08.01.2014 02:54
Большой Азербайджан в российских, европейских и иных источниках - 14 часть
Цитируя древние источники, нельзя было обойти упоминание Азербайджана в Священном Коране, о чем знает только узкий круг мусульманских ученых и толкователей Корана.
Уважаемый и авторитетный в исламском мире муфассир - толкователь Корана, имам Тахир ибн Ашур Малики (1879 - 1973) переводя смысл 16 аята 88-ой суры Корана: «...и ковры разостланы» (Коран, Сура 88. АЛЬ-ГАШИЙЯ (араб. الغاشية) - одна из ранних мекканских сур), отмечал, что в этом аяте словом «ковры» (по арабск. «Зарабийу») обозначают изготавливаемые в Азербайджане особые ковры из мягкой и крашенной шерсти. Ибн Ашур отмечал, что слово «зарабийу» является не арабским, происходит от «Азрибийа», которым обозначали все азербайджанское. Он писал: «Слово «Зарбийа» относится к Азербайджану, являющемуся одной из стран персидских и бухарских» (тюркских - Р.Г.), тем самым также давая знать, что Азербайджан является персо- и тюркоязычной страной. Ибн Ашур констатирует, что слово «азрибийа» со временем в арабском языке с целью упрощения стало произноситься как «зарбийа», поскольку является не арабским, а пришлым в этот язык. («Азербайджанские переводы в арабских источниках вплоть до X века», составитель: Сеймур Рагим оглы Насиров, магистр арабского языка и литературы, Университет аль-Азхар, Каир (Египет), 2011 г., 11-12 стр.)
Особая благодарность исламскому ученому Сеймуру Насирову, который в своем уникальном труде на основе средневековых арабских источников и авторов собрал эти и другие малоизвестные факты об Азербайджане.
Отметим, что целый ряд средневековых исламских ученых высоко оценивали роль и вклад Азербайджана в культуру и науку. Выдающийся исламский ученый XIII века Хафиз Абу Тахир ас-Салфи говорил: «Страна Азербайджан в области науки и литературы на востоке подобна Андалусии (могущественному в средневековье Кордовскому халифату на территории Испании - Р.Г.) на западе...», (Ук. соч. стр. 10, первоисточник: «Приятный аромат от свежей Андалузской ветви», автор Ахмед бен Мухаммед аль-Мугри аль-Тальмасани, изд-во: Бейрут, 1968 г. Исследование Ихсана Аббаса 3/224. Различные повествования из «Благоухающий сад из сведений о странах», автор Мухаммед бен Абдель Мун'им аль-Химейри, исследование Ихсана Аббаса, изд-во Насер по культуре, Бейрут, т-2, 1980 г.)
Великий мусульманский ученый IX века, живший в Багдаде толкователь Корана, исследователь хадисов ибн-Кутайба отмечал: «Абу Йагзан, ссылаясь на Джувейрию вспоминал, что: в городе нет ни одного поэта из стихотворцев народных песен (мугам), который не был бы родом из Азербайджана». (Ук. соч. стр. 11, первоисточник: «Поэзия и поэты», автор Абу Мухаммед Абдалла бен Муслим ибн Кутайба, исследование Ахмеда Шакира, изд-во Дом знаний, Египет: 577)
Салах-ад-дин
Мало кто ныне помнит о том, что выходцем из Азербайджана был Салах-ад-дин - великий султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века, освободивший Иерусалим от крестоносцев. Его полное имя Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (1138 - 1193). В Европе его называют Саладин (сокращенное Салах-ад-Дин - это почётное прозвище, означающее «благочестие веры»). Собственное имя этого правителя - Юсуф ибн Айюб и он являлся основателем династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом (Мекка и Медина) и Йеменом.
В истории Востока Салах-ад-дин остался героем, который остановил вторжение католической Европы и обратил силы Ислама обратно на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама. Салах-ад-дин проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Он прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. (Проект «Всемирная история в лицах»: Саладин (Салах ад-Дин). Жизнеописание).
Именно он отбил у крестоносцев Иерусалим в 1187 году и нанес затем поражение их войскам, возглавляемым талантливым полководцем королем Ричардом I Английским (Ричард Львиное Сердце). Освобождение Иерусалима прославило Салах ад-Дина в исламском мире, и снискало ему уважение даже среди христианских правителей Европы. Дело в том, что христианское население Иерусалима ожидало мести со стороны мусульман, возглавляемых Салах-ад-Дином, поскольку у всех на памяти была ужасная расправа с мусульманским и еврейским населением Иерусалима при взятии его крестоносцами в 1099 году. Тогда ворвавшиеся в священный город войска крестоносцев практически поголовно истребили почти всех мусульман от мала до велика, и часть евреев, разграбили святыни и храмы Иерусалима, превратив его в выжженную пустыню. Однако войска Салах ад-Дина, заняв Иерусалим, не только не учинили резни христиан, но и сохранили за ними все привилегии и статусы, а также возможность поклоняться своим святыням в городе. Этот жест Салах ад-Дина снискал ему огромное уважение, как на Востоке, так и на Западе.
