Проблема «Нагорного Карабаха»: истоки и причины

05.11.2012 12:34

Потеряв, в IV веке свою государственность распыленные по всему свету армяне, в поисках сильного покровителя веками несли в своих генах миф о «Великой Армении». Являясь моральным предводителем армянского населения, армяно-григорианская церковь и в частности мхитаристы(1)  вели активную работу, как на Востоке, так и на Западе, пытаясь привлечь внимание больших государств к мифической идее создания «Великой Армении».

 

«Армянский вопрос» усилиями армяно-григорианской церкви в последней четверти ХIХ века был включен в международную систему. С целью достижения своей многовековой мечты армяне-сепаратисты организовали смуту в Османской империи, а затем переносят «армянский вопрос» на Кавказ. В результате, в начале ХХ века став ядром инсуррекции в регионе, армянство(2)  превращается в очаг «вулкана», разрушая все и вся на своем пути. После подавления инсуррекции армянства в Восточной Анатолии, масса инсургентов хлынула на Южный Кавказ.

 

Приток десятков тысяч беженцев, «лишенных имущества, семей, незнакомых ни с каким ремеслом и умевших владеть только ножом, были втиснуты в Закавказье». И все армянское население региона, размещенное, в первой трети ХIХ века, на данной территории, в результате переселенческой политики Российской империи стало подпадать под влияние «Дашнакцутюн». Неконтролируемые действия армян, подданных Российской империи, привели «армянский вопрос» к новой фазе. Он вышел за пределы Османской империи, перестал быть только ее внутренним делом. «Армянский вопрос» был внедрен в социально-политическую сферу Российской империи и приобрел «почву» на Южном Кавказе, при этом трансформировался в «армянский синдром», носителя сепаратизма и террора.

 

Российская империя, целенаправленно проводившая политику русификации в завоеванных территориях и в частности на Южном Кавказе, не могла спокойно наблюдать за развитием движения армянского сепаратизма, которое шло вразрез с колониальной политикой Российской империи. И с целью приостановления армянского национализма были приняты соответствующие меры кавказской администрацией, а именно, закрывает армянские церковно-приходские школы на Кавказе, устанавливает Секвестр на армяно-григорианскую церковь (конфискация имущества Эчмиадзина - ред.), которая играла главенствующую роль в армянстве, объединив османских и российских армян под идеей образования «Великой Армении». В ответ на это начинается тотальный армянский террор по всей территории Кавказа. «Забыв» о том, что именно Россия, в интересах своей колониальной политики переселила в первой трети ХIХ века 120 тыс.армян на земли Азербайджана, создала компактные поселения для них, образовав на исконных землях нашей страны - на территории Иреванского и Нахчыванского ханств «Армянскую область». Отбросив свою маску «обездоленных страдальцев», армянство, терроризировало чиновников всех рангов кавказской администрации, как например главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Г.С.Голицына. А Бакинский губернатор кн. М.А.Накашидзе, принимавший активное участие в локализации деятельности армянства в регионе и в частности за его принципиальную позицию после объявления секвестра, был убит. После убийства кн. М.А.Накашидзе, разгул террора армянских комитетчиков достиг кульминационной точки. Готовились теракты против представителей верховной иерархии царской России. А именно дашнаки - террористы после Первой российской революции готовили покушение на императора Николая II и статс-секретаря П.А.Столыпина(3). В эти годы в проведенных и планируемых терактах доминировал «Дашнакцутюн». Как свидетельствуют исторические документы, это объясняется тем, что еще в годы Первой российской революции «Дашнакцутюн» владел реальной силой - армией зинворов численностью до 100.000, на содержание которой было потрачено до 10 миллионов руб. (царскими ассигнациями - ред.).

 

В этот период армянство также стремилось реализовать свою интеллигибельную идею, а точнее пыталось образовать свою государственность, потерянную в раннем средневековье, за счет исконных земель Азербайджана, на чужой для него территории. Идеологизированная «армянским синдромом» - синергией сепаратизма и террора, армяне-сепаратисты не могли остановиться и направляли свою генетическую ненависть на азербайджанцев, частице тюрко - мусульманского мира и не скрывая свое лицемерие открыто продемонстрировали свое нутро - «лицо врага». Документы выявленные нами в фондах Архива Политических Документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики (далее - АПД АПД УДП АР) свидетельствуют, что армяне были хорошо вооружены, а тайная их организация «Дашнакцутюн», «творила суды и расправу над населением» и случаи убийства азербайджанцев, «в целях террора, сначала в гор. Баку, а затем и в других местах стали следовать одно за другим». Вышеуказанные факты неоспоримо доказывают, что насажденная в умы армянского населения безумная идея армянства о «Великой Армении» толкала их в бездну ненависти и конфронтации.

