Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана
"Вымышленный Тигранакерт в Карабахе, не армянский царь Тигран II и не существовавшая на Кавказе «Великая Армения»"
... Теперь перечислю те племена, которые окружают это [Каспийское] море, начиная с северных стран, которые склоняются к западу и которые заключают [в себе] берега Каспийского моря; во-первых, скифские племена, живущие около Сатурнова моря и устья Гирканского понта; выше них находятся владения грифов, изобилующие изумрудами, каких нет в другой части света; они стерегут себе чистое золото; но все превозмогающее дерзкое стремление к суровой наживе, увы, двигает оружие людей против птиц: враги аримаспы ведут борьбу с грифами. Здесь также блестит громадная масса кристалла. Затем следуют тины, а за ними - храброе племя каспиев; потом воинственные [сыны] свирепого Марса албаны...
Присциан «ЗЕМЛЕОПИСАНИЕ»
Марс почитался всеми скифскими племенами, о чем имеются упоминания в античных источниках. Присциан, используя для албанцев эпитет «воинственные сыны свирепого Марса», косвенным образом указывает на их скифское происхождение. Скифскими являются имена царя Албании Орода (1) (у Аппиана Ороз-‘Οροις (2) ) и его брата Коса
(Κῶσις (3) ). Почему-то переводчики Плутарха на русский язык воспроизводят это имя как Косид. Такие же имена фиксируются у других скифов, например, среди парфянских правителей встречаются несколько царей с именем Ород. Так же звали одного из сыновей парфянского царя Артабана, которому отец отдал Армению (4).
Царь Албании Ород и его брат Кос в античных источниках выступают во главе войск Албании на войне с римлянами, над которыми командовал Гней Помпей Магн. Иллюстрация войны Помпея с албанцами у римских авторов, мягко говоря, вызывает некоторые вопросы. По сведениям античных источников, Помпей трижды воевал с албанцами и, трижды побеждая, даровал мир албанскому царю Ороду (или Орозу) (5). Хотя по сведениям этих же источников один раз побежденный царь Иберии Арток попал под власть Рима, при этом ему сохранили царскую власть (6). Здесь тоже, видимо, не все так очевидно, как описывается.
Аппиан, в отличие от Плутарха, отмечает, что Арток и Ород совместно встретили Помпея. То есть с Помпеем воевали союзные войска иберцов и албанцев. Логика событий указывает на то, что царь Иберии Арток после битвы согласился на вассальную зависимость от Рима. С этого момента Иберия, хотя формально и считалась территорией Рима, по сравнению с другими странами и провинциями имела больше свободы действий. А над албанцами Рим, видимо, не одержал окончательной победы. Дело в том, что Помпей, имеющий намерения двинуться на восток к Каспийскому морю, повернул назад, хотя находился в трех днях пути от Каспия и жаждал повторить подвиг Александра Македонского. Плутарх это объясняет тем, что Помпей «вынужден был повернуть назад из-за множества ядовитых пресмыкающихся», (7) якобы попадающих на пути римского войска. Данное объяснение вызывает недоумение. В истории нет такого второго случая, когда войско победителей поворачивало назад по причине множества змей и скорпионов. Тем более, что римские легионы не раз воевали и продвигались дальше в пустынях Северной Африки, Аравии и Сирии, где во множестве водятся всякого рода ядовитые пресмыкающиеся.
Любопытные сведения о ядовитых пресмыкающихся Албании имеются у Страбона, который черпал информацию о кавказских народах, в основном, из сведений сподвижников Помпея:
«3...В этой стране водятся некоторые ядовитые пресмыкающиеся, а также скорпионы и ядовитые пауки. Укус одних ядовитых пауков заставляет людей умирать, смеясь, а укус других - плача от тоски по погибшим родственникам». (8)
Видимо, миф о характере ядовитых пресмыкающихся Албании настолько был распространен, что Страбон счел нужным обратить на это внимание. Подобные сведения, когда от укуса некоторых пауков люди умирали, смеясь, а от других начинали ностальгировать по своим умершим, говорят о басенном характере всех сведений о ядовитых пресмыкающихся Албании. Кроме того, с побежденными три раза подряд не воюют и каждый раз им не даруют мир. Для римлян это было не характерно. По всей вероятности, Помпей так и не достиг окончательной победы над албанцами, отчего ему пришлось три раза биться. По-видимому, «победу» над албанцами ему присвоили приближенные (и он сам) для окончательного празднования третьего триумфа в Риме. Ведь до этого он уже имел два триумфа - Над Европой и Африкой. После Митридатовых войн, военных действий на Ближнем Востоке и Кавказе Помпей отпраздновал третий триумф. Добавив к двум предыдущим триумфам еще триумф над Азией, Помпей стал единственным римским полководцем, отпраздновавшим триумф над тремя континентами.
