Проекты / Тюркский след в Древнем Мире: Разрушение ложной исторической матрицы / «Тюркский след в истории армян» /

часть 2. Сенсация: изобличена главная фальсификация о Первопрестольной армянской церкви

 

  • часть 1. Происхождение Мамиконянов в интерпретации армянских фальсификаторов
  •  

    Матерь армянских церквей находилась в Тароне, а первая церковь была учреждена в Аштишате, западнее озера Ван. А  значит и первая соборная церковь Армении находилась не на территории Республики Армения, созданной на исконно азербайджанских землях, а на территории современной  Мушской области Турции! Об этом свидетельствует живший в IV в. автор «Истории армян»  Фауст Византийский, которого в армянских источниках именуют Фавстос Бузандаци, пытаясь приармянить древнего ученого.  

     

    В предыдущей части было отмечена необходимость  разобраться  с поддельными фактами в «Армянской Географии», приписываемой то ли Моисею Хоренскому, то ли Ананию Ширакаци (VII в),  и в «Повествовании об Иракле», приписываемом Себеосу (VI-VII вв). Подложность  «Армянской Географии», в первую очередь, бросается в глаза еще потому, что там многие неармянские области представлены как исконно хайские территории, в результате чего территория классической Армении по масштабам оказывается даже больше чем территория Сасанидского Ирана. И этот труд выдается за достоверное историческое произведение! Одним из самых важных признаков сфальсифицированности этой компиляции является то, что автор локализовал Айраратскую область вокруг сегодняшней Араратской долины:

     

    15. Айрарат, находясь в середине выше названных провинций, имеет 20 областей: 1. Басьян, 2. Габельян, 3. Абельян, 4. Вагавуник, 5. Аршаруник, 6. Багреванд, 7. Цагкотн, 8. Ширак, 9. Вананд, 10. Арагацотн, 11. Чакатк, 12. Масьяцотн, 13. Коговит, 14. Ащоцк, 15. Ниг, 16. Котайк, 17. Мазаз, 18. Варажнуник, 19. Востан-Двна до поля, 20. Шарур. Айрарат заключает в себе горы и поля, изобилие во всем и озеро Гайлато. Он производит червей из корня известной травы, из которых  приготовляют красную краску. Там же находится мать церквей (армянских, Эчмиадзин) в царственной резиденции в Вагаршапате.1

     

    Прямо скажем, это чистейшая подделка либо мхитаристов позднего периода, либо  российских армян царского периода, когда строились планы по созданию  Араратской Республики.

     

    Здесь мы подходим к очень важному звену цепочки армянских фальсификаций, поддерживаемой западной Церковью. Эти области совпадают с гипотетической территорией Араратской Республики, которую армяне должны были создать в начале прошлого столетия. Подобные липовые документы должны были играть роль для исторического обоснования и претензий на азербайджанские и турецкие территории.

     

    Но самое главное то, что по сей день  ложь о первых церквях Армении настолько прочно укрепилось в литературе в облике исторического аргумента, что никому не приходит в голову поставить ее  под сомнение. А ведь матерь армянских церквей находилась не Валаршабаде (Эчмиадзине) на территории современной Республики Армении, а в Тароне, то есть юго-западнее оз. Ван, о чем несколько раз свидетельствует в своем труде Фауст Византийский. Эти исторические свидетельства Фауста  изобличают одну из главных армянских фальсификаций о том, что так называемая первопрестольная Эчмиадзинская церковь якобы находилась на  исторических землях Азербайджана. Мы приводим отрывки из оригинала, чтобы можно было представить историческую ситуацию и масштабы армяно-хайских переделов истории, которые проводились при потворстве европейских держав и Российской империи:

     

    В ту пору патриарх Вртанес прибыл в большую и первую армянскую соборную церковь, находившуюся в гаваре Тарон, где еще ранее, во дни великого первосвященника Григория явились знамения и сокрушились алтари капищ. Прибыв туда, он совершил, как это имел обыкновение делать всегда, благодарственное жертвоприношение, подобно тому, как совершил Господь на кресте для нашего спасения и в память страстей (Господних) приобщился живительного и спасительного тела и крови Божьего Сына Господа нашего Иисуса Христа. Ибо так именно было в обычае армянских патриархов вместе с царями, вельможами, нахарарами и множеством народа чтить те места, где раньше были изображения идолов, и затем во имя Бога были очищены и сделались домами молитвы и местом паломничества для всех. В особенности имели обыкновение собираться в той главной церкви и там совершать поминовение покоящихся там святых ежегодно седьмого числа месяца Сахми, более всего в часовне великого пророка Иоанна. Так же ежегодно собирались в апостольских часовнях во имя учеников Господних и в церквах во имя мучеников и с великой радостью праздновали день поминовения их деяний и подвигов их жизни. 2

