Азербайджанские и грузинские ученые должны дать отпор армянам

19.01.2015 02:12

Интервью "Интерфакс-Азербайджан" с ректором Азербайджанского государственного университета архитектуры и строительства Гюлчохрой Мамедовой.

 

- Гюльчохра ханум, хотелось бы узнать ваше отношение к недавнему заявлению духовного предводителя армян Грузии, главы епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) Вазгена Мирзаханяна о необходимости "вернуть" ААЦ "сотни церквей", принадлежащих Грузинской православной церкви.

 

- Притязания армян на памятники грузинской архитектуры вызывают удивление. На мой взгляд, сегодня, когда история грузинской архитектуры уже прекрасно изучена и грузинскими, и зарубежными учеными, ставить такие вопросы и предъявлять такие претензии просто смешно.

 

Из истории нам хорошо известно, что армянские историки давно ведут борьбу за приобщение памятников грузинской архитектуры к наследию армянского народа. Еще Илья Чавчавадзе в своей книге "Армянские ученые и вопиющие камни" очень эмоционально и с большой горечью говорил об этих фактах и отвечал на претензии армян.

 

В этом своем стремлении присвоить чужое армяне не стеснялись стирать с памятников грузинские надписи, менять камни с грузинской эпиграфикой на камни с армянской эпиграфикой. Эти факты отражены во многих исторических трудах. Казалось бы, что сегодня после исследований грузинских, советских и зарубежных ученых, все точки над i по данному вопросу расставлены. Благодаря этим исследованиям мы знаем, какое богатое наследие имеет грузинский народ, в том числе и в культовой архитектуре. Однако, к сожалению, армянские ученые не внемлют фактам, и все их действия все так же направлены на присвоение максимально большого числа памятников других народов с целью "обогатить" свое наследие и культуру. Как 100-150 лет назад армянские ученые пытались доказать, что на Южном Кавказе якобы существует лишь одна христианская культура - армянская, так и сегодня они продолжают точно такую же политику.

 

- Азербайджан и сам настрадался от таких притязаний армян, в том числе на материальное наследие Кавказской Албании.

 

- Да, эта политика хорошо известна нам, азербайджанцам, поскольку такую же политику армяне проводят и в отношении азербайджанских памятников архитектуры, хотя и по данному вопросу азербайджанская архитектурная наука все давно доказала. Но мы продолжаем свои исследования, и азербайджанские ученые имеют многочисленные труды, в которых неоспоримо доказывается принадлежность памятников архитектуры Кавказской Албании именно к наследию азербайджанского народа.

 

- Возвращаясь к теме армянских притязаний на грузинские церкви, хотелось узнать, насколько обоснованы доводы армянских ученых и религиозных деятелей.

 

- Архитектурная наука давно дала ответ на этот вопрос. Несмотря на сходство архитектурного образа культовых сооружений, зодчество каждого народа имеет свои характерные особенности. Об этом еще в 1870-ых годах видный грузинский ученый Вахтанг Беридзе в двух своих выступлениях на симпозиумах по грузинскому искусству провел очень хороший сравнительный анализ грузинской и армянской архитектуры раннего (4-7 вв.) и развитого (10-13 вв.) средневековья. При этом он прекрасно показал, в чем сходство этих архитектур и в чем состоят различия. Ученый проанализировал и объемно-планировочное решение, и композицию, и особенности декора. Считаю, что после такого глубокого исследования возвращаться к этому вопросу снова просто нет смысла. А нынешние действия армянской стороны говорят лишь о том, что она готова на все ради достижения своей цели - как-то обосновать свои притязания на земли, на которых находятся эти памятники. Для них, видимо, научные доводы не являются доказательством, и они считают себя вправе писать и говорить все, что хотят, если это соответствует их политическим целям.

 

- Каковы возможности для кооперации азербайджанских и грузинских ученых для противодействия этой общей угрозе с армянской стороны? Возможно ли такое сотрудничество после того, как армяне стали открыто посягать и на грузинские памятники?

 

- Конечно, я считаю, что азербайджанские и грузинские ученые должны сотрудничать. Я допускаю наличие каких-то спорных памятников в регионе, потому что наш регион очень небольшой, и межгосударственные границы в различные периоды истории могли не быть такими четкими, как сегодня. Есть памятники в пограничных районах, в которых больше ощущается взаимовлияние культур. Связи между народами региона всегда были, и это нашло отражение, в том числе и в памятниках архитектуры. Мы можем и должны объединиться для того, чтобы по каждому памятнику было бы высказано совершенно обоснованное и объективное научное мнение, чтобы в нынешнем XXI веке армянские ученые, как и столетие назад, не могли выступать с такими абсурдными притязаниями в отношении соседних народов.

 

 

Интерфакс-Азербайджан

Библиотека

Социальные сети