Но однозначно, что Албания сохранила независимость, и уже позже Император Нерон вербовал войска в Британии, Германии и Иллирии ( запад Балканского полуострова) для войны с албанцами. (9) Во всяком случае, в триумфальной процессии Помпея как пленников вели «сына Тиграна, царя Армении, вместе с женой и дочерью, жену самого Тиграна, Зосиму, царя иудеев Аристобула, сестру Митридата, пятерых его детей и скифских жен; затем вели заложников, взятых у албанов, иберов и царя Коммагены» (10). Таким образом, в самой процессии пленных албанских вельмож не было. А заложниками всегда обменивались при заключении мирного договора. Любопытно, что победы в войнах с Митридатом и Тиграном одерживал Лукулл, а триумф праздновал Помпей, что свидетельствует о неоднозначном характере внутриполитических козней и интриг Рима.
Важно отметить, что Митридат и так называемый Тигран II были по происхождению персами, а конкретно Ахеменидами с эллинистическим уклоном (и в особенности Тигран, который переселял греческих жрецов в Армению и ставил статуи эллинских богов в разных местах). В связи с этим необходимо высветить важную деталь. Известно, что вышеназванный Тигран (а их среди царей и правителей персидского рода было очень много), будучи зятем Митридата, при его поддержки расширил свое царство путем войн, но после завоеванные им территории были частично отобраны Лукуллом и полностью Помпеем, хотя тот ему позволил царствовать на территории Большой Армении, которая, начиная от Верхнего Тигра простиралась до верхних течений Аракса. Плутарх так и отмечает: «Лукулл, поспешно продолжая путь, перешел Тигр и вступил в Армению» (11). Невзирая на эти исторические сведения армянские историки пытаются растянуть границы державы Тиграна на востоке до места, где Аракс впадает в Каспийское море. Хотя Плутарх отмечает, что для войны с Лукуллом ряды союзных войск Тиграна пополнили «толпы албанов и сопредельных им иберов, да к ним еще присоединились, тоже в немалом числе, вольные племена с берегов Аракса, привлеченные лаской и подарками Тиграна» (12). Так что утверждения армянских ученых о господстве Тиграна на территории вплоть до Каспийского моря абсолютно безосновательны.
Правление Тиграна являлось прямым отражением персидской деспотии, что вообще-то к армянству не имело никакого отношения. Да и не могло иметь, ведь в исторических источниках той эпохи нет ни одного четкого свидетельства о существовании армяно-хайской нации в пределах Армении, название которой тоже не имеет отношения к армяно-хайскому языку. К тому же имя Тигран ничего общего не имеет с армяно-хайским языком. Все античные источники отмечают именно армениев, проживающих в Армении, а не армян, как неправильно переводят многие переводчики на русский язык.
Между термином «армений» и сегодняшним этнонимом «армянин» имеется такая же разница, как между египтянами эпохи фараонов и современными. Очень разные этносы, хотя и те и другие являются египтянами. Термин «армении» для античного мира являлся собирательным названием всех племен и народностей, населяющих Армению, где этническая окраска была весьма пестрой. Цари, знать и их окружение, военные сословия, начиная с периода Ахеменидов вплоть до окончательного воцарения Малых Аршакидов в Армении, в большинстве случаев имели персидское происхождение. Об этом имеются четкие сведения у Ксенофонта в его Анабазисе. Сами Оронтиды-Ервандиты были потомками Гидарна, одного из семи персов - приближенных царя Дария. И по свидетельству того же автора, население Внутренней, то есть классической Армении в большем случае было персоязычным. После этого периода временами над Арменией правили цари мидийского и скифского происхождения. Начиная как минимум с Артаксия, цари и правители этой страны из-за малонаселенности Армении наполняли ее разными народами из соседних стран. Об этом даже упоминается в текстах на грабаре, например, у Моисея Хоренского:
«По свершении всех доблестных и полезных дел Арташес при¬казывает определить межи деревень и агараков, ибо он умно¬жил население Армянской страны, приведя многие чужеземные народы и расселив их по горам, долинам и полям» (13).
В частности, сам Тигран переселил огромное количество населения завоеванных им (и Митридатом) стран в Армению. Это были греки, капподокийцы, киликийцы, адиабенцы, гордиэнцы, иудеи, арамейцы, арабы и др. племена и народы. А количество переселенного населения исчислялось сотнями тысяч. Только количество насильно переселенных капподокийцев было 300.000 душ (14). Многих греков позже Лукулл вернул на родину, оплатив им дорогу. Необходимо подчеркнуть, что среди переселенных Тиграном народов не перечисляются иберы и албанцы, то есть эти страны и сопредельные территории были независимы от Митридата и Тиграна. Сам Тигран слыл жестоким тираном, издевающимся даже над царями побежденных народов, о чем имеются сведения у античных авторов (15).
Так что однозначно границы государства так называемого Тиграна II на севере и востоке примыкали к Араксу, а не к Каспийскому побережью. Ибо ему, который по Плутарху просто «глумился над народами», (16) не пришлось бы привлекать на войну лаской и подарками вольные племена с берегов Аракса. А многочисленность Приараксийских племен свидетельствует о большем географическом ареале мест их проживания. Тем более, что к Каспийскому морю не смог продвинуться сам Гней Помпей Магн, перед которым «Тигран снял свою китару, намереваясь сложить ее к ногам полководца и, что самое постыдное, упасть перед ним на колени» (17).
