Ризван Гусейнов
В армянском обществе набирает оборот скандал, связанный с разрушением и варварским обращением с древними христианским храмами, включенными UNESCO в список Всемирного культурного наследия.
Речь идет о Санаинском (современная Армения, Алаверди — X век) и Гандзасарском (оккупированный Нагорный Карабах — XIII век) монастырских комплексах. В первую очередь следует отметить, что монастырский комплекс Санаин на севере Армении, недалеко от грузинской границы, является спорным, поскольку находится на землях, переданных Армении после создания СССР.
Однако армянские националисты зарятся на культурно-историческое и религиозное наследие соседних стран и народов, тогда как не в силах охранять исторические памятники на территории Армении. Монастырский комплекс Санаин практически рассыпается на части и насквозь пророс деревьями и кустарниками, которые разрушают купол и стены построек.
Причиной для скандала в Армении стало то, что молодежная инициатива «Не будем молчать» распространила фото, показывающие, в каком ужасном состоянии находится храм в Санаине. В итоге, многие общественные деятели Армении стали высказывать свое возмущение равнодушием церкви к храмам на территории страны. В частности, председатель организации по исследованию армянских памятников Самвел Карапетян поднял вопрос Санаинского монастырского комплекса перед католикосом Гарегином I, предложив хотя бы часть выделенных на строительство новых церквей средств отвести на решение проблем Санаина.
В ответ католикос заявил, что «у него нет дела до монастырей и церквей, находящихся в горах». Такой резкий ответ католикоса вызвал еще более бурную реакцию в Армении.
«Культовые строения логически должны прежде всего заботить церковь. Уж не говорю о государственных структурах, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы на куполах церквей не росли деревья», — сказал С.Карапетян.
Вслед за этим молодежная инициатива «Не будем молчать» распространила заявление, в котором отмечается, что переживает, причем, больше не из-за плачевного состояния Санаинского монастырского комплекса, а сознания того, на кого возложили надежду «в вопросе спасения святыни».
«Действительно, какое католикосу дело до церквей с тысячелетней историей, находящихся в горах, признанных UNESCO мировым культурным наследием. Он имеет дело только до строящейся в центре Еревана будущей своей резиденции.
И пусть служители церкви больше не удивляются позорно низкому рейтингу своего лидера в обществе, а также пусть никогда больше не жалуются на секты, поскольку именно они создают плодотворную почву для их процветания. Ответ на вопрос о спасении Санаина — тому доказательство», — отмечают авторы сообщения.
В запущенном состоянии монастыря Санаин Х века стали винить и министра культуры РА Асмик Погосян.
В другом сообщении, посланном членами инициативы «Не будем молчать», в частности, говорится: «Сегодня, спустя 15 месяцев после посещения премьер-министра, растительность на куполе храма стала еще гуще. После отъезда Тиграна Саркисяна об объекте всемирного культурного наследия вновь позабыли, инициатива «Не будем молчать» обвиняет в происходящем министра культуры Армении — Асмик Погосян.
Подобное плачевное состояние монастырского комплекса Санаин инициатива «Не будем молчать» считает позором для всех армян. Фактически выходит, что армяне не уважают свои известные очаги мирового культурного наследия».
Напомним, что еще в апреле 2010 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян с рабочим визитом побывал в области Лори и в монастыре Санаин. Было проведено рабочее совещание по вопросу реставрации монастырского комплекса Санаин. Глава правительства отметил, что для восстановления Санаина необходима комплексная программа. Планируется создание комиссии, членами которой должны быть представители соответствующих государственных ведомств, представители Армянской Апостольской Церкви, а также специалисты в данной области. Комиссия должна подробно изучить вопрос реставрации храма и представить отчет премьер-министру.
Однако ничего подобного сделано не было, и монастырь продолжает тихо разрушаться.
А другой, не менее известный, Гандзасарский монастырский комплекс в оккупированном Нагорном Карабахе, многие века являвшийся резиденцией албанских патриархов, стал жертвой вандализма местного неуча-мецената. Один местный меценат решил облицевать каменными плитами стены и ограду монастыря XIII века, который также внесен UNESCO в список мирового культурного наследия.
Как сообщает армянский сайт PanARMENIAN.Net, армянские архитекторы грозятся прибегнуть ко всем возможным действиям, для того чтобы спасти Гандзасарский монастырь. По словам зампредседателя Ассоциации архитекторов-реставраторов Армении Степана Налбандяна, если облицовка в монастырском комплексе не прекратится и он не будет восстановлен в своем прежнем облике, то армянские архитекторы обратятся в UNESCO, чтобы спасти Гандзасар. Однако он отметил, что архитекторы не желают политизировать данный вопрос. «Мы думаем также обратиться к Католикосу Всех Армян или организовать голодовку у монастырского комплекса, чтобы решить проблему», — сказал Налбандян.
«На самом деле все ждут, когда инициатор реставрации Гандзасарского монастыря, меценат Левон Айрапетян, прибудет на место событий, после чего мы уже решим что делать», — сказал Налбандян, добавив, что пока что неизвестно, когда Айрапетян, который сейчас находится в Париже, приедет. «Гандзасар портят безвкусной облицовкой. Проводя так называемые реставрационные работы, меценаты уничтожают историю», — подчеркнул Степан Налбандян.
