21.09.2014 11:38
В сегодняшнем выпуске нашей рубрики"Было или Не Было?!" директор Центра истории Кавказа, председатель НПО "Помощь развитию связей с общественностью" доцент Шелале Гасанова рассказывает о преступленияхармянских четников против мусульман и причинах информационной блокады этих событий:
- В первых числах сентября в Баку состояласьобменная встреча СоветаЕвропы по религиозному измерению межкультурного диалога в 2014 году на тему "Межкультурный диалог:взаимосвязь между культурой и религией".
Все шлочинно врамках общепринятой политической этикидо момента принятия заключительной резолюции. Наблюдавшая этот процесс аудитория увидела, как широко заявленные Советом Европы политические добродетели обреливесьма злобныйоскал против мусульманского мира.
Дело в том, чтоавторы резолюции включили в текстпункт, осуждающий убийства христиан в горячих точках планеты. Тогда постоянный представитель Азербайджана при СЕ Э.Эюбов предложил включить пункт об убийстве мусульман вСирии иИраке со стороны радикальных группировок. Но составители документа и представители некоторых религиозных групп таки не согласились внести пункт об уничтожении мусульман.
- И вновь двойные стандарты. Говорят о гуманизме, правах человека, а на деле отказываются документировать очевидные факты?
- Безусловно. Этот инцидент показал, насколько агрессивно западные политические круги экстраполируют в сегодняшний день миссионерские идеи христиано-исламской конфронтации, которые начали внедряться в Турции еще с 1830 г. Для достоверности сошлюсьна тезисы зарубежных авторов. В 1923 году в Нью-Йоркевышла книга "Возрождение Турции" американского историка Клэр Прайс.
Дата издания книги показывает, чтофакты изложены по свежим следам "геноцидальных" событий. Автор указывает, что Запад в лице американских миссионеров внедрился вустоявшуюся систему конфессионального равновесия в Османской империи ещев 1830 г. Им нужно было оживить находящиеся в дремотном состоянии восточные христианские общины.
Таким образом, они установили связи с армянским меньшинством почти за век до так называемого "геноцида армян".
Далее К.Прайс отмечает:"Капитуляции" (договоры о привилегиях великих держав) позволяли европейцам свободно входить в сношения с подданнымиимперии, игнорируя правительство. При режиме капитуляций Запад установил непосредственные связи с христианскими подданными Турциии натравил их на правительство. Каждый османский христианин имелправо на неповиновение властям. Вместес тем, несмотряна существовавшее в странеединовластие, за правительством не признавалось права принуждения к повиновению. Подобный подход не был применен ни в одном другом государстве".
Совершенно очевидно, что миссионерская литература, которая распространялась по многоступенчатым пропагандистским эшелонам,методично выстраивала образ многострадальных армян и на этом фоне затушевывала объективную картинуо многострадальных мусульманах.И это подчеркивает американскийисторик:
"Распространение сведений в СШАо затруднениях армян в абдулгамидовскойТурции через этот канал было неизбежно. Однакомиссионеры не сообщали или не желали сообщать своим корреспондентам в Америке, что встоль же затруднительном положении находятся и сами турки.Вместо того чтобы объективно информировать американскую общественность об угнетении режимом Абдулгамидавсего народа, американские миссионеры привлекали внимание соотечественников к мучениям лишь армян".
- Это хорошая иллюстрация к тому, что приоритетмнений во все времена формируеттот, кто контролирует финансовые и информационные потоки...
- Благо, что в противовес политизированным субъективныммнениямсохранились такие объективные источники, как названная книга. И их много.Проблема в том,что не исследована и не переведена даже половина ценных трудовзападных ученых, создающих подлинную картину событий в Османской империи до и после присноупомянутого 1915 года. Ивот чтопримечательно. Объективные факты часто встречаются в книгах даже упорныхармянофилов, которые были очевидцами событий тех лет. Несмотря на симпатии к армянам, онине могли не признать реальное положениевещей касательно трагического положения мусульманского населенияОсманской империи. Например, французский писатель Филипп де Зара, автор книги "Мустафа Кемаль, диктатор", явно не симпатизировал туркам. Но при этом он отмечал, что "издания, призывавшие к мести, учили армян жестоко пытать турок и заставить рыдать турецких матерей. Преступления армян не вызывают никаких сомнений".
В этом контексте интерес представляет цитата из книги "Приключения на Ближнем Востоке 1918-1922 гг.". Ее автор полковник английской разведки, баронет Сэр Альфред Роулинсон написал: "Армянские войска разграбили и уничтожиливсе мусульманские деревни, расположенные на равнинных территориях. Все это время непрестанно продолжали прибывать караваны беженцев из равнинных сел, из которых бежало все мусульманское население, прихватив с собой только необходимые пожитки, в надежде получить безопасность изащиту... В равнинных мусульманских селах армяне под видом поиска оружия убили огромное количество мусульман. Также они подвергли ужасным пыткам жителейэтих деревень, выбивая из них сведения о том, гдебыли спрятаны ценности, о существовании которых армяне знали, номогли найти их".
С этогоракурсавесьма ценным считаю то, что написал об антимусульманской политике Марк Сайкс. Это британский дипломат, которыйво время Первоймировойвойны подготовил и подписал тайное Соглашение Сайкса-Пико от 16 мая 1916 года между правительствамиВеликобритании,Франции, России и Италиио разделе Османской империина британскую, французскую и позже российскую и итальянскую сферы влияния. Понятно, что он не былрасположен к туркам.
Между тем в изданной имв 1915 г. книге "Последнее наследие Калифа" Сайкс констатировал следующее: "Что касается тактикиреволюционеров,то ничего более дьявольского измыслить невозможно. Убийства мусульман с тем, чтобывызвать возмездие и наказание ни в чем неповинных людей, насильственный сбор средств в деревнях, только что уплатившихналоги,и убийство отказавшихся подчиниться лиц - это только некоторые изпреступлений...Если целью английских гуманистов и летучих отрядов(активных агентов восстаний) является подчинение большинства восточных территорий армянской олигархии, я не нахожу возможным осуждать "мусульманский фанатизм" или насильственные меры турецкого правительства".
- Наверное, стоит отметить и то, что в период президентства Рейгана в 1981 году Белым домом был изучен вопрос"геноцида армян" и доказано, чтов ходе Первой мировой войны потери турок-мусульман в Восточной Анатолии составили около 2 миллионов человек, а потери армян- от 300 тысяч до 600 тысяч человек...
- Вот еще один пример, подтверждающий то, что информационная блокада против убиенных мусульман продолжается. Несмотря на то, что эти факты установленыБелым домом, определенные силы свели их упоминаемость к минимуму. Такчто перед Турцией и Азербайджаномстоит грандиозная задача.
Во-первых, нужно вести целенаправленную работу по изучению новых источников, выявлению и распространению преданных забвению фактово потерях мусульман.
Во-вторых, необходимы большие усилия для преодоления мощных заслонов на пути распространения этой информации.
В-третьих, очень важно создать аудиторию среди западной общественности, готовую слушать и воспринимать правду об убиенныхмусульманах в ракурсегуманитарных ценностей и прав человека. А пока, к сожалению, несмотря на глобализацию, старые антимусульманские стереотипы работают. И инцидент на конференции СоветаЕвропы в Баку показал, что западные политики не хотят выкорчевывать из своего сознания корни антимусульманской ксенофобии.
echo.az