16.12.2013 00:51
Почти 200 лет армянские фальсификаторы для обоснования своих территориальных притязаний искажают историю Азербайджана и стремятся «приватизировать» наши историко-материальные памятники, в том числе албанские церкви, являющиеся древнейшими христианскими церквями на Кавказе. Пытаясь обосновать выдвинутые притязания, они ставят цель надуманной ложью ввести в заблуждение мировую общественность.
Выступая с этих позиций, еще в советское время армянские историки, в частности, проф. С.Т.Еремян, вопреки историческим фактам пытался «научно» обосновать фальсификаторский тезис о том, что якобы албанские церкви появились под влиянием армяно-григорианских церквей. Учитывая тот факт, что история армяно-григорианских церквей берет начало с IV века, становится очевидным умышленное фальсификаторство С.Т.Еремяна к данному вопросу.
Таким образом, С.Т.Еремян, как и большинство армянских ученых-политиканов, не скрывая своих намерений приармянить историю албанской церкви, а вместе с ней и историю Кавказской Албании, выступил с беспочвенными заявлениями, не обоснованными никакими достоверными источниками. Между тем представители азербайджанской историографии придерживались объективных позиций, опираясь на источники раннего феодализма.
Албановед Ф.Мамедова связывая распространение христианства в Кавказкой Албании с деятельностью сирийских миссионеров в регионе, отметила, что этот процесс в Кавказской Албании исчисляется началом I века нашей эры.
Именно в этот период в Кавказской Албании появились первые миссионеры (апостолы) из Иерусалима и Сирии, которые и начали проповедовать христианство. Древневосточные источники называют их имена: Фаддей, Варфоломей и ученик Фаддея - Елисей. Авторы этих источников никогда не связывали деятельность просветителя Григория (IVвек нашей эры) с распространением христианства в Кавказской Албании, как это пытаются преподнести армянские фальсификаторы.
В сущности, сам иерархический строй Албанской церкви указывает, насколько субъективно трактуют этот вопрос С.Т.Еремян и иже с ним.
Итак, в пору раннего христианства Албанская церковь иерархически непосредственно подчинялась греко-византийской церкви. Глава Албанской церкви - каталикос - утверждался в Иерусалиме в отличие от каталикоса армяно-григорианской церкви, который утверждался в Каппадокийской Кесарии. Албанская церковь уже в IV веке была автокефальной,т.е. независимой. Статус Албанской церкви юридически был утвержден в 451 г. на IV Всемирном соборе церквей, проведенном в Халкедоне (греческий город в Малой Азии; ныне - квартал Казыкей в Стамбуле - ред.) Именно в эту пору началась иерархическая борьба на догматическом поприще между западной и восточной церквями - монофизитами и диофизитами.
Двадцать восьмой закон, подтвержденный на Халкедонском соборе, признал двойственную сущность природы Христа - его божественную и человеческую суть. Важно подчеркнуть, что на Халкедонском соборе Албанская церковь приняла диофизитство, т.е. двойственную сущность природы Христа. Тем самым она отвергла связь с армяно-григорианской церковью, следовавшей монофизитству, признающему лишь божественную сущность Христа.
Таким образом, в сложный и противоречивый период своего становления Албанская церковь была диофизитской. Доказательством тому - следы диофизитства на древних албанских храмах III-V вв. Следовательно, вопреки измышлениям армянских политиканов и лжеученых, сохранившиеся на территории Азербайджана и современной Армении (образованной на исконно азербайджанских, огузских, землях) албанские храмы не имеют никакого отношения к армянам. Это первые албано-христианские церкви на Южном Кавказе, и сегодня они являются памятниками истории Азербайджана.
В Кахском районе Азербайджана (на этой территории находилась провинция Камбисена Кавказской Албании) сохранились албанские церкви периода раннего феодализма. Представленные в этой статье сведения основаны на материалах краевых исследований.
Лекитский храм
Храм Лекит - древнейшее сооружение на территории Кавказской Албании. Выдающийся русский архитектор-реставратор советского периода П.Д.Барановский (1892-1984) в 40-х годах XX века вел в этом храме исследовательские и реставрационные работы. Храм, имеющий цилиндрическую форму, охвачен залом диаметром в 22 метра. Внутри храмовой постройки, вокруг резной колонны, расставлены колонны округлой формы. Вход в храм расположен с западной стороны. С восточной стороны к ризнице примыкают две комнаты с дверями. Предположительно, одна из них служила жертвенником, другая предназначалась для богослужения. Кладка стен храма выложена булыжником, а внутренних колонн - обожженным кирпичом. В строительстве главных арок и внешних опорных сооружений был использован местный известняк. Местное население до сих пор называет этот камень «шириндаш», т.е.пресный камень. Русло реки Лекит-чай богато этим строительным материалом.