 

В годы Первой Мировой войны армянство, вновь направляет свои действия на реализацию «армянского вопроса». Осенью 1914 года распыленные по всему свету армяне, стали стекаться на Кавказ из Балкан, Египта, США, а также из европейских стран. В этот же период на Кавказ прибыли из Османской империи террорист Хечо (он же житель Иреванской губернии Геворк Амиров - ред.), террорист Дро (он же житель сел. Игдыр, Сурмалинского уезда Иреванской губернии Драздомад Каноян, позже в годы Второй Мировой войны известный легионер-террорист -ред.), из Болгарии террорист Андроник. При их участии в Тифлисе, у начальника Тифлисской Армянской епархии епископа Месропа, было решено для достижения цели мифической идеи армянства - образовании «Великой Армении» под протекторатом России «приступить к формированию дружин». Следует отметить, что в деле формирования вооружения армянских боевых отрядов партия «Дашнакцутюн» рассматривала эту силу на Кавказе, как фактор «воздействия на Россию (« в случае надобности отстаивания своих интересов с одной стороны, а с другой мог бы иметь на готово хорошо организованную и вооруженную массу, как в случае отступления русских войск в Восточную Анатолию»). В своем докладе в Особый Отдел канцелярии Кавказского наместника начальник Тифлисского Губернского Жандармского Управления полковник Пастрюлин писал, что за короткий период с осени 1914 - по февраль 1915 годов на содержание армянских боевых отрядов - добровольческих дружин было израсходовано 520.000 руб.

 

После Алашкертской операции социально-политическая ситуация в регионе стала еще более плачевной для тюрков-мусульман, когда Ван был захвачен Кавказской армией и отдан на «съедение» четникам и их идеологам-дашнакам. Назначенный на должность Ванского губернатора Арам Манукян открыто демонстрировал суть «армянского вопроса» - террор, грабеж, кровь и смерть - компоненты «армянского синдрома», которую не могли и не хотели скрывать армяне-сепаратисты, веками несшие в своих генах ненависть ко всему окружающему, ненависть, приведшая их к социально-психозному коллапсу. Так, исторические документы АПД УДП АР свидетельствуют, что дашнак Манукян «разрешил грабить, громить оставшиеся имущества после ухода турок и курдов. Конфисковывались принадлежащие курдам или туркам пастбища и нивы и распределялись между армянским населением». После захвата города Вана русскими войсками и этнической «чистки» армянскими бандформированиями данной территории, «Дашнакцутюн» решает не останавливаться ни перед какими преградами и скапливает боеприпасы в Восточной Анатолии. С этой целью дашнак Ст. Зорьян(4) (Ростом) на средства «Армянского национального центрального бюро»(5) закупает оружие, патроны, перевозит все склады оружия, взрывчатые вещества из Кавказа и Ирана в г. Ван.

 

Воспользовавшись оккупацией восточной части Малой Азии русскими войсками, армянские боевики истребляли здесь не только турок, но также евреев. Об этом свидетельствует бывший советник Посольства Государства Израиль в Вашингтоне (США), и согласно рапорту направленному османскому МИД-у, только в еврейском селе Сейл «300 его жителей были изрублены на куски армянскими головорезами. Трагичность этих событий заключалась в том, что в результате бесчинств армянских боевиков в отношении еврейского населения, последние вынуждены были покинуть Восточную Анатолию и направиться в Истамбул.

 

Считая благоприятным моментом сложившуюся военно-политическую обстановку, в деле решения «армянского вопроса», армянство взяв на вооружение миф о «геноциде» продолжало интенсивно пропагадировать свою интеллигибельную мечту на Западе. Еще в конце ХIХ века армянство с целью привлечения внимания мировой общественности к «армянскому вопросу» организует в западных странах, и в частности США разношерстные организации. Инициаторами этих организаций были армяне - эмигранты, перекочевавшие в западные страны. С целью консолидации действий армянского национализма армянское лобби издает на иностранных языках газеты и журналы, создает комитеты, которые активно пропагандируют «армянский вопрос». В самый разгар армянской инсуррекции в Восточной Анатолии, в Нью-Йорке в июне 1895 года организуется «Патриотическая федерация армян». В этот период в США активно пропагандировали «армянский вопрос» такие организации, как «Друзья Армении» и «Союз друзей Армении». На этом примере армянство в годы Первой мировой войны продолжало активно пропагандировать свою интеллигибельную мечту в западных странах. По сведениям МВД Российской империи руководитель функционирующего в Париже бюро под наименованием «Delegation nationale Аrmenienne» (Армянское национальное представительство), представитель католикоса всех армян Погос Нубар паша
вел активные переговоры в Лондоне по решению «армянского вопроса» с представителями английской общественности, подчеркивая недоверие армянства к России в этом вопросе. Переговоры по зондированию европейских государств в отношении решения «армянского вопроса» проводились и во Франции Я.Х. Завриевым. Во время переговоров Я.Х. Завриев пытался склонить французскую дипломатию к оказанию поддержки на будущей мирной конференции в благоприятном разрешении «армянского вопроса». Однако, летом 1916 года премьер-министр Франции Бриан пригласив Погоса Нубар Пашу, объяснил ему причину колебании Франции по данному вопросу, которая заключалась в том, что «армянский народ имеет только революционные организации, как например «Дашнакцутюн» (под началом которого армянские четники подвергли геноциду тюрков-мусульман в годы Первой Мировой войны - ред.)