Известный исламский ученый XIV века Ахмед бен Мухаммед бен Аби Бакр бен Халкан писал: «Азербайджанцы в Египте утверждали, что азербайджанский герой Салах-ад-дин Айюби пользуется большой славой, и приводили пример о геройствах Салах-ад-дина в освобождении многих исламских стран в свое время. Он являлся исключительным примером, в чем признавались и друзья, и враги. И я не видел ни одного из историков, который бы опроверг, что Салах-ад-дин из Азербайджана». (Ук. соч. стр. 12-13, первоисточник: «Смерть высокопоставленных лиц из сынов своего времени», автор: Ахмед бен Мухаммед бен Аби Бакр бен Халкан, исследование Ихсана Аббаса, Бейрут, 259/1).
Салах ад-Дин родился в 1138 году в Тикрите (ныне территория Ирака). Его дед Кард Айюб ибн Шади (Шази) был из местности близ Двина в Азербайджане, где и родился Аййуб - отец Салах ад-Дина, являвшийся политическим и военным деятелем.
Отметим, что Двин, или Довин (Дабиль) - город на реке Араз (Аракс), долгие века был столицей мусульманских правителей региона. Ныне это небольшое селение к югу от Еревана в Армении. То есть, согласно средневековым источникам, территория нынешней Республики Армения считалась частью Азербайджана.
Двин на карте
Для примера приведем несколько цитат из средневековых источников о том, где располагался Двин:
«... осадили город Двин, «из числа округов Азербайджана» (Двин мин а'мал Азербайджан) [Ибн ал-Асир, IX, 260; ал-Умари, 114; Абу-л-Фида', III, 104; Ибн Халдун, V, 182].
«... в город Довин, принадлежащий к округам Азербайджана...» ((пер. Л. А. Хетагурова) Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. «Сборник летописей». Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР. 1952)
Предки Салах-ад-дина принадлежали к династии Раввадидов, правивших в Южном Азербайджане и окрестных регионах в X-XII вв. А Северным Азербайджаном и окрестными регионами в этот период правила династия Шаддадидов. После свержения в 1130 г. династии Шаддадидов, столицей которого был город Двин, дед Салах ад-Дина перевез отсюда семью сначала в Багдад, а затем в Тикрит, где был назначен губернатором. После смерти деда, Айюб (отец Салах ад-Дина) стал преемником на посту губернатора в Тикрите.
Гос-ва Шаддадидов и Раввадидов сыграли важную роль в истории Азербайджана и укреплении Ислама во всем регионе. Салах ад-Дин, защищавший исламский мир от крестоносцев, был выходцем из племени Раввади. Бахаеддин ибн Шеддад. Личный секретарь великого полководца писал, что отец Салах-ад-дина родился в Двине. Современник Салах-ад-дина Аййуби, известный средневековый историк Ибн аль Асир, который сражался в войсках Салах-ад-дина против крестоносцев, в «Полном своде всеобщей истории» («Аль-кя́миль фи т-тари́кх) пишет: «Отец и деды Салах-ад-дина переселились из Двина, находившегося в Азербайджане, в Ирак... »
Шараф-хан Бидлиси (1543-1603) историк XV-XVI вв. также отмечает, что предки Салах-ад-дина Айюби родом из Азербайджана:
«ГЛАВА ПЯТАЯ
О султанах Египта и Сирии, называемых Айюбидами
Властители Мисра преданий и попечители царства жизнеописаний покорили страну этого повествования рассказом о том, что родоначальник правителей Египта Шади б. Марван происходит из курдов [племени] раванд Довина в Азербайджане. Ныне то место пребывает в запустении и известно как деревня Гарни [района] Чохур-Саад.» (Перевод Васильева Е. И.: Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. «Шараф-наме». Т. 1. М. Наука. 1967)
Следует отметить, что ряд источников считает род Салах-ад-дина Айюби курдским, однако другие источники считают их тюрками-сельджуками. К примеру, настоящее имя старшего брата Салах-ад-дина - Шамс-ад-дина - Туран-шах. (Рашид ад-Дин. «Сборник летописей». Том 1. Книга 2. (пер. Л. А. Хетагурова), М.-Л. АН СССР. 1952)
Саллах-ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, который был в то время эмиром Дамаска и Алеппо, членом тюркской династии Зангидов. Следует отметить, что огромная заслуга в объединении мусульманского Востока принадлежит тюркским военачальникам, в первую очередь Нур ад-Дину Махмуд Занги - сельджукскому атабеку из династии Зангидов. В немецком журнале «Chronico. Geschichtsmagazin» дана четкая формулировка ситуации: «Именно Нур ад-Дин Занги превратил исламский мир в силу, способную победить крестоносцев, а его политический наследник Салах ад-Дин (Саладин) стал тем, кто сорвал плоды победы». (оригинал на немецком: «Wehranlagen zur Zeit der Kreuzzüge», Marcel Schwarzenberger, publiziert am 04. November 2003 in «Chronico. Geschichtsmagazin»)
В вышедшем в 2013 году труде А.В. Владимирского отмечается: «У азиатских народов, особенно кочевых, к которым и принадлежал Саладин со своим тюркским войском, традиция была иная. Кочевники привыкли воевать на широких просторах, первоначально главный упор делая на легкую конницу, способную быстро перемещаться по степи».