К призыву о прекращении облицовки стен в последние дни присоединилась также Ассоциация архитекторов-реставраторов Армении, в частности, председатель ассоциации Гагик Согомонян сообщил журналистам, что «Реставрация Гандзасарского монастыря обошлась бы армянскому меценату дешевле и была бы осуществлена в рамках закона, если бы он обратился в армянскую Ассоциацию архитекторов-реставраторов».
А в ходе состоявшегося 15 июля пресс-тура в Санаин руководитель общественной молодежной инициативы «Не будем молчать» Ашот Погосян выступил с резкими заявлениями в адрес армянских властей.
Руководитель азербайджанского НПО «Содействие развитию связей с общественностью», кандидат философских наук, публицист Шелале Гасанова прокомментировала вопрос плачевного состояния религиозных памятников в Армении и на оккупированных азербайджанских территориях.
«Вызывает сожаление, что на оккупированных азербайджанских территориях уничтожаются религиозные памятники, в том числе Гандзасарский монастырский комплекс, являющийся жемчужиной албанской культуры, который, попав в руки Армянской церкви в XIX веке, превратился в «армянский» храм. Дело в том, что после того как Кавказ был присоединен к царской России, вслед за этим Русская Православная Церковь в 1836 году упразднила Албанскую Автокефальную Церковь, передав все ее имущество, храмы, священные книги, рукописи и архивы Армянской церкви. Таким образом многие храмы, в том числе и Гандзасарский комплекс — резиденция албанских патриархов, попали в руки Армянской церкви», — сказала Гасанова.
То, что этот комплекс относится к албанскому культурному наследию, признают сами же армянские исследователи. В частности, первый президент Академии наук Армянской ССР И.А.Орбели в книге «Хасан-Джалал, князь Хачинский. Избранные труды», изданной в Ереване, признавал Хачен — регион Нагорного Карабаха «частью древней Албании». А сам Хасан-Джалал, живщий в XIII веке, в своих эпиграфических надписях именовал себя Албанским царем. В период правления Хасан-Джалала были возведены ряд строений, в том числе и Гандзасарский монастырь (1240 г.), а также сделаны дополнения по истории Албании ХIII в. к труду албанского историка Моисея Каланкайтукского «История албан».
В книге армянского архиепископа Макара Бархударяна «Арцах», опубликованной в Баку в 1895 г., имеются ценнейшие сведения о религиозных ценностях, сохранившихся в Карабахе в конце XIX в., часть из которых можно отнести к числу албанских, в том числе Гандзасарский монастырь.
И.А.Орбели («Надписи Гандзасара», Петроград, 1919 год) исследовал албанскую эпиграфику Хачена, перевел одну из больших эпитафий внутри Гандсазарского Собора: «Я, Гасан Джалал…. Царь Албанский, построил Ганзарский собор по настоянию албанского патриарха — католикоса Нерсеса для моего албанского народа». А про албанские корни населения Хачена четко писал армянский историк В.Ишханян («Кавказские народы», Петербург 1916):
«По древним историческим представлениям, считающаяся истинной родиной армян Великая Армения находится за пределами России, а еще точнее, располагается в Малой Азии. А что касается армян, проживающих в Карабахе, то одна часть из них являются арменизированными аборигенами, то есть они из рода древних албанцев, другая часть — это иранские и турецкие беженцы, которые, спасаясь от преследования и нападок, нашли убежище на территории Азербайджана».
Фактически Ишханян, Орбели и другие армянские исследователи четко дают понять, что Армения находилась вне Кавказа, что армяне являются переселенцами или же ассимилированными посредством Армянской церкви албанами. По словам Ш.Гасановой, монастырский комплекс Санаин на территории Армении является памятником албанской культуры. Для этого, по мнению Гасановой, достаточно посмотреть на это строение и некоторые архитектурные особенности, чтобы увидеть албанское происхождение храма. Это признают и армянские ученые, лукаво называя комплекс Санаин «нетипичным для армянской церкви» или же храмом в «византийском стиле», тем самым пытаясь дать объяснение тому, что монастыри Санаина не похожи на армянские храмы.
«Католикос армян Гарегин, говоря, что «не занимается храмами в горах», дает понять, что храмы Санаина не относятся к армянскому религиозному наследию. Гарегин прекрасно знает, что это не армянские монастыри и они попали в руки Армянской церкви после 1836 года. У него есть возможность прочитать об этом в архивах Матенадарана и Эчмиадзина, где сохранились данные о присвоении албанского наследия армянской стороной», — резюмировала Гасанова.
Со своей стороны, подытожив, отметим, что остается надеяться на то, что UNESCO примет меры для защиты и спасения албанских религиозных памятников на территории Армении и оккупированных азербайджанских земель. Иначе в ближайшем будущем есть реальная угроза потерять целый пласт албанского культурно-исторического наследия, тем более, есть горький опыт того, что в течение последних 100—150 лет сделали с азербайджанским культурно-историческим и религиозным наследием в Армении и Нагорном Карабахе. Азербайджанская общественность должна поднять тревогу и призывать мировое сообщество сделать все, чтобы спасти оставшееся еще в целости азербайджанское историческое наследие, находящееся сегодня на территории современной Армении и оккупированных азербайджанских районах.