И естественно, севернее Аракса не могло быть им построенных Тигранакертов, что является просто вымыслом и примитивной фальсификацией армяно-хайских деятелей от науки. Упоминание в тексте Страбона Иберии (18) около Зеугмы на Евфрате, где Тигран построил город, подало повод армянским фальсификаторам создать миф о Тигранакертах недалеко от границ Иберии. Между тем даже беглый просмотр текста этого места у Страбона выявляет, что переписчик ошибся и вместо названия Хабур вставил Иберию, тогда как последняя находилась очень далеко от месторасположения Тигранакерта. Сам Тигранакерт был построен в Приевфратье, а именно в бассейне реки Хабур. А вставка у Себеоса о «другом Тигранакерте» является элементарным подлогом, которыми изобилуют тексты грабара и чем не гнушаются всякие армянские архиепископы Шахатуни и т.п. И почему нет никаких упоминаний о Тигранакерте в Карабахе в трудах других исторических авторов, в том числе и в текстах грабара? Почему об этом Тигранакерте нет упоминаний у Хоренского, Фавста Византийца, или у Левонда, который описывал географию региона? И почему у Себеоса проходит выражение именно «другой Тигранакерт», когда настоящего Тигранакерта в его эпоху уже не существовало? Да и сам Тигранакерт, построенный в Приевфратье, просуществовал недолго.
И вообще армянская летописная традиция не упоминает даже настоящего Тигранакерта, так как имела мало информации о самом Тигране. Тексты грабара почти ничего не знают о так называемом Тигране II и тем паче о Тигранакерте. Очень сумбурные и запутанные сведения о нем имеются у Хоренского, и совершенно очевидно, что эти главы являются поздней вставкой малограмотных писцов, у которых Тигран якобы побеждает Красса, берет в плен лидийского царя Креза и воюет против Помпея. Эту фальсификацию развенчивает уже тот факт, что Крез и Тигран жили в разные эпохи с разбросом в 400 лет! А с Крассом воевали парфяне, что является общеизвестным фактом.
Сам труд Себеоса считался утраченным, но вдруг в подвалах Эчмиадзина в 1840-м году архиепископом Шахатуни якобы была найдена анонимная рукопись, исследовав которую он решил, что данная книга является историей Себеоса об Ираклии, где якобы упоминается «другой Тигранакерт». Вот так армянские фальсификаторы во все времена сами ниоткуда стряпают угодные им «сведения» и вклинивают их в исторические источники. Подчеркиваем, что в других текстах грабара нет сведений даже о настоящем Тигранакерте, потому что армянская письменная традиция мало что знала об этом Тигране и тем более о Тигранакерте на Евфрате, который просуществовал совсем недолго.
Да и по какому знаменательному случаю Тигран мог построить город в Албании, которая являлась сакской землей и назвать его Тигранакертом? Ведь сам Тигранакерт, построенный в бассейне р. Хабур, был возведен потому, что именно на этом месте Тигран надел корону Армении (19). И именно по сему знаменательному случаю построенный город был назван Тигранакертом. И как же Тигран мог построить город в Албании, где он не имел никакого влияния? Ведь из вышеприведенного отрывка из Плутарха становится ясно, что даже Приараксийские племена были свободными и ему не подчинялись. И как же он мог построить в Албании город, когда даже настоящий Тигранакерт он не успел достроить до конца, и этот город Лукулл с легкостью разрушил? Да и вообще имя самого Тиграна и названия города в честь его коронации не имеет никакого отношения к армяно-хайскому языку.
Эльшад Алили
Продолжение следует ..
1) Фестус: БРЕВИАРИЙ ДЕЯНИЙ РИМСКОГО НАРОДА, гл. XVI.
2) Аппиан: МИТРИДАТОВЫЕ ВОЙНЫ, гл. 103.
3) Плутарх: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ, ПОМПЕЙ, гл. 35.
4) Иосиф Флавий: ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ, книга XVIII, 2.4.
5) Фестус, там же.
6) Аппиан, там же.
7) Плутарх, указ. сочинение, гл.36.
8) Страбон: ГЕОГРАФИЯ, книга VII, часть IV, гл.3.
9) Тацит: ИСТОРИЯ, книга I, гл 6.
10) Плутарх, указ. сочинение гл. 45.
11) Плутарх: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ, ЛУКУЛЛ, гл.24.
12) Плутарх, указ. сочинение, гл. 26.
13) Моисей Хоренский «ИСТОРИЯ АРМЯН», (перевод с древнеармянского языка, Гагика Саркисяна): книга II, гл. 56.
14) Аппиан, указ. сочинение, гл. 67.
15) Плутарх, указ. сочинение, гл. 21.
16) Плутарх, там же.
17) Плутарх: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ, ПОМПЕЙ, гл. 33.
18) Страбон: ГЕОГРАФИЯ, книга XI, часть 14я. гл.15.
19) Аппиан, там же.