сжигаемого плода они приходят в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянеют от вина. Чем больше плодов они бросают в огонь, тем сильнее их охватывает опьянение; пока наконец они не вскакивают, пускаются в пляс и начинают петь песни. Так рассказывают об образе жизни этого племени. Река же Аракс берет начало в Матиенских горах, откуда течет и Гинд, который Кир разделил на 360 упомянутых выше каналов. Аракс извивается, [образуя] 40 рукавов, из которых все, кроме одного, теряются в болотах и топях. В этих-то болотах, по рассказам, обитают люди, питающиеся сырой рыбой и обычно носящие одежду из тюленьих шкур. Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности, [впадая] в Каспийское море....5


Матиенские горы находились в Мидии и хотя бы уже поэтому геродотовский Аракс НИКАК невозможно спутать с Амударьей, Сырдарьей или высохшим руслом Узбоя. Тем более Геродот в другом месте отмечает, что «Аракс течет на Восток» 6,тогда как русла Сырдарьи, Амударьи и Узбоя простираются на запад, а Волга течет на юг. Однозначно, что Аракс Геродота не связан с географией Туркестана. Но почему-то часть академистов упорно не соглашаются с историческими данными и в силу ложных стереотипов и в угоду политизированных антиисторических концепций интерпретируют события в желаемом для себя направлении.
Есть еще мнение, что Геродот мог спутать Аракс с рекой Кызыл Узен (Сефидруд) Юж. Азербайджана, или также могла называться и эта река. Гидроним Аракс по Страбону имеет этимологию как межевой, а более точно отделяющей реки7. А Стефан Византийский отмечает, что Аракс получил свое название от глагола араксай (αραξαι)-разорвать8. Стефан Византийский, как более поздний автор, уже давал приблизительное смысловое значение слова араксай. В древнетюркском языке есть глагол ar-разделять9, а также слова ara-промежуток10, и araqi-находящийся в промежутке11. Действительно, с тюркского языка АРАК ЧАЙ переводится как разделяющая река. В древнегреческом языке не существовало звука -ч и все тюркские слова с этим согласным передавались через -с (например, печенегов Страбон и др. ранние авторы называют пасианами). Правда, в некоторых тюркских диалектах слово çay передается как say, как, например, в гидрониме Енисей.


Но имел ли Кызыл Узен еще название Аракс? Можно отметить, что примерно по руслу этой реки когда-то проходила граница между Манной и Мидией. Сам гидроним Кызыл Узен (тюрк. Красная Река), имеет древнее происхождение, так как вдоль его нижнего и среднего течения находилась область Гизильбунда, которая была отмечена еще в ассирийских текстах X-XI в. до н.э. Слово gizil является одним из многих тюркских заимствований в аккадском языке и выражает красный цвет, а также использовалось в значении красного ритуального пламени.12 В транскрипции gisal-красный13 он отмечается в древневавилонской лексике (XX-XVI вв. до н. э.), а как gizil-сакральное пламя14 в средневавилонской (XVI-XII вв. до н. э.). В этом случае историческая область Гизильбунда в Южном Азербайджане этимологизируется как земля красного сакрального пламени. Получила она это название, видимо, из- за храмов огня, находящихся в этой области. Данный факт является свидетельством древней фиксации наименования Страны Огней. Это эпитет, который имеет Азербайджан еще с древних дозороастрийских времен. Отсюда следует, что название «Страна Огней» ошибочно связывать с зороастрийством.

 

река Кызыл Узен

 

Так или иначе, возможно в глубокой древности у р. Кызыл Узен было еще второе название как Аракс, так как и она брала начало с Матиенских гор и выполняла еще межевую функцию. Интересно, что в деревне Зивие вокруг Саккыза, которая находится примерно в регионе нижнего течения Кызыл Узен, во время раскопок были найдены предметы скифского искусства, датируемые некоторыми учеными эпохой IX-VIII вв. до н.э. Но межевая функция была и у р. Аракс. И более вероятно, что река, перейдя которую скифы вступили в киммерийскую землю, и есть сегодняшняя известная нам река. Отметим, что болота и топи, упоминаемые Геродотом, больше соответствуют устью Аракса и Куры при впадение их в Каспийское море. И скифы, в данном случае известные в ассирийских источниках как ишгузаи, обычно локализуются на Кавказе, хотя скифо-сакские племена проживали также на территории Манны. А киммерийцы с этим названием, начиная с VIII-VII вв., в ассирийских и позже древнегреческих источниках отмечены в большинстве случаев в верхних течениях Куры, Аракса, на южном Понте, на юге Урарту, в Каппадокии и еще дальше на западе.


Киммерийцы мало чем отличались от скифов, а данные этнонимы древние греки заимствовали у ассирийцев. Сам аккадский язык до прихода македонцев примерно 2000 лет являлся языком международной коммуникации почти от Индии на востоке до Тракии на западе, и до Абиссинии на юге. Этот письменный язык заимствовал очень много терминов с тюркского, угорского, сумерийского, касситского, хурритского, египетского языков, что частично также обусловлено разным этническим происхождением самих писцов. При рассмотрении в аккадском языке особенно часто встречаются тюркские корневые основы, заимствованные как через сумерийцев, так и от языков прототюркских народов, которые имели свои государства по периферии семитоязычного мира. При этом также нужно отметить, что индо-европейские языки имеют очень много заимствований с аккадского языка.