 

Лидеры армянства также старались привлечь внимание к многовековой интеллигибельной мечте государственных и общественных деятелей дореволюционной России. С этой целью представители армянского сепаратизма готовились проведению в Петрограде съезда представителей армянских комитетов. С целью внедрения в российскую общественность свою интеллигибельную мечту, армянство, на Петроградском съезде (май 1916 года) разработало Положение о съездах представителей армянских общественных организаций. Делегированные съездом представители просили министра Внутренних Дел кн. В.М.Волконского утвердить данный документ. Для рассмотрения документа кн. В.М.Волконский поручил Кавказскому наместничеству изучить проект и дать свою оценку. В своем докладе по данному вопросу помощник по гражданской части Кавказского наместника кн. В.Орлов сосредоточил внимание на то, что главноуполномоченным «по устройству беженцев Кавказского фронта» был назначен генерал-майор Тамамшев (армянин - ред.) и что этот особый правительственный орган сотрудничал с армянскими общественными организациями «в интересах лучшей постановки дела помощи беженцам». Принимая за основу вышеуказанное, кн. В.Орлов ссылаясь на позицию великого кн. Николая Николаевича в этом вопросе подчеркивал, что «ходатайство уполномоченных Всероссийского Армянского съезда в Петрограде о создании постоянного действующего органа в лице «Армянского Центрального Комитета», как необусловленное действительной в том потребностью, подлежало бы отклонению». В этот период Российская империя не скрывала свое недоверие к армянству, и на обращение английского правительства по вопросу автономии Армении, был дан конкретный ответ. Так, на запрос МИД России было проведено совещание, где высшие чины кавказской администрации дали следующее заключение: «что хотя армяне ради союзников понесли много жертв, однако, они не заслуживают автономии, ибо у них нет других организаций, кроме революционных, (точнее, террористических, что пугало правительственные круги Российской империи -ред.) кои и являются выразительницами воли и вожделений армянского народа, и так как организации эти враждебно настроены к России, то можно опасаться, что автономная Армения, очутившаяся в их руках, будет враждебной к России. Историческая значимость данного документа заключается в том, что уже к середине 1916 года российские официальные круги, в том числе и высшие чины Генерального Штаба Кавказской Армии распознали суть армянства - составными которого являлись сепаратизм и террор - синергия «армянского синдрома». Ужасы «армянского синдрома» были ярко проявлены в годы Первой Мировой войны, когда армянские вооруженные отряды уничтожили в географическом ареале от Эгейского, Средиземного, Черного морей и до Кавказа более двух миллионов мусульман подданных в основном Османской империи. Об этом пишут, основываясь на неоспоримые факты, в своих трудах Ж.де Малевил, Дж.К.Маккарти, Эрик Файгл и другие независимые западные исследователи.
Непредсказуемые последствия социально-политических процессов начала

 

ХХ века завершилось падением монархии в Российской империи. Неподготовленная к военным действиям Российская империя в ходе Первой Мировой войны пережила неисчислимые потери по всем параметрам: в экономическом, территориальном, социально-политическом. В результате, социально-политический коллапс осени 1916 года завершился развалом империи. После октябрьского переворота армяне-сепаратисты, разочаровавшись в действиях, как Российской империи, так и ведущих стран Антанты в решении «армянского вопроса» решили воспользоваться новыми политическими силами в регионе. Сговорившись с Закавказским Комиссариатом (11 ноября 1917-начало января 1918 гг.) дашнаки готовились к новому геноциду на Южном Кавказе, теперь уже геноциду азербайджанского народа. Для этого был выработан ими план поголовного вооружения армянского населения в регионе. Так, по указанию Закавказского Комиссариата из Тифлисского арсенала высылались целые транспорты винтовок и патронов в армянские селения и общества, в то же время мусульманским сельским обществам в выдаче оружия отказывалось. В результате, в конце 1917 года в Елизаветпольской губернии появились «организованные военные отряды армян», которые грабили, зверски убивали азербайджанцев в уездах Елизаветпольской губернии. В этот период армянскому грабежу и насилию способствовала также большевистская власть в России, продолжавшая имперскую политику в регионах, а также на Кавказе. В поисках социальной базы большевики уже осенью сосредоточили свое внимание на «армянском вопросе». Решив сохранить географические рамки Российской империи, большевики искали «ахиллесовую пяту» в постмонархическом пространстве. И «армянский вопрос» привлек их внимание. Ленин решил стать «наследником» Романовых в разрешении «армянского вопроса» и тем самым расширить свой электорат, который был слабым звеном в политической жизни постмонархического периода России. 29 декабря 1917 года Совнарком большевистской России издал декрет «О Турецкой Армении». Этим документом советское правительство официально признавало притязания армян-сепаратистов на территорию Восточной Анатолии в Османской империи, базируясь на демагогический лозунг «право наций на самоопределение». Совнарком этим документом сформулировал для армян «право Западной Армении на свободное самоопределение, вплоть до полной независимости». В результате, армяне-сепаратисты с помощью С. Шаумяна и его гнчако-дашнакской кампанией подвергли азербайджанский народ геноциду. Весной-летом 1918 года дашнакскими бандами было уничтожено десятки тысяч азербайджанцев только в Бакинской губернии. Но армянство не успокаивалось.

