Армения и Грузия на пороге религиозной войны

17.01.2015 00:07

Приближается пресловутое 100-летие надуманного «геноцида», и армянам ой как нужна поддержка зарубежной общественности. Видимо, армянские политиканы поняли, что «геноцид армян» стал израсходованным политическим ресурсом в глазах западной общественности. Ведь последние 30-40 лет около сотни американских и европейских ученых, политиков, военных многократно публично развенчивали жуткую фальшь «сказания о геноциде армян», начиненного фальшивыми «документами Андоняна» и раздутой статистикой якобы 1,5 миллиона жертв «геноцида». Вспомним, к примеру, расследование Белого дома в период президентства Р.Рейгана, в результате которого было доказано, что в ходе Первой мировой войны потери турок-мусульман в Восточной Анатолии составили около 2 миллионов человек, а потери армян - от 300 тысяч до 600 тысяч человек. При этом указывалось, что армяне периодически увеличивали количество своих жертв.

 

 

Вот и решили заправилы армянской диаспоры использовать христианский фактор, дабы обратить на себя внимание и тем самым обеспечить расширенное воспроизводство власти «геноцида» в умах прогрессивного человечества. Не случайно же так агрессивно и крикливо они запустили сразу две пиар-акции с претензиями на христианскую гегемонию. Армянские общины Франции и Ливана заявили о своем решении установить в Эчмиадзине самый большой в мире крест. И одновременно с ними предводитель армянской епархии в Грузии епископ Мирзаханян обратился к грузинскому правительству с требованием передать им около 450 церквей.

 

Действия епископа явно рассчитаны на эпатажный эффект, поскольку еще в декабре 2013 года, принимая делегацию мэрии Еревана, в своей приветственной речи Мирзаханян сам заявил, что в Тбилиси «еще в начале 20-го столетия действовали 26 церквей, и армяне своими способностями в строительстве служили на благо развития и процветания любимого города». К этому добавим, что на сайте епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Грузии указаны 48 действующих на территории всей Грузии армянских церквей и особо отмечено, что «в настоящее время Епархия ААЦ в Грузии предъявляет требование к властям Грузии вернуть конфискованные в годы советской власти церкви города Тбилиси Сурб Норашен Аствацацин, Сурб Ншан, Мугнецоц Сурб Геворг, Ереванцоц Сурб Минас, Шамхорецоц Кармир Аветаран, церковь Сурб Ншан города Ахалцихе». Относительно названной в этом списке церкви Сурб Ншан в скобках отметим, что армянский ученый Агаянц в свое время констатировал, что там была грузинская православная церковь, которую армяне присвоили в XVI веке, а в 1703 году ее переименовали в Сурб-Ншанскую церковь.

 

 

И еще, Дом армянской культуры «Айартун», созданный при базовой церкви армянской епархии в Грузии Сурб-Эчмиадзин, в ноябре 2012 г. провел выставку «Армянские церкви Тбилиси вчера и сегодня». В пресс-релизе о мероприятии читаем: «Следует отметить, что до 1930 года в Тбилиси действовало 26 армянских храмов, часть из которых была разрушена советским правительством, другая часть же была переделана в Грузинские Православные Церкви. Армянская Епархия в Грузии просит Правительство Грузии разрешить вопрос возвращения отобранных в Советский период и ныне бездействующих шести церквей, пять из которых находятся в Тбилиси, а один в Ахалцихе».

 

Иными словами, буквально до вчерашнего дня ставился вопрос о претензиях на шесть церквей, а сегодня их вдруг стало 450! Наверное, эта вымышленная цифра заимствована из справочника «Армянские церкви в Грузии», который был выпущен в 1995 г. на армянском языке Самвелом Карапетяном. Стоит отметить, что армяне не особенно пиарили этот справочник, сфальсифицированные сведения которого не выдержали критики грузинских ученых, среди которых особое место занимает профессор Бондо Арвеладзе и его труд «Армянские или грузинские церкви в Грузии?!», опубликованный в 1996 г. Но сегодня, когда армянам необходим шоковый эффект, рассчитанный на мировое христианство, они решили широко растиражировать ложь о наличии аж 450 армянских церквей в Грузии!

 

Опровергающие эту ложь факты читатели могут найти в трудах видных грузинских арменологов, как академики НАН Грузии М. Лордкипанидзе, Р.Метревели, член-корреспондент АН Грузии И.Абуладзе, профессоров Дж.Анчабадзе, Б.Арвеладзе, Я.Ахуашвили, Ш. Джавахишвили, Г.Киладзе, Н.Ломоури, Г. Майсурадзе, Г.Мархулия, С.Мосидзе, С.Саджая, Ш.Тетвадзе, А.Тотадзе, Н.Шошиашвили и др., в которых приведены десятки вопиющих примеров приармянивания грузинских церквей. О церковном расколе между православными грузинами и армянами-монофизитами наш сайт писал («Что стоит за войной Грузинской и Армянской церквей?» http://haqqin.az/news/26953), и поэтому на сей раз не будем углубляться в эту тему.