«... Саладин в своей империи также преимущественно опирался на тюркских воинов (хотя немалую роль в его войске играли и курды, впрочем, в значительной мере тюркизированные)». (А. В. Владимирский. «Саладин. Победитель крестоносцев» Издательство: «Эксмо», 2013)
Значительные подробности о походах Салах-ад-дина, его тюркских корнях и окружении описаны в книге французского писателя Маалуф Амина «Крестовые походы глазами арабов». (Перевод с французского: Лащук И.Л. по изданию Amin Maalouf. «Les croisades vues par les arabes». Paris, 1983). Парадоксально, но события 1000-летней давности, борьба между Западом (католической Европой) и Востоком (мусульманским миром) за святые земли Шама (общее название стран восточной части Средиземного моря: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.), Хиджаза (священные Мекка и Медина) и всего Ближнего Востока во многом схожи с тем, что происходит на этих территориях в наши дни. Ныне новым «крестовым походом» называют события «арабской весны» и проект «Большого Ближнего Востока» осуществляемый Западом (в первую очередь США) на мусульманском Востоке. Опять ареной столкновений являются Египет, Сирия и весь Ближний Восток, в первую очередь святые земли, которые играют ключевую роль в эсхатологии мусульман, христиан и иудеев.
Возвращаясь к родине предков Салах-ад-дина, отметим, что Двин и территорию нынешней Армении в течение долгого периода, с раннего средневековья и до XIX века, называли Азербайджаном, о чем выше было приведено большое количество источников. Вот еще несколько средневековых источников по этой теме:
Мусульманский историк XII-XIII вв. Ибн аль-Асир:
«О войне между мусульманами и курджами
XI, 115-16. В этом, 557 [1161/2], году в ша'бане [июле], собравшись в большом количестве, до тридцати тысяч воинов, курджи вторглись в страны ислама и направились к городу Двин в Азербайджане, овладели им, ограбили его и убили около десяти тысяч человек из его жителей и из населения его округа; они взяли в плен многих...»
О взятии царем курджов города Двина
«XII, 76. В этом, 599 [1202/3], году курджи захватил город Двин в Азербайджане, разграбили его, разгромили и произвели большую резню среди его жителей. Как он (Двин), так и все области Азербайджана принадлежали эмиру абу-Бекру, сыну Пехлевана...» (Ибн Ал-Асир. «Тарих ал-камиль» (Полный свод истории). Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира. Баку. АзФан. 1940 г.)
Государственный деятель и учёный-энциклопедист XIII-XIV вв. ФазлАллах Рашид-ад-Дин:
«В [месяце] шабане 557 г. х. [1161-1162 гг. н.э.] из Гурджистана [Грузии] в город Довин, принадлежащий к округам Азербайджана, явилась тысяча человек;» ((пер. Л. А. Хетагурова) Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. («Джами ат-таварих») «Сборник летописей». Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР. 1952)
Арабский историк IX-X вв. Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам ал-Куфи:
« Затем Абу Муслим отправился с этого места в один из городов Азербайджана - Нахичеван, захватил его, собрал харадж и распределил его среди своих сподвижников. Отсюда он направился к городу Дабил, осаждал его в течение четырех месяцев, но взять не смог». (пер. Буниятова. З.М.) Текст приводится по изданию: Абу Мухаммад ибн А'сам ал-Куфи. «Книга завоеваний». Баку. 1981
Мусульманский ученый и путешественник XII-XIII вв. Йакут-ал-Хамави:
«ДАВИН (ДВИН) - город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана». (Йакут-ал-Хамави. «Му'джам ал-Булдан» - Алфавитный перечень стран (Сведения об Азербайджане). Перевод с арабского З. М. Буниятова и П. К. Жузе. Издательство «Элм», Баку-1983)
Согласно вышеприведенному автору, становится ясно, что в средневековье территорию Аран (Кавказская Албания) считали частью Азербайджана. Уместно будет привести и армянского историка XVII века Аракела Даврижеци, который обозначает территорию нынешней Армении и город Ереван как часть Азербайджана:
«По обычаю, принятому у царей [персидских], собирать юношей и девушек из всех стран царь шах Аббас послал одного из своих нахараров по имени Байиндур-бек, а с ним и евнуха в область Атрпатакан собирать юношей и девушек для царя. И они добрались до города Ревана». (Аракел Даврижеци. «Книга историй». ГЛАВА 24 - О поучениях и патриаршестве владыки Мовсеса, а вместе с тем и о восстановлении светозарного Престола Эчмиадзинского. М. 1973 (пер. Л. А. Ханларян)).
Ризван Гусейнов
продолжение следует...