Во дворе храма имелись и другие строительные сооружения. При раскопках, в 30 -ти метрах от храма, были обнаружены развалины купальни, построенной для обряда крещения. Во дворе храма также сохранились яма для хозяйственных нужд и местоположение караван-сарая. Двери храмового двора открываются на запад.
По мнению разных исследователей, храм построен в стиле византийской архитектуры после сирийского храма Босры и занимает свое особое место в ряду восточно-христианских храмов. Это лишний раз доказывает, что албанские христианские храмы, возведенные на территории Азербайджана, связаны со своим изначальным обликом сотворения - Иерусалимом, но никак не с армяно-григорианской церковью.
Согласно П. Барановскому, храм Лекит был возведен в V - VI веках. Если учесть архитектурный стиль и дату ее возведения, можно согласиться с версией о том, что Лекитский храм заложен в эпоху грекофилов (IV-VIIвв.). А это, в свою очередь, дает основание считать, что этот памятник был сооружен в период второго этапа распространения христианства в Кавказской Албании, который приходится на годы правления албанца по происхождению Вачагана III Благочестивого (486/87-510), последнего представителя династии арранов.
Кумский храм
Кумский находится в центре села Кум, на берегу небольшой горной речки. Длина сооружения 26,4 м, а ширина - 19,3 м. Храм с трех сторон обнесен галереей, а во внутренней части находятся три зала. Комнаты квадратной формы, примыкающие к храму с восточной стороны, соответственно, служат жертвенником и диаконником. Храм имел три двери, верхние части которых были украшены арками подковообразной формы. Двери выходят на открытые галереи. Ряд авторитетных исследователей датируют постройку V-VI вв.
Таким образом, храм в Куме, как и Лекитский храм, относится ко второму этапу распространения христианства в Кавказской Албании, т.е. на годы правления Вачагана III Благочестивого.
Лекитский монастырь «Семь Церквей»
К северу от села Лекит, на обочине дороги, ведущей в село Лекит-Кетюклю, в лесном ущелье находится монастырский комплекс «Семь Церквей», развалины которого сохранились по сей день. Этот памятник был назван так соответственно количеству построек, обнаруженных в комплексе. Монастырь состоит из двух церквей, рассеченных базиликой, и пяти подсобных помещений.
Историк архитектуры профессор Д.А. Ахундов давший первоначальный план храма, относит дату ее строительства к VII в. Но ряд фактов дает основание считать, что монастырский комплекс был возведен в начале нашей эры, а точнее, в период распространения христианства на этапе сирийского миссионерства (I-Vвв.)
Дело в том, что после правления Вачагана III Благочестивого Кавказская Албания потеряла независимость и вновь была подчинена сасанидам. Поход сабиров и сасанидо-византийские разрушительные войны привели страну в тяжелейший упадок. Сасаниды, стремясь расширить свое влияние в регионе, поставили целью прервать все социально-экономические и конфессиональные связи между Кавказской Албанией и Византией. Вот почему они под тяжким давлением заставили Албанскую церковь отказаться от диофизитства и принять монофизитство. В результате захватнической политики сасанидов в VII веке Албанская церковь пришла в упадок. Поскольку при столь неблагоприятных условиях невозможно было построить такой комплекс, трудно согласиться с версией Д.А. Ахундова по дате возведения Семи Церквей именно в VII веке.
Принимая во внимание, что начиная уже с первых веков нашей эры Кавказская Албания была превращена в арену сасанидо-византийских войн, можно полагать, что в тот период в селе Лекит сооружались боевые укрепления. .Доказательством тому служит толщина крепостных стен и выемки, сделанные для железного рычага, подпирающего железные ворота крепости с обратной стороны. Такие проемы и выемки характерны лишь для оборонительных сооружений.
Наряду с этим обращает на себя внимание и то, что Лекитский монастырь Семь Церквей был построен в труднопроходимой лесной чаще. Между тем расположенный всего в 5-8 километрах от него Кумский храм, построенный в V-VI вв., возведен на равнинной местности. Учитывая формы этого памятника, несущие оборонительный характер, можно выдвинуть версию, что монастырь был построен значительно раньше VII века, когда азербайджанские земли были центром римско-парфянских войн.
Дошедшие до нас сведения об Албанских христианских храмах, относящиеся к III-Vвекам, еще раз доказывает несостоятельность и беспочвенность измышлений армянских фальсификаторов, которые пытаются «арменизировать» албанские церкви для обоснования бредовой идеи о «Великой Армении»,
Архитектурный стиль этих древнейших церквей христианского мира и скупые факты истории строительства Албанских храмов сквозь века донесли до нас доказательство того, что армянских церквей до XV века на Кавказе не было.
Видади Шихамиров, историк
Литература:
1. Ф. Мамедова - Политическая история и историческая география Азербайджана. Баку, 1989.
2. Г. Азимов, Ш. Ахмедов - Памятники Кахи. Баку, 1998.