 

Давайте задумаемся о том, почему армянам не дают покоя грузинские церкви? Возьму на себя смелость выдвинуть такую версию - армян изводит мысль о том, что именно в Мцхету, в эпоху Иисуса Елиозом был принесен хитон Христа. Это и привело в Картли святую деву Нино, которая прибыла туда в начале IV века проповедовать христианство. В поиске Ризы Господней она познакомилась с потомками Елиоза - иудейским священником Абиатаром и его дочерью Сидонией, и обратила их в христианство.

 

Святая Нино лечила людей благодатью Честного Креста, сделанного из виноградной лозы и перевязанного ее косой. Для сохранения этой реликвии в Мцхете в конце VI века был воздвигнут храм Святого Креста Джвари. О нем писал Михаил Лермонтов в поэме «Мцыри». В современной Армении нет такого древнего христианского памятника, потому что до XV века Армении на Кавказе не было. И для заполнения этой исторической лакуны они решили в ХХI веке поставить самый большой крест в мире.

 

Сегодня в Мцхете нет хитона Христа: его забрал обратно византийский главнокомандующий в Иерусалиме Комит Дорофей и послал в монастырь Акимитов, находящийся вблизи Константинополя. Но сохранилась древняя история о заре грузинского христианства. Древние источники подтверждают, что к концу пятого века в Картли уже существовали 24 грузинские епархии и страна была форпостом христианства на Кавказе.

 

У армян такой истории нет. Есть только вселенские претензии на лидерство в христианском мире. Они издавна отражены в плотно засевшем мифе о том, что якобы еще в 301 году в Армении христианство было признано государственной религией. В конце 50-х годов ХХ века эту концепцию выдвинул армянский советский ученый С.Еремян, видимо, рассчитывая на ту благодатную почву, которую еще в средние века создали ставленники Ватикана, назвав гору Масис Араратом и безосновательно приписав ей библейскую легенду о Ноевом ковчеге.

 

Для напоминания о своей «исторической роли» в христианском мире в 2001 году армянство пышно отметило 1700-летие армянской церкви. Лихо придумали, поскольку принадлежность к первому христианскому государству не только льстит национальному тщеславию, но и поддерживает имидж сакральной нации во всем мире, что априори обеспечивает карт-бланш армянам. Таким образом были подтасованы исторические факты в угоду имиджевым амбициям.

 

Доказательства этой фальсификации мы находим в трудах известных российских и европейских ученых. Александр Аннинский, видный российский историограф конца XIX века, в предисловии к книге «История армянской церкви до (XIX века)» (1900) писал: «До настоящего времени ни в русской, ни в иностранной литературе нет более или менее полной истории армянской церкви. Вышедшая более 200 лет тому назад Historia Armena ecclesiastica et politica католика Галана с его же Conciliatio и переведенная вначале истекающего столетия с армянского на английский (с сокращениями) компилятивная история армяно-унианта Чамчиана.<...> По частным вопросам, касающимся армян, в периодических, преимущественно французских, и в отдельных изданиях есть масса статей и целых сочинений; но во всей этой огромной и разнохарактерной литературе весьма мало прямо относящегося к истории армянской церкви<...>

 

В других главах А.Аннинский подчеркивает: «Армянские сказания об апостольской проповеди в Армении не могут заслуживать большого доверия, так как все более или менее позднего происхождения и опираются на смутных догадках и произвольных соображениях, или на недоразумениях. <...> Ученые вардапеты этого времени отличались крайней легковерностью и сами были не прочь пустить в обращение недостойную басню. Рассказы измышлялись неспроста, но с задней мыслью доказать правоту армянских церковных обычаев и превосходство армянской церкви пред другими христианскими исповеданиями. Этот прием доказательств не требовал ни богословских познаний, ни особенного усилия мысли».

 

А вот что говорит крупнейший авторитет в области истории христианства бельгийский профессор Мишель ван Эсбрук, ссылаясь на древние источники: «...титул Католикоса иерусалимского происхождения распространился сначала в Грузии в 482 г., затем с Варсумой несторианином в Бет Лапате в 484 г., затем с Нерсесом II у армян в 555 г.<...> Ибо у армян в Книге Посланий титул Католикоса появляется только начиная с Нерсеса II в середине VI в. У грузин он полностью присваивается выдающимся деятелям Петру и Самуилу в Житии Вахтанга Горгасали для событий 476-484 гг.»

 

В статье « Перспективы в изучении Церквей Кавказа [история Церкви]» М. ван Эсбрук подчеркивает: «Несмотря на несколько авторитетных исследований, СМИ ещё упоминают об армянской нации как первой принявшей христианство, даже до Константина. Однако из публикации П.П.Ананян мы теперь знаем, что посвящение Григория Просветителя произошло в Кесарии Каппадокийской лишь в 314 г.»

 

Комментарии, пожалуй, излишни. Тщетны попытки армянской диаспоры тиражировать доморощенный бренд «древнейшей христианской нации» в качестве политико-психологического давления на западный истеблишмент. И самый большой крест в мире, равно как и претензии на грузинские церкви, не смогут противостоять власти исторического факта.

 

 

Шелале Гасанова

haqqin.az

 

Библиотека

The Armenian Massacres in Ottoman Turkey. A Disputed Genocide

Подробнее

Социальные сети