Всегда ли история объективно отражалась в средневековых армянских источниках? Сравнительное изучение одного из событий, имевших место в Византийской империи, проливает свет на реальное положение вещей.
Итак, в 1064 г. границы Византийской империи атаковали кочевые племена узов, спасавшихся от набегов печенегов. Еще одной причиной их переселения исследователи считают два сокрушительных поражения, которые они потерпели от киевского князя Изяслава Ярославовича. В начале осени полумиллионная орда узов начала переправу через Дунай. Попытка византийцев отразить кочевников отрядами болгар, греков и союзников-печенегов окончилась плачевно. Узы смели выставленный заслон и обрушились на Добруджу. Захватив город, кочевники вторглись в Македонию, Фракию, Фессалонику, Элладу. Некоторые отряды узов доходили до пригородов Константинополя. Константин X Дука вместо полномасштабной военной операции по отражению атаки выслал навстречу кочевникам небольшое войско, которое действовало в дальнейшем крайне неумело. Сам же заперся в одном из монастырей и довольствовался тем, что непрестанно молился.
Обороной дунайской границы руководили будущий император Никифор Вотаниат и армянин-халкедонит Василий Апокап (2, 66 – 69). Они оба не смогли справиться с узами и попали к ним в плен.
Ход этих событий пространно изложен в «Летописи» армянского историка Смбата Спарапета. Но в армянском источнике незначительный сводный отряд превращается в «многочисленное войско» (1, 35). Так же в тексте источника есть ряд других неточностей.
Спарапет датирует это сражение 514 годом армянского летоисчисления, т.е. 5 марта 1065 - 4 марта 1066 гг. Но это неточная дата, поскольку в этот период военачальники уже находились в плену. Помимо этого, в «Летописи» нет ни одного упоминания о сокомандующем Никифоре. Армянский летописец лишь сообщает, что узы «увели в плен Василия» (там же). Но как описывают эти события современники, в плен попали оба военачальника. Если даже предположить, что Смбат Спарапет объединил в своей хронике и пограничное сражение, и действия сводного отряда, то все равно остается неясным отсутствие в тексте источника хотя бы намека на Никифора.
В течение всей зимы 1064/65 гг. узы опустошали Балканы. С наступлением весны часть их откочевала, остальные остались в Македонии. Вскоре среди них вспыхнула эпидемия чумы и начался голод. Мощная и организованная некогда военная сила превратилась в беспомощную толпу, которую стали истреблять желавшие отмщения печенеги и болгары. После вмешательства Византии оставшихся в живых узов расселили в Македонии, отняли оружие и насильно крестили.
Когда вспыхнула эпидемия, находившийся в плену Апокап предложил части узов перейти на сторону Византии. Видимо, некоторые из ханов приняли его, поскольку в источниках есть информация, что Апокап вернулся ко двору Дуки. Прибывшие с ним ханы были награждены византийскими титулами.
Рассказ об этих событиях в «Летописи» Смбата носит апокрифический характер. В версии армянского летописца исчезают такие важные моменты, как эпидемия и голод среди узов, размещение их в Македонии и последующее крещение. Судя по следующей цитате, автор не знает даже слова «узы» . и называет их «три человека». В «Летописи» читаем:«Tpи человека выкрали Василия, привезли в Константинополь и представили Тукицу (т.е. Дуке – З.М.), за что получили большое вознаграждение» , - (1, 35-36).
Вышеназванные искажения и подлоги в «Летописи» Смбата Спарапета диктуют необходимость в компаративистском подходе для точного установления подлинности событий, изложенных в средневековых армянских источниках
Литература:
Заур Мехдиев