     

    Напомним, что область (гавар) Тарон, которой владели Мамиконцы, находилась западнее озера Ван. А  значит и первая соборная церковь Армении находилась не на территории сегодняшней Армении, а на территории сегодняшней Мушской области Турции! Но сегодня армяне и армянская церковь, ссылаясь на сфальсифицированную работу,  приписываемую Агатангелу Латинянину, утверждают, что церкви якобы современного Эчмиадзина являлись первопрестольными еще со времен Григория Просветителя, который якобы самолично  установил их. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из достоверного первоисточника, развенчивающий этот армянский миф:

     

    О житии и деяниях великого Даниила, человека Божьего, и о том, как он порицал царя Тирана и как был в наказание убит им.

     

    И был он сириец по происхождению и возглавлял кафедру великой и первой церкви в Тароне, матери всех церквей Армении, то есть кафедру главную и наиболее почитаемую, ибо там впервые была построена святая церковь и воздвигнут алтарь во имя Господа. И немного ниже дома Господня находилась церковь во имя пророка Иоанна и усыпальница апостолов. И вот эти места, по установленному патриархами и царями канону, почитались как первостепенные, подобно тому, как в гаваре Даранали почитается Торданская церковь, потому что там находятся могилы патриархов Григория и Аристакеса, а также и в память царя Трдата, который волей иль неволей впервые удостоился принять христианскую веру. Поэтому страна пожелала почтить эти места, где были погребены первые отцы-епископы; страна любила чтить своего праведного царя, первым поверившего в Христа, также и первоепископа, первора-деятеля Григориса, равно как в гаваре Айрарат первомучениц христовых Гаяне и Рипсиме, которые там погребены вместе со своими сподвижницами, а также особенно и первую церковь.

    Эти места были поручены ему вместе с гаварами, в которых они находились; и он был предан этой главной церкви, власти патриаршего престола, утверждению заветов кафолической церкви. Он был рукоположен в сан хорепископа великим Григорием тогда, когда тот разрушил алтари капища Геракла, то есть Вахагна, в местности по названию Аштишат, где и впервые положил основание святой церкви.3

     

    Вот  еще одно свидетельство Фауста о первой и главной церкви Армении:

     

    Он поехал в гавар Тарон и вызвал к себе всех епископов армянской страны. Съехались они в селении Аштишат, где впервые была построена церковь, которая была матерью церквей и местом, где происходили церковные соборы при предках. Все охотно явились на собор и имели полезное совещание об упорядочении мирских дел церкви и об установлении общих правил веры.4

     

     

    Как видим, в который раз Фауст Византийский, он же Фавстос Бузандаци, свидетельствует о том, что матерь армянских церквей находилась в Тароне, а первая церковь была учреждена в Аштишате. И эта география не имеет ничего общего с сегодняшним Эчмиадзином. Фауст также отмечает область Айрарат, где имелись погребения первомучениц армянской церкви Гаяне, Рипсиме и их сподвижниц.  Но этот Айрарат ничего общего не имеет с известной нашим современникам сегодняшней Араратской областью. Армянские фальсификаторы основательно перетасовали   исторические факты и добились того, что ложь стала приниматься как достоверный факт. .  Доводы будут приведены в следующих частях данного проекта.


     


     

    Эльшад Алили

     

    Продолжение следует ..

     


    Литература:

    1.      АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (ПРИПИСЫВАЕМАЯ МОИСЕЮ ХОРЕНСКОМУ), перевод с древнеармянского  К. Патканова 1887г.

    2.      Фавстос Бузандаци ИСТОРИЯ АРМЯН (ПОВЕСТИ БУЗАНДА) Академия Наук Армянской СССР Ереван, 1953. Перевод с древнеармянского М. А. Геворгяна, книга III, гл. III.

    3.      там же, книга III, гл. XIV.

    4.      там же, книга IV, гл. IV.