 

Образовав на чужой для нее территории, на исконных землях Азербайджана свою государственность, дашнакское правительство выступило настоящим агрессором. Объявив на территории Иреванской губернии (исконные земли Азербайджана - ред.) Республику Армении и тем самым прихватив 10.400 кв.км. азербайджанских земель, армянская сторона не остановилась на «достигнутом» и выступила с территориальными претензиями на карабахские земли. Не сумев реализовать свою интеллигибельную мечту, образовать свою государственность в Восточной Анатолии (суть «армянского вопроса» -ред.), армянство, а именно армяно-григорианская церковь, созданные армянские политические партии в конце ХIХ века и армянское лобби, пыталось осуществить свою многовековую мечту за счет азербайджанских земель. И сложившаяся социально-политическая ситуация в регионе дали определенные надежды армянству и механизм был задействован. В июне 1918 года под давлением Республики Армении, а также армянского лобби, армянская община азербайджанского города Шуши, спекулируя тезисом «о праве наций на самоопределение» выступила с демагогическим лозунгом о присоединении Нагорного Карабаха к Араратской Республике. Так, проблема «Нагорного Карабаха» стараниями армянства вступила в новейшую историю, суть которой заключалась в фальсификации истории Азербайджана, а целью являлась аннексия земель нашей страны.

 

 

СНОСКИ
1) мхитаристы - монашеский орден армян-католиков
2) армянство - совокупность армяно-гргорианской церкви, армянских политических партий и армянского лобби
3) Пётр Арка́дьевич Столы́пин (1862,[- 1911),- государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра в нутренних дел, премьер-министра. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого умер
4) Степан Зорян входил в состав активных членов «Дашнакцутюн», был членом «Восточного бюро». Заведовал в военной школе в Болгарии, где обучал членов партии изготовлению бомб. Зорян был посредником между «Восточным Бюро» и организацией устрашения «Абагебич Маргмин».
5) Осенью 1914 года, с целью реализации своей мифической идеи в Тифлисе учреждается «Армянское национальное центральныое бюро», которое контролировало организацию новообразованных боевых отрядов четников.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Архив Политических Документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики (далее - АПД УДП АР, ф. 276, оп.8. д.110, д.263, д.265, д.337, д.498
2. «Кавказский Вестник», №10, 1901. Тифлис, 1901
3.Рапорт генерал-майора Болховитинова о деятельности армянских вооруженных отрядов в Турции и Закавказье в Первую Мировую войну.Баку: «Эльм», 2011
4.Байбуртян В.А.Армянская колония Новой Джульфы в XVIII веке. Ереван, 1969
5.Вердиева Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане. Баку. «Алтай», 1999
6..Кариби. Красная книга. В сб. История Азербайджана по документам и публикациям. Баку. «Эльм», 1990 7.Киракосян А. Ближневосточный кризис 1895-1897 г.г. Арменгия и политика США, вып.1-2, Ереван,1983
8.Маккарти Дж., Маккарти К. Тюрки и армяне.Баку.«Азербайджанское Государственное Издательство»,1996
9.Малевил де Жорж. Армянская трагедия 1915 года. Баку. «Эльм», 1990,
10.Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. С.-Петербург, 1852
11.Шихалиев Эмин. Армянские басни о «геноциде» и их влияние на израильско-армянские отношения. «Irs»,№2(44),2010, с.18

 

 

Хаджар Вердиева   

доктор исторических наук, консультант - главный научный сотрудник Архива Политических Документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики.

 

 

 

 

Библиотека

Социальные сети