Есть немало слов - заимствований с аккадской лексики на санскрите, персидском или греческом языках. Современными лингвистами они ошибочно определяются как исконно индо-европейские лексемы, хотя еще со времен Гомера и раньше греческий язык заимствовал аккадские термины. Одним из этих слов является этноним киммерийцы (Κιμμερίους). Данное аккадское слово как Gimirraya во множественном числе имеет корневую основу, которая отмечается в форме gamir-сильный, прочный15, или gimir-ударная, или главная сила армии16. Сам корень слова gamir/gimir, отмечающийся еще в староаккадском языке, является частичной калькой, или просто синонимом сумерийского (шумерского) термина šaggina/šaggin/šagina - командир, полководец17. Профессор Джон Халлоран выводит данный термин из соединения слов šag-выдержка, мужество и gina-прочный, устойчивый. И в этом вопросе видит связь с алтайскими şogun и kagan18. Сюда можно также добавить тюркский sagun о чем мы говорили в четвертой части этой работы. Сумерийский šaggina/šaggin/šagina в аккадском языке фиксируется как šaknu19.


Следует отметить, что в сумерийском языке термин saga20 , а в аккадском saganu21 также употреблялся для обозначения предводителя, или вождя. Или, например, сумерийское слово saggiš - биться, воевать22 очень сильно корреспондирует с тюркскими sögüş-браниться23 и süngüş-биться, воевать24. В этом ряду можно также отметить древневавилонское слово sagbû - головная военная сила, гвардейцы или как бы сегодня выразились войска специального назначения25. Есть также šagašu/šakašu - сечь, убивать во время сражения26 и šaggu-прочный, тугой; натянутый 27. В общем, примеров компаративистики более чем достаточно. Еще в четвертой части данного исследования, где более детально анализировалась этимология термина sak, я отмечал, что данное слово уходит в досумерийскую эпоху и имело широкий спектр использования. В данном контексте эти примеры были приведены просто для иллюстрации соответствия аккадского gamir/gimir и сумерийского šag/šak. И во всех трехязычных текстах Ахеменидов во множественном числе термин sak в аккадо-вавилонской версии проходят как gimiri, во втором языке (мидийском) как šakka, а в древнеперсидском saka28. То есть такие этнонимы как саки и киммерийцы по большему счету являются просто синонимами, которыми изобилует аккадский язык.


Этноним скиф, который в древнегреческом языке озвучивался как skuth (Σκυθ) был перенят с аккадского ašguz/išguz. (Хотя Геродот отмечал, что так их назвали эллины, Страбон полностью развенчивает данный тезис Геродота). Как видно, здесь начальная гласная отпала. Древнегреческая буква -θ (theta) в этнониме Σκυθ произносилась ближе зубному английскому [θ] как например в thin, или thank. Тюркологи давно отметили фонетическое сходство аккадского ašguz/išguz с тюркским oquz, вернее с iç oğuz (Внутренний Огуз). Любопытно, что в лексике среднеаккадского языка есть слово ašgugu, которое переводится как битва, бой, а в древнеаккадском ašqulalu/išqulalu - оружие. Выходит, что такие слова в аккадском языке как гимир, сак и ашгу/ишгу семантически связаны с такими понятиями как битва, воин и оружие. В четвертой части данного исследовательского проекта мы частично затронули эту тему. Не случайно Геродот отмечал, что все скифы - конные лучники 29 и в каждой скифской области на холмах водружен старый железный меч, который являлся кумиром Ареса 30. Видимо, ишгузы, упомянутые в ассирийских источниках, и есть те скифы, которых Геродот называет царскими, объединяя их еще в слово сколоты (Σκολότ)31. Данное слово корреспондирует с iškigulu урартских надписей (а оно, соответственно, с аккадским išqulalu), где этим названием именовались сако-скифы Южного Кавказа. Опять же и здесь у Геродота падает начальная гласная. Вообще в индо-европейских языках при заимствованиях тюркизмов такая тенденция прослеживается. Такие примеры как алачыг-лачуга, алаша-лошадь, Арыслан-Руслан и т.п. очень демонстративны в этом плане.


Нужно отметить, что имеющие схожие значения в аккадской лексике термины gimirraya, sak/šak, ašguz/išguz встречаются как наименование племенных групп в ассирийских клинописных текстах, в основном, начиная с VIII в. до н.э. Но более древним определением для кочевых орд, начиная с сумерийского периода, являлся термин Umman-Manda, что приблизительно переводится как «народ-войско». В эту категорию в ранний период попадали касситы (кассу), которые управляли Вавилонией в период XVIII-XVII вв до н.э., турукки, гутии, лулубеи, субарейцы, кумании, куммухцы и др. конные народы Древнего Мира. К сожалению, история этих народов почти не освещена, хотя имеется некоторый фактологический и лингвистический материал.


Следует принять во внимание, что еще в древности эламитяне называли саками племена касситов, что уже свидетельствует о не иранском происхождении саков и древности самого этнонима.
Позже уже маннейцы, киммерийцы, мидийцы и немалая часть хеттов обозначались как войско Умман-Манды, которые очень долго терзали Ассирию и Вавилонию. Вот почему в анналах Эссархаддона «непокорные гутии» с легкостью представлены как многочисленная армия короля Ишпакай страны Ашкузай. Известно, что гутии еще XXIII-XXII вв. до н. э. покорили Сумер и Аккад. Кочевые орды гутиев на тот момент локализуются между субарейцами севернее Месопотамии и эламитянами на юго-востоке. Очевидно, что менялись просто названия народов, что очень характерно для алтайских народов, а сами они оставались на той же периферии. В этом свете является несостоятельной теория о пришлости скифов со степей Северного Причерноморья на Кавказ и южные регионы в VIII-VII вв. до н. э. И сведения Помпея Трога, где он отмечает, что «в течение 1500 лет платила Азия дань скифам. Прекратил выплату дани царь ассирийский Нин» имеет под собой основание. А информация Диодора Сицилийского об изначальном проживании скифов на берегах Аракса и приобретении земель до гор Кавказа об их дальнейшем распространении с этого региона по разным сторонам света обретает реальные очертания. Более того в том же месте он указывает направления расширения скифов по Евразии:
...Впоследствии, по скифским преданиям, появилась у них рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя - змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвел сына по имени Скифа, который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назывался Пал, а другой - Нап. (4) Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы, один палами, а другой напами. Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила. (5) Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов с одной стороны до восточного океана, с другой до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие массагетами, некоторые аримаспами и подобно им многие другие. (6) Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами. (7) Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню.


Упоминания названия р. Аракс в связи со скифами в трудах Геродота и весьма эрудированного для своей эпохи Диодора Сицилийского являются очень важными историческими сведениями. Тем более, что они подтверждаются клинописными текстами Передней Азии. Опираясь на данный факт, можно констатировать, что свободные племена с берегов Аракса, которые отмечал Плутарх, имели скифское происхождение. В следующей части мы продолжим беседу об албанских племенах.


На рисунках: Предметы скифского искусства, найденные при раскопках в деревне Зивие, недалеко от г. Саккыз, Южный Азербайджан. IX-VIII вв. до н.э.





 


 

Эльшад Алили

 

Продолжение следует ..

 

1) Геродот ИСТОРИЯ, книга I, 104.
2) Геродот ИСТОРИЯ, книга IV. 11-12.
3) Геродот ИСТОРИЯ, книга I, 201.
4) Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга I. 1. 10
5) Геродот ИСТОРИЯ, книга I. 202.
6) Геродот ИСТОРИЯ, книга IV. 40.
7) Страбон ГЕОГРАФИЯ, книга XI. 14. 13.
8) А. Н. Гаркавец ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ В АНТИЧНЫХ И ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ, Сборник материалов, стр. 444.
9) ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ СЛОВАРЬ, АН СССР, Ленинград-1969, изд. Наука: стр. 50.
10) там же.
11) там же, стр. 51.
12) THE ASSYRIAN DICTIONARY, Of The Oriental Institute Of The University Of Thr Chicago; в 26 томах, том VI, стр. 113.
13) там же, стр. 97.
14) там же, стр. 88
15) там же, стр. 33.
16) там же, стр.75.
17) John Halloran SUMERIAN LEXICON.
18) там же.
19) THE ASSYRIAN DICTIONARY, Of The Oriental Institute Of The University Of Thr Chicago; в 26 томах, том XIX, стр. 180.
20) Danil Foxvog (University of California) ELEMENTARY SUMERIAN GLOSSARY (after M. Civil), стр. 46.
21) THE ASSYRIAN DICTIONARY, Of The Oriental Institute Of The University Of Thr Chicago; в 26 томах, том XVIII стр. 21.
22) Freiedrich Delitzsch SUMERİTCHEN GLOTTAR, Leipzig 1914; стр. 231.
23) ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ СЛОВАРЬ, АН СССР, Ленинград-1969, изд. Наука: стр. 510-511.
24) там же, стр. 518.
25) THE ASSYRIAN DICTIONARY, Of The Oriental Institute Of The University Of Thr Chicago; в 26 томах, том XVIII стр. 22.
26) THE ASSYRIAN DICTIONARY, Of The Oriental Institute Of The University Of Thr Chicago; в 26 томах, том XIX, стр. 66.
27) там же, стр. 71.
28) THE SCULPTURES AND INSCRIPTION OF DARIUS THE GREAT ON THE ROCK OF BEHISTCN IN PERSIA. (A NEW COLLATION OF THE PERSIAN, SUSIAN, AND BABYLONIAN TEXTS, WITH ENGLISH TRANSLATIONS, ETC.) Oxford University Press, London 1907, стр. Ixxiii.
29) Геродот ИСТОРИЯ, книга IV.46.
30) Геродот ИСТОРИЯ, книга IV.62.
31) Геродот ИСТОРИЯ, книга IV.6.

Библиотека

Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы

Подробнее